logo
Философский энциклопедический словарь

570 Реализм

«непосредств. реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «он­тологич.» решение, признающее субъект и объект равно­правными сторонами единого бытия (критич. онтоло­гия). Если первое и третье решения создают основу для идеалистич. и интуитивистского понимания познания, то второе оставляет возможность и для материалистич. гносеологии.

Р. 20 в., в отличие от неопозитивизма, онтологичен, но в противовес иррационалистич. и религиозно-филос. течениям строит онтологию («метафизику») в связи с наукой. Однако роль философии сводится к выявлению границ науч. знания и выработке «первичных понятий» и категорий онтологии спекулятивным образом, а не путём обобщения науч. теорий. Поэтому филос. знание оказывается принципиально отличным от научного, основываясь на непосредств. интуитивном переживании бытия и на вере. Тем самым открывается путь для со­единения реалистич. философии с религ. мировоззре­нием. Онтология («спекулятивная космология») Р. обычно связана с учением о «слоях» или «уровнях» сущего, а иногда и с эволюц. пониманием их как резуль­татов ряда качеств. скачков, не подготавливаемых количеств.

изменениями и направляемых идеальными силами.

• Пути Р., М., 1926; Луканов Д. М., Гносеология амер. «Р.», М., 1968; Юдина Н. С., Проблема метафизики в амер. философии 20 в., М., 1978; H a r l o w V. E., Bibliography and genetic study of American realism, Oklahoma City, 1931; Wild J., Introduction to realistic philosophy, N. Y., [1948]; Passmore J., A hundred years of philosophy, rev. ed., Ν. Υ., 1966. А. С. Богомолов.

РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, прав­дивое, объективное отражение действительности спе-цифич. средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск-ва Р. принимает конкретные формы определ. творч. мето­дов — напр., просветит. Р., критич. Р., социалистич. Р. Методы эти, связанные между собой преемственно­стью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистич. тенденций и в разных видах и жанрах иск-ва.

В марксистско-ленинской теории иск-ва нет единого, установившегося определения как хронологич. границ Р., так и объёма и содержания этого понятия. В много­образии развиваемых т. зр. можно наметить две осн. концепции. Согласно одной из них, Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества, в к-рой обнаруживается глу­бинная сущность иск-ва как способа духовно-практич. освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художеств. познания её важных сторон и качеств. в первую очередь социальной действительно­сти, определяет и меру реалистичности того или иного художеств. явления. В каждый новый историч. период Р. приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристал­лизуясь в законченный метод, определяющий художеств.

культуру своего времени.

Представители другой т. зр. на Р. ограничивают его историю определ. хронологич. рамками, видя в нём исто­рически и типологически конкретную форму художеств. сознания. В этом случае начало Р. связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее полное раскрытие специфич. черт Р. в прошлом усматривается в критич. Р. 19 в.; новый, высший этап Р. представляет в 20 в. социалистич. реализм. При этом характерным признаком Р. считается способ обобщения жизненного материала, наз. типизацией в соответствии с характери­стикой, данной Ф. Энгельсом в связи с анализом реали­стич. романа: «... типичные характеры в типичных обсто­ятельствах» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 37, с. 35). Р., т. о., исследует социальную действительность и личность человека в его нерасторжимом единстве с

обществ. отношениями. Такая трактовка понятия Р. вырабатывалась гл. обр. на материале истории лит-ры, в то время как первая — на материале преим. пластич. иск-в.

Какой бы т. зр. ни придерживаться, несомненно, что реалистич. иск-во располагает необычайным многооб­разием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистич. форм и приёмов. Реализм Дж. Боккаччо и реализм Г. Мопассана, А. Дюрера и О. До­мье, А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, К. С. Ста­ниславского и Б. Брехта существенно отличаются друг от друга, свидетельствуя о широчайших возможностях глубоко объективного освоения исторически изменяю­щегося мира художеств. средствами. Однако лю­бой реалистич. метод характеризуется последователь­ной направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности, к-рая, в данных исто­рически обусловленных пределах, оказывается доступ­ной правдивому отражению. В этом смысле Р. свойст­венна убеждённость в познаваемости сущности объек­тивно-реального мира средствами иск-ва.

Формы и приёмы отражения действительности в реа­листич. иск-ве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явле­ний, к-рое с необходимостью присуще реалистич. тен­денции и составляет характерную особенность всякого реалистич. метода, по-разному выражается в романе и лирич. стихотворении, в историч. картине и пейзаже, художеств. фильме и мультипликации. Изображение жизни в формах самой жизни, считающееся нек-рыми сов. эстетиками специфич. признаком Р., в действи­тельности широко распространено в реалистич. иск-ве, порой доминирует, но не является обязат. признаком реалистич. метода, особенно если эту формулу трактовать как требование адекватности образа эмпирич. облику явлений действительности. Не всякое изображение внеш. фактов действительности реалистично. Эмпирич. достоверность художеств. образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существ. сторон действительности, к-рая порой требует для выявления тех или иных граней её глубинного содержания резкой гиперболизации, заострения, гротескной утрировки «форм самой жизни». Самые различные условные приё­мы и образы неоднократно являлись средством точного и выразит. раскрытия жизненной правды (напр., в творчестве Ф. Рабле, Ф. Гойи, M. E. Салтыкова-Щед­рина, А. П. Довженко, Б. Брехта), особенно тогда, ког­да сущность того или иного социального явления или идеи не имеет адекватного выражения в к.-л. одном единичном факте или предмете.

Художеств. правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное от­ражение существ. сторон жизни и истинность эстетич. оценки, т. е. соответствие присущего данному иск-ву общественно-эстетич. идеала таящимся в действитель­ности потенциям поступат. развития. Это то, что мож­но назвать правдой идеала или эстетич. оценки. Наи­более глубоких и художеств.-гармонич. результатов реалистич. иск-во достигает тогда, когда обе эти сторо­ны эстетич. истины находятся в органич. единстве, как, напр., в портретах Рембрандта, поэзии Пушкина, романах Л. Н. Толстого. Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней «поэтическое пра­восудие» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), т. е. выносит, как выражался Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа тенденциозности Р. Там, где тенденция не вытекает «из обстановки и дей­ствия» (см. там же, с. 333), а привносится в произведе­ние извне, возникает чуждый Р. дидактизм или внеш. декларативность. С проблемой идеала в реалистич. иск-ве тесно связан и вызывающий в науке острые спо­ры вопрос о соотношении Р. и романтизма. Не отрицая наличия особого романтич. метода в иск-ве, следует подчеркнуть, что романтика является отнюдь не чем-то

противоположным Р., но зачастую его неотъемлемым качеством. Особенно очевидно это в иск-ве социали-стич. Р.

Относительно отд. родов художеств. творчества, к-рые не воспроизводят чувственно воспринимаемых форм действительности, как, напр., музыка и архи­тектура, проблема Р. прояснена ещё недостаточно. Поскольку любая трактовка сущности Р. невозможна вне категории истины, возникает вопрос — в чём мож­но видеть правдивость т. н. выразит. искусств. Попытка истолковать, напр., Р. в архитектуре как «правдивость» выражения функции и конструкции в форме несостоя­тельна, ибо проблема переводится здесь из плана отра­жения действительности в художеств. образе в план конструктивной логики. По-видимому, путь решения проблемы Р. в зодчестве или музыке лежит в подходе к произведениям этих видов иск-ва как к своеобразным эстетич. моделям действительности. Модель по форме может быть абсолютно не сходна с оригиналом, но она должна быть адекватной ему по содержанию. «Вырази­тельные» иск-ва моделируют объективную действитель­ность или социально-психологич. строй личности. Так, Р. в музыке определяется правдивостью отражения таких чувств. настроений, переживаний в их станов­лении, развитии и смене, к-рые соответствуют эстетич. идеалу эпохи.

Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистич. методов в иск-ве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художеств. творчество отрыва­ется от реальной действительности, уходит в своеобраз­ный эстетич. агностицизм, отдаётся субъективистскому произволу, как в совр. модернизме, там уже нет места Р. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею «реализма без берегов» имеют своей целью затушевать противоположность Р. и упа­дочного бурж. иск-ва. В совр. эпоху борьба идеологий в сфере художеств. творчества выражается в противо­борстве Р. и декадентского модернизма, Р. и т. н. массо­вого иск-ва (см. «Массовая культура»), воинствующе буржуазного по содержанию, но ради доступности охотно имитирующего реалистич. формы изображения. Ревизионизм в эстетике в своих определениях Р. игно­рирует критерий истины, тем самым снимая всякую возможность его объективного определения.

Но совр. Р. так же, как и Р. прошлого, не всегда пред­стаёт в «химически чистом» виде. Реалистич. тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормо­зящими или ограничивающими развитие Р. как целост­ного метода. Так, напр., живая правда действительно­сти противоречиво переплетается с религ. спиритуа­лизмом и мистикой в ряде произведений готич. иск-ва. При этом далеко не всегда можно механически отделить реальное начало от чуждых ему эстетич. принципов. Нередко наблюдаются художеств. образования, в к-рых одновременно существуют и реалистические, и не свя­занные с Р. черты (напр., символистич. тенденции в творчестве М. А. Врубеля или А. А. Блока), находящие­ся в творчестве самого художника в нерасторжимом единстве. Так, у раннего Маяковского глубоко правди­вый в основе своей протест против бурж. обывательско­го мира органически связан с футуристич. стилисти­кой. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективистским восприятием действительно­сти и правдивостью обществ.-эстетич. идеала худож­ника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессив­ных художников капиталистич. стран. Нередко это противоречие разрешается победой реалистич. начала в их творчестве (напр., преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, драмы абсурда А. Адамо­вым).

Реалистич. иск-во часто бывает «умнее» своего твор­ца: правдивое раскрытие действительности приводит

РЕАЛИЗМ 571

к «победе» Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом, как это, в частности, показали Ф. Эн­гельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Иск-во того или иного художника может быть порой глубже, правди­вее, богаче его социально-политич. и филос. взгля­дов, отмеченных сложными противоречиями (напр., И. С. Тургенев, Φ. Μ. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художеств. творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве слу­чаев Р. связан с передовыми социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна откры­тая тенденциозность в выражении обществ. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критич. Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфи­ка к-рого требует последовательной партийности.

Социальная почва Р. исторически изменчива. Но подъём реалистич. иск-ва, как правило, совпадает с периодами широких связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает, что Р. всегда выражает не-посредств. интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен разносторонний охват жизни наро­да, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.

Поскольку любая историч. форма Р. более всего открыта определ. сторонам и аспектам действительно­сти, чутка к тем или иным граням идеологии и психо­логии своей эпохи, она неизбежно оказывается истори­чески ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, иск-во высокого Ренессанса «слепо» к обществ. антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопич. мечты о социальной гар­монии. Роман же критич. Р. 19 в., объективно прони­кая в жизнь бурж. общества, дал несравненные образ­цы художеств. исследования социальных антагониз­мов и сложной диалектики человеч. характеров. Т. о., задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного «антиреализма». Такая позиция вульгар­на и догматична. Диалектика изучения Р. требует рас­крытия его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика «художеств. прогресса», подводящая в конце концов к иск-ву социалистического реализма.

• Днепров В., Проблемы Р., Л., 1961; Иезуи­тов А. Н., Вопросы Р. в эстетике Маркса и Энгельса, М.— Л., 1963; В а й м а н С. Т., Марксистская эстетика и проблемы Р., М., 1964; Петров С. М., Реализм, М., 1964; Никола­ев П. А., Р. как теоретико-лит. проблема (к истории изучения), в сб.: Сов. литературоведение за 50 лет, М., 1967; Р. и художеств. искания XX в. Сб. ст., М., 1969; Михайлова А., О художеств. условности,

Μ., 19702; Редекер X., Отражение и дей­ствие. Диалектика Р. в художеств. творчестве, [пер. с нем.], М., 1971; Сучков Б., Историч. судьбы Р. Размышления о творч. методе, М., 19733; Мотылева Т., Достояние совр. Р., М.,1973; Фарбштейн А. А., Теория Р. и проблемы муз. эстетики, Л., 1973; Палиевский П. В., Пути Р., М., 1974; А у э ρ б а х Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976.

Г. А. Недошивин.

РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектич. материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т. е. материя в сово­купности различных её видов (Р. противополагается здесь субъективной Р., т. е. явлениям сознания); 2) всё существующее, т. е. материальный мир и все его иде­альные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т. д. является обществ. практика.

РЕВИЗИОНИЗМ (от позднелат. revisio — пересмотр), антинауч. пересмотр положений марксизма-ленинизма;