logo
Философский энциклопедический словарь

562 Разделение

как единичной Р. т. (см. там же, с. 363). Р. т. находит выражение во взаимозависимости и обмене деятель­ностью между людьми. В ходе историч. развития Р. т. приобретает различные формы в зависимости от уровня производит. сил и производств. отношений, порождает необходимость в кооперации и координации деятель­ности, тесно связано с социальной структурой, оказы­вает значит. влияние на развитие личности.

Антич. мысль (Платон, Ксенофонт и др.) высоко оценивает Р. т. с т. зр. его преимуществ для общества в целом (товары изготовляются лучше, люди могут избрать сферу деятельности по своим склонностям). Платон видел в Р. т. основу распадения общества на сословия, осн. принцип иерархич. строения гос-ва. Острые противоречия развития Р. т. в условиях капита­лизма находят отражение в бурж. идеологии. Р. т. изучали экономисты У. Петти, А. Фергюсон, к-рый отмечает его уродующее влияние на человека. А. Смит (ему принадлежит сам термин «Р. т.») начинает кн. «Исследование о природе и причинах богатства народов» апофеозом Р. т., приводящему к «величайшему прогрес­су» производит. сил труда, умения и сообразительности работника, а заканчивает признанием, что Р. т. пре­вращает работника в огранич. существо. Шиллер с ро-мантич. позиций подверг критике утверждавшееся капиталистич. Р. т. (см. «Письма об эстетич. воспита­нии», в кн.: Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 264—65). С сер. 19 в. в бурж. идеологии преобладает апология Р. т., в к-ром видят гл. фактор развития общества, основу обществ. связи, социальной структуры, развития раз­нообразных способностей людей, а к отрицат. послед­ствиям Р. т. подходят как к необходимым издержкам прогресса (Конт, Спенсер, Дюркгейм). Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. продолжается и резкая критика спе­циализации (Зиммель и др.). С исследованием Р. т. тесно связаны теории рационализации и бюрократии М. Вебера. В совр. бурж. социологии изучается Р. т. в пром-сти, бюрократич. орг-циях, науке, его влияние на социальную стратификацию и мобильность и т. д. Существует антинауч. тенденция трактовать Р. т. как независимое от социальной системы и связанное с раз­витием индустриального общества, в к-ром проф. Р. т. сменяет классовое разделение занятий, свойственное раннему капитализму (Парсонс, Ростоу, Арон, Фрид­ман). Вместе с тем ряд либеральных бурж. социологов отмечает, что Р. т. превращает человека в функциональ­ный элемент, объект манипуляции крупных бюрокра­тич. орг-ций и гос-ва (Рисмен, Фромм, Миллс, Блау и др.). Ряд «левацко»-радикальных критиков капита­лизма выдвигает утопич. проекты полной деспециализа-ции деятельности.

Историч. материализм о Р. т. В работах Маркса и Энгельса можно выделить два существ. значения Р. т.: во-первых, Р. т. как определение опосредованного обществ.

характера труда в условиях существования частной собственности, обособленного труда и обмена (см. Соч., т. 3, с. 31). Р. т. характеризуется как один из источников и выражение отчуждения. Во втором зна­чении Маркс характеризует Р. т. как «разделение за­нятий» во всём обществе, «сосуществующий труд», «обществ. форму существования труда» (см. там же, т. 26, ч. 3, с. 278—83 и т. 47, с. 312). Основоположники марксизма показали, что развитие форм Р. т. связано с ростом производит. сил, населения, с возникновением в обществе новых потребностей и общих функций, вы­зывающих усложнение его структуры. Первоначально Р. т. складывается как естественно выросший механизм (половое и возрастное Р. т.). На определ. историч. эта­пе Р. т. в совокупности с действием др. факторов (иму-ществ. дифференциации, роста производительности труда, наследственности функций) приводит к возник­новению социальных групп и антагонистич. классов, закрепляющих за собой различные сферы деятельности. Происходит три крупных обществ. Р. т.— отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия,

выделение торговли в самостоят. сферу. Выражением Р. т. является также возникновение гос-ва, противопо-ложность между городом и деревней, между умств. и фиаич. трудом. Историч. ступенями Р. т. были плано­мерное и авторитарное Р. т. в общине, кастовый строй, цеховой строй, обусловившие Р. т. в обществе, но иск­лючавшие Р. т. в мастерской. Последнее, мануфактур­ное, Р. т. является порождением капитала, оно унич­тожает застойное ремесленное Р. т., расчленяет трудо­вой процесс на отд. частичные функции и создаёт пред­посылки для применения машины, к-рая технически опрокидывает мануфактурное Р. т. Однако оно вос­производится капиталом, превращающим рабочего в одарённый сознанием придаток машины. Развитие этого «абс. противоречия» приводит к тому, что становится необходимым уничтожение «старого», т. е. мануфак­турного, Р. т. (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 498—99). Индустрия, пишет Маркс, постоянно революционизи­рует Р. т. внутри общества. Как настоят, обществ. по­требность выступает задача сделать рабочего пригод­ным «...для изменяющихся потребностей в труде» (там же, с. 499). Анализ тенденций развития крупной пром-сти позволил Марксу и Энгельсу определить кон­туры коммунистич. общества, в к-ром преодолевается стихийный характер Р. т., уничтожается порабощаю­щее человека подчинение его Р. т. Важнейшими пред­посылками этого процесса Маркс считал превращение труда в материальном произ-ве в науч. (всеобщий) труд, когда человек перестаёт быть его непосредств. агентом (автоматизация), а также сокращение рабочего и увеличение свободного времени (см. там же, т. 19, с, 20; т. 25, ч. 2, с. 385—86; т. 46, ч. 2, с. 110—11).

Совр. тенденцией в развитии Р. т. является обособле­ние необходимых для функционирования и развития общества всё новых сфер, рост числа подразделений в них и соответственно проф. Р. т. В то же время в каж­дой отд. сфере Р. т. имеет своеобразный и противоре­чивый характер. В совр. материальном произ-ве пред­ставлены различные ступени развития (ручной труд, механизация, автоматизация) и связанные с ними фор­мы Р. т. В сфере науки (большие н.-и. ин-ты, значит. число отраслей, науч. специальностей, технич. Р. т.) возникла необходимость её организации, создания органов управления и координации. Изменение обществ.

структуры приводит к значит. росту становя­щейся особой специальностью и охватывающей разные обществ. уровни сферы управления, в к-рой в свою очередь развивается Р. т. Обособляются и растут также и др. сферы общества (образование, здравоохранение, услуги, иск-во) со своими специфич. формами Р. т. Таким образом, Р. т. может анализироваться в двух качественно различных планах. Во-первых, с т. зр. целостного подхода к обществу (различные сферы как элементы целого, их соотношение, разделение обществ. функций, обязанностей и ответственности). При этом можно выделить горизонтальное и вертикальное Р. т., связанное с положением и ролью различных социаль­ных и проф. групп. Во-вторых, возникает необходи­мость исследования Р. т. в каждой отд. сфере, её вза­имоотношения с др. сферами (город и деревня, наука и образование, наука и управление и т. д.). Особенно сложные процессы Р. т. связаны с переходными эпохами обществ. развития (переход от феодализма к капита­лизму, от капитализма к социализму).

Развитие указанных процессов при капитализме привело к усложнению социальной структуры, изме­нениям в составе классов капиталистич. общества. В условиях гос.-монополистич. капитализма бюрокра­тизация иерархически организованного общества, по­вышение значения образования и квалификации, а так­же сосуществование сфер и отраслей, находящихся на различных ступенях развития, ведут к возникновению, в дополнение к старым, новых форм закрепления поло­жения различных классов и социальных групп, касто­вости элиты, что усиливает противоречия капитали-

стич. общества. Отд. попытки «обогащения» труда, ликвидации отупляющей чрезмерной специализации, ставшей препятствием повышения производительности труда, противоречат осн. принципам капитализма.

В социалистич. обществе уничтожается старое клас­совое разделение занятий. Индустриализация и коопе­рирование с. х-ва приводят к изменению состава и чис­ленности рабочего класса и крестьянства, росту интел­лигенции. Развивающееся в социалистич. обществе Р. т., особенно в связи с механизацией и автоматиза­цией произ-ва, развёртывающейся науч.-технич. рево­люцией, бурным ростом различных сфер общества, приводит к большой мобильности населения, возник­новению многочисленных проф. групп. Предпринима­ются сознат. усилия для преодоления ещё существую­щего неравенства между крупными пром. и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека. По мере преодоления классовых различий в пределах развитого социалистич. общества на первый план вы­двигаются проблемы, связанные с тенденциями разви­тия Р. т. и утверждением полной социальной однород­ности (характер и содержание труда различных проф. групп, процессы дифференциации и интеграции дея­тельности и др.), обеспечением всестороннего и свобод­ного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, обществ. деятельность, иск-во и т. д.), постепенным созданием условий, при к-рых «различие в деятельности, труде не вле­чёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 542).

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 4, 18, 19, 20, 21, 23, 27, 37, 42, 46—48 (см. предм. указатель, ч. 2, с. 245—49); Ленин В. И., ПСС, т. 1, 3, 4, 25, 26, 41 (см. предм. указатель в Справочном томе к ПСС, ч. 1, с. 543); Б ю х е p К., Проис­хождение нар. х-ва и образование обществ. классов, пер. с нем., СПБ, 1897; Дюркгейм Э., О разделении обществ. труда пер. с франц., О., 1900; Ш м о л л е p Г., Нар. х-во...— Р. т., пер. с нем., М., 1902; 3 и м м е л ь Г., Социальная дифферен­циация, пер. с нем., М., 1909; Асмус В., Противоречия епе-циализации в бурж. сознании, «ПЗМ», 1926, № 9—10; Давы­дов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; [Дискуссия о Р. т ] «ВФ», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11, 12; 1964, № l, 6; Суде-ревский И. С., Проблемы Р. т., М., 1963; Маневич Е. Л. Проблемы обществ. труда в СССР, М., 1966, гл. 1, 2, 5; К о в а-л е в С. М., О человеке, его порабощении и освобождении, М. 1970; Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722; Косолапов Р. И., Социализм. К вопросам теории, М., 19792, гл. 2, 5; А ф а н а с ь е в В. Г., Системность и обще­ство, М., 1980; Fried mann G., Ου va le travail humain?, P., 195016; его же, Le travail en miettes. Specialisation et loi-sirs, nouv. ed., P., 1964; К em p er T h. D., The division of labor: a post-Durkheimian analytical view, «American Sociologi­cal Review», 1972, v. 37, № 6; Bell D., The coming of post-industrial society, L., 1974; Approaches to the study of social structure, ed. by P. M. Blau, Ν. Υ.— L., 1975; The divison of labour, [L.], 1976. Н. М. Ланда.

РАЗИ, a p - P а з и (латинизиров. P а з е с , Rhazes) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865—925 или 934), иран. учёный-энциклопедист, врач и философ; рацио­налист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Р. был хорошо знаком с антич. наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) — всего, очевидно, 184 соч. (до нас дошло 61); труды Р. были переведены на лат. яз. в Ев­ропе в 10—13 вв.

Для науч. исследований Р. характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практич. пользе. В основе филос. концепции Р., близкой нек-рым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «ма­терии», «времени», «пространстве»; посланный творцом разум внушает душе, пленённой материей, стремление к освобождению: путь к этому — изучение философии.

РАЗИ 563

Атомизм Р. близок атомизму Демокрита; Р. верил в абс. пространство, абс. время и признавал множест­венность миров. В этике выступал против аскетизма, призывал к активной обществ. жизни, считая образцом Сократа.

Р. резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат «Махарик аль-анбийа», к-рый лёг, по-видимому, в осно­ву лат. ср.-век. памфлета «О трёх обманщиках». Исти­на, по Р.,— едина, религий — множество, следователь­но, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикаль­ные высказывания Р. вызвали яростные нападки му-сульм. мыслителей 10—11 вв., в частности Фараби.

• Abu Bakr Muhammadi filü Zachariae Baghensis (Razis). Ope­ra philosophica fragmenta quae supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. l, Cahirae, 1939; в рус. пер,—К а р и м о в У. И., Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн», Таш., 1957.

• Nadjmabadi M., Bibliographie de Rhazes..., Tehran, 1960.

РАЗЛИЧИЕ, сравнит. характеристика объектов на ос­новании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; в матсриалистич. диа­лектике Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутр. противоречивость, развитие. Категория Р. находится в неразрывном единстве с категорией тождества. Наи­более тесная связь, внутр. взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тожде­ства, а тождество — внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и из­менчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость — как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества. РАЗУМ, см. Рассудок и разум.

РАЙЕРСОН (Ryerson) Стэнли Брео (р. 1911, Торон­то), канад. историк и социолог-марксист. Чл. Комму-нистич. партии Канады. В исследованиях по истории Канады защищает принципы историч. материализма, критикует немарксистские, метафизич. и механистич. концепции обществ. развития («теорию факторов», «экономич. детерминизм» и др.). Большое внимание Р. уделяет нац. вопросу, исследуя историю нац. взаимо­отношений в Канаде и раскрывая социально-экономич, и политич. факторы, обусловившие неравенство фран-коканадцев («граждан второго сорта») и англоканад-цев.

Освещая принципы науч. социализма, Р. критикует также различные бурж.-апологетич. концепции, ис­пользуемые в целях пропаганды антикоммунизма и ан­тисоветизма («открытое общество» К. Поппера и др.), отстаивает идеи мира, демократии и социального прогресса.

• Le Canada francais, sa tradition, son avenir, Montreal, 1945; A world to win: an introduction to the science of socialism, To­ronto, 1950s; The founding of Canada. Beginnings to 1815, Toron­to, 19632; The open society. Paradox and challenge, N. Y., 1965; Unequal union. Confederation and the roots of conflict in the Canadas, 1815—1873, N. Y., 1968; в рус. пер.— Нек-рые тенден­ции развития социальных наук в Канаде, «ВФ», 1961, № 11.

РАЙЛ (Ryle) Гилберт (19.8.1900, Брайтон,—1976, Оксфорд), англ. философ, представитель лингвистич. философии. Задачу философии видел в устранении проблем, возникающих в результате «категориальных ошибок» — неоправданного отнесения фактов, соответ­ствующих одной категории, к нек-рой др. категории. Понятие категории у Р. не носит традиц. филос. ха­рактера и описывает лишь способы словоупотребле­ния в языке. Согласно Р., мн. филос. проблемы фор­мулируются в виде дилемм (напр., «фатализм — ин­детерминизм», «удовольствие — страдание» и др.). Эти дилеммы разрешаются в результате тщательного линг-