92 Вопросы
тич. статьи и разборы соч. зап.-европ. философов и психологов, обзоры, библиография, переводы классич. соч. по философии античности и нового времени. Преобладающее значение в «В. ф. и п.» приобрела идеа-листич. философия. Наиболее активными сотрудниками журн. были: Ю. И. Айхенвальд, П. Д. Боборыкин, Е. А. Бобров, А. И. Введенский, П. Г. Виноградов, В. И. Герье, А. Н. Гиляров, Грот, Ф. А. Зеленогор-ский, Н. А. Иванцов, М. И. Карийский, В. О. Ключевский, A.A. Козлов, Я. Н. Колубовский, М. С. Коре-лин, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, Лопатин, П. Н. Милюков, Д. Н. Овсяннико-Куликовский, Преображенский, Э. Л. Радлов, П. П. Соколов, В. С. Соловьёв, Л. II. Толстой, Б. Н. Трубецкой, С. II. Трубецкой, Г. И. Челпанов, Б. Н. Чичерин и др. В книге 5(100) за 1909 помещён Указатель статей, рецензий и заметок за 1889-1909.
«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА», произв. К. Маркса, посвящённое теоретич. обобщению опыта Революции 1848—49, а также последующих событий во Франции до гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 — марте 1852, опубл. И. Вей-демейером в Нью-Йорке в мае 1852; 2-е изд. с предисл. Маркса вышло в 1869, 3-е — под ред. и с предисл. Ф. Энгельса в 1885; на рус. яз. издано в Женеве в 1894.
Применяя материалпстич. понимание истории в исследовании определ. историч. периода, Маркс развивает здесь гл. обр. теорию классовой борьбы и революции. Он подчёркивает активную роль людей в историч. процессе: «Люди сами делают свою историю...»; впервые употребляет термин «общественная формация»; развивает теорию базиса и надстройки (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 119, 120, 145, 148). Маркс разрабатывает типологию революций (см. там же, с. 122—23, 141), периодизацию революц. событий 1848—51, анализирует явление бонапартизма. Маркс чётко формулирует необходимость союза пролетариата и крестьянства: «Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок»; когда крестьянин расстанется с верой в свою парцеллу, «...пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (там же, с. 211, 607); впервые формулирует положение о необходимости слома бурж. гос. машины: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там же, с. 206); при этом он подчёркивает: «Слом государственной машины не подвергает никакой опасности централизацию. Бюрократия есть только низшая и грубая форма централизации...»; «Государственная централизация, в которой нуждается современное общество, может возникнуть лишь на развалинах военно-бюрократической правительственной машины...» (там же, с. 606, 213).
Как указывал Энгельс в предисловии к 3-му изд. работы Маркса, в этом гениальном труде Маркс на опыте истории франц. революции проверил правильность открытого им великого закона движения истории, т. е. материалистич. понимания истории (см. там же, т. 21, с. 259).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 115—217; т. 16, с. 374—76; т. 21, с. 258—59; Ленин В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33, гл. 2 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М., 19732, гл. 6; О и з е р-ма н Т. И., Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г., М., 1955; Междунар. рабочее движение. Вопросы истории и теории, т. 1, М., 1976, гл. 8; Марксистская философия в 20 в., кн. 1, М., 1979, ч. 2.
ВОСПРИЯТИЕ, процесс отражения действительности в форме чувств, образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отд. свойства вещей, В. даёт информацию об объекте в его целостности при непосредств. воздействии объекта на органы чувств. В отличие от животных, В. человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.
Объективной основой В. как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта, существующего независимо от сознания человека.
Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отд. признаков и их синтез. Адекватность образа В. его объекту достигается благодаря тому, что воспринимающие этот объект органы (как сенсорные, так и моторные) активно прослеживают его свойства, связи и отношения. Это находит, в частности, выражение в ощупывающем движении рук, воспринимающих форму предмета, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в процессе вслушивания и т. п. Одновременно с приспособлением перцептивных органов к особенностям воспринимаемого объекта субъект своими действиями стремится поставить объект в такие условия, в к-рых бы последний мог восприниматься наилучшим образом и с разных сторон. Это двухстороннее шодстраи-вание» субъективных познават. способностей и средств (как органов чувств. так и искусств, приборов) к особенностям объекта, а объекта — к особенностям воспринимающего субъекта позволяет построить наиболее адекватный чувств. образ объекта.
Процесс познания, отправным пунктом и необходимым компонентом к-рого является В. предмета в нек-рой совокупности его свойств и отношений, включает как различение и обособление вещей в пространстве и времени, так и их связывание и соотнесение. Для В., напр., формы предмета, его величины и др. признаков характерно, что, несмотря на изменения положения предмета, мы воспринимаем его форму относительно неизменной, т. е. константно; последнее является результатом включённости имеющегося у субъекта опыта в акт живого созерцания. Это является необходимым условием процесса узнавания, а также познания. Процесс В. в его развитой форме осуществляется с помощью системы манипуляций, т. е. особых действий, направленных на выделение в объекте его информативного (с т. зр. задач деятельности) содержания, по к-рому человек сличает данный объект с уже имеющимися у него перцептивными моделями. Эти действия позволяют осуществить операции идентификации, отнесения объекта к определ. классу и др.
В. человека развивается в процессе его практич., социально-исторически обусловленного взаимодействия с внеш. миром. Человеч. В. отражают мир не только в меру биологич. особенностей органов чувств. но и посредством спец. приборов, неизмеримо усиливающих и расширяющих перцептивные возможности чувств. отражения. Успехи обществ. произ-ва создали условия, в известной степени освобождающие человека от необходимости непосредств. биологич. приспособления органов чувств к окружающей среде. Поэтому человек стал уступать нек-рым животным в той односторонне развитой чувствительности отд. органов, к-рая определялась действием естеств. отбора (напр., острота зрения птиц или обоняния собаки). Однако в целом, в связи с созданием предметного мира культуры, влиянием мышления и речи, художеств, и технич. творчества, В. человека поднялось на качественно новый уровень по сравнению с животными. «...Человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т. д.» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121).
Особо активную и тесно связанную с мышлением форму В. образует наблюдение, к-рое развивается у человека в процессе обществ. практики и познания. См. также Теория познания.
*A н а н ь е в Б. Г., Психология чувств. познания, М., 1960; еонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M., 19652; В и действие, М., 1967; Хрестоматия по ощущению и В., М., 1975.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод науч. исследования, состоящий в движении теоретич. мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектич. традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное — как его полнота, содержательность. В этом смысле принцип В. от а. к к. характеризует направленность науч.-познават. процесса в целом — движение от менее содержательного к более содержательному знанию.
Впервые понятия «абстрактное» и «конкретное» для характеристики различия содержательности, развитости мысли были применены Гегелем. При этом конкретное связывалось Гегелем с разумным мышлением, а абстрактное — с рассудочностью мышления (см. Рассудок и разум). В. от а. к к. понималось Гегелем как развитие мышления, источником к-рого выступали противоречия, выявляемые и преодолеваемые путём формирования нового, более конкретного содержания. Однако Гегель мистифицировал эту важнейшую закономерность развития мысли, интерпретируя её как саморазвитие понятия.
Подлинно научное филос.-методологич. понимание и применение принцип В. от а. к к. получил у К. Маркса. Гегелевской идее порождения конкретного мыслью Маркс противопоставил материалистич. идею воспроизведения, отражения конкретного в мысли. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления... Гегель поэтому впал в иллюзию, понимая реальное как результат себя в себе синтезирующего, в себя углубляющегося и из самого себя развивающегося мышления, между тем как метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного» (M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 37—38).
Принцип В. от а. к к. применяется Марксом для характеристики развития знания на теоретич. стадии науки, когда уже сформирован концептуальный аппарат науки и создан исходный каркас понятий, на основе к-рого осуществляется развитие теоретич. знания как дифференцированной, но внутренне взаимосвязанной и целостной в своих изначальных контурах системы. Характеризуя история, развитие политэкономии, Маркс указывал, что «...экономисты XVII столетия всегда начинают с живого целого..., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения...» (там же, с. 37). После формирования подобных абстракций политэкономия начинает реализовать «правильный в научном отношении» метод движения от этих простейших определений к воспроизведению реальной конкретности. Реальная конкретность выступает для теоретич. мысли в процессе В. от а. к к. той предпосылкой, к-рая, согласно Марксу, должна «...постоянно витать перед нашим представлением...« (там же, с. 38).
Необходимая генетич. предпосылка этого процесса— построение исходной теоретич. конструкции, к-рая выражала бы нек-рый синтез отправных абстракций. Маркс создаёт такую конструкцию в своей концепции единства и различия абстрактного и конкретного труда, стоимости и меновой стоимости, исходных противоречий товарного отношения и т. п. Подобная конструкция по своей методологич. функции в развитии теоретич. знания аналогична исходным идеализированным объектам (см. Идеализированный объект), к-рые выступают в качестве основы В. от а. к к. в естеств. науках
ВОСХОЖДЕНИЕ 93
(напр., система материальных точек в механике, моле-кулярно-кинетич. модель идеального газа в теории газов и т. п.). Исходная теоретич. конструкция В. от а. к к. представляет собой нек-рую целостную, хотя и абстрактную модель воспроизводимого объекта. Содержание каждой из составляющих её абстракций раскрывается в контексте связей со всеми остальными.
Стимулом осуществления В. от а. к к. является обращение к реальной конкретности. Маркс подчёркивал, противопоставляя своё понимание В. от а. к к. гегелевскому толкованию, что мысленная конкретность «..ни в коем случае не продукт понятия, порождающего само себя и размышляющего вне созерцания и представления, а переработка созерцания и представления в понятия» (там же), к-рая достигается за счёт постоянного взаимодействия теории и эмпирич. данных в процессе В. от а. к к. Между реальной конкретностью и её воспроизведением в мысленной конкретности теоретич. системы лежат промежуточные звенья концептуального анализа, позволяющие вписать эмпирич. данные в мысленную конкретность, объяснить и разрешить те несоответствия и противоречия-антиномии, к-рые возникают между абстрактной теоретич. схемой и конкретной реальностью.
В. от а. к к.— содержательно-конструктивный процесс развития теоретич. мысли. Он предполагает постоянное обогащение её содержания, к-рое выражается во введении новых понятий и положений, не являющихся, однако, чисто дедуктивными следствиями отправных положений. Синтетичность, конструктивность (в смысле последоват. расширения и прироста теоретич. содержания), постоянная «открытость» теории по отношению к эмпирич. данным — всё это характеризует развитие теоретич. знания в процессе В. от а. к к.
* M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, 25; его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 3, там же, т. 26(3); Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Нарский И. С., Вопросы диалектики познания в «Капитале» Маркса, М., 1959; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа, М., 1971, разд. 2; О м е л ь я н о в с к и й М. Э., Аксиоматика и поиск основополагающих принципов и понятий в физике, в кн.: Синтез совр. науч. знания, М-, 1973; Ш в ы-р ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл, 3, § 4; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 4. В. С. Швырёв.
ВРЕМЯ, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. В. не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.
В домарксистской философии В. преим. рассматривалось как внеш. условие бытия материи, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от к.-л. процессов в мире. Так, напр., Ньютон различал абс. В. как внеш. условие бытия и относит. В., выражающее длительность конкретных состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодич. процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.). Подобное толкование В. господствовало в естествознании и натурфилософии 17—19 вв. Ему противостояло понимание В. как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах, Дидро, Чернышевский). В теологии и различных системах объективного идеализма В. рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей богу или абс. духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм). В субъек-тивно-идеалистич. концепциях В. толковалось как фор-
- Энциклопедический словарь
- Философский
- Москва «советская энциклопедия»
- 6 Абсолютное
- 8 Абстракция
- Австромарксизм 9
- 10 Автогенез
- 14 Адлер
- 16 Аккультурация
- 18 Алан
- 20 Аллегория
- 22 Анаксагор
- 24 Аналитические
- 26 Ансельм
- 28 Антиномия
- 30 Антиципация
- 32 Апостериори
- 34 Аристотелизм
- 36 Аристотель
- 38 Аркесилай
- 40 Астика
- Атомистика 41
- 42 Атрибут
- 44 Бадараяна
- 46 Баумгартен
- 48 Белл
- 50 Бердяев
- 52 Берталанфи
- 54 Биологическое
- 56 Боас
- 58 Богословско
- 62 Брйджмен
- 64 Буддхи
- 66 Буржуазная
- 68 Буриданов
- Бытие 69
- 70 Быховский
- 72 Бюхнер
- 76 Веблен
- 78 Верификация
- 80 «Вехи»
- 84 Винцент
- 86 Влечение
- 88 Война
- 90 Вольф
- 92 Вопросы
- 94 Время
- 96 Вульгарный
- 98 Выготский
- 100 Гальтон
- 102 Гартли
- 104 Гегельянство
- 106 Гейлинкс
- 108 Географическая
- 110 Гербарт
- 112 Герметизм
- 116 Гипотетико
- 118 Глубинная
- 120 Гобино
- 122 Государственный
- 124 Государство
- 126 Готама
- 128 Грех
- 130 Гудмен
- 132 Гуны
- 134 Дамаский
- 136 Дарвинизм
- 138 Движение
- 140 Деидеологизация
- 142 Декадентство
- 144 Деметрий
- 146 Демократия
- 148 Демонстрация
- 150 Дешан
- 152 Джаймини
- 154 Дзэн
- 156 Диалектика
- 158 Диалектика
- 160 Диалектический
- 162 Диалектический
- 164 Дизъюнкция
- 166 Диктатура
- 168 Диоген
- 170 Дифференциальная
- 172 Добролюбов
- 174 Доказательство
- 176 Достаточного
- 178 Дуализм
- 180 Дхарма
- 182 Дюэм
- 184 Ересь
- 186 Жизнь
- 188 Заблуждение
- 190 Защитные
- 192 Знанецкий
- 194 Ибн сина
- 196 Идеализация
- 198 Идеи
- 200 Идеология
- 202 Иероглифов
- 204 Императив
- 206 Индивид
- 208 Индустриальное
- 210 Интеграция
- 212 Интеллигибельный
- 214 Интериоризация
- 216 Интроспективная
- 220 Иовчук
- 222 Исключённого
- 224 Ислам
- 226 Исследование
- 228 Исторический
- 230 Исторический
- 232 История
- 234 Исчисление
- 236 Йогачара
- 238 Кабанис
- 240 Казуистика
- 244 Кан ювэй
- 246 Капитализм
- 248 Каппадокийский
- 250 Касб
- 252 «Катедер-социализм»
- 254 Кедворт
- 256 Киреевский
- 258 Классовая
- 260 Классы
- 262 Клаус
- 264 Коллектив
- 266 Коммунизм
- 268 Коммунизм
- 270 Коммунистическое
- 272 Кондильяк
- 274 Конструктивная
- 276 Конформизм
- 278 Конфуций
- 280 Корнфорт
- 282 Котарбиньский
- 284 Крижанич
- 286 Критика
- 288 Критика
- 290 Кроссер
- 292 Куайн
- 294 Культура
- 298 Лавров
- 300 Ламенне
- 302 Лебон
- 304 Легизм
- 306 Ленин
- 308 Ленин
- 310 Лесевич
- 312 Либкнехт
- 314 Ликей
- 316 Логика
- 318 Логика
- 320 Логика
- 322 Логические
- 324 Локаята
- 326 Лосский
- 328 Лу цзююань
- 330 Людвиг
- 332 Мабли
- 334 Макиавелли
- 336 Малиновский
- 338 Манифест
- 340 Манхейм
- 342 Маркович
- 344 Марксизм-ленинизм
- 346 Марксизм-ленинизм
- 348 Массовая
- 350 Материализм
- 352 Материализм
- 354 Материя
- 356 Махизм
- 358 Мелисс
- 360 Меньшевиствующий
- 362 Метафизика
- 364 Метаязык
- 366 Методология
- 368 Метриопатия
- 370 Микросоциология
- 372 Мимесис
- 374 Мирное
- 376 Мистика
- 378 Мифы
- 380 Михельс
- 382 Модель
- 384 Мокша
- 386 Монизм
- 388 Морган
- 392 Мэйо
- 394 Навья-ньяя
- 396 Народная
- 398 Народность
- 400 Народонаселение
- 402 Настика
- 404 Наука
- 406 Наука
- 408 Научно-техническая
- 410 Научно-технический
- 412 Научный
- 414 Национализм
- 416 Национальный
- 418 Начала
- 420 Недонсель
- 422 Необходимость
- 424 Неодаосизм
- 426 «Неомарксизм»
- 428 Неопозитивизм
- 430 Неосхоластика
- 432 Неоэволюционизм
- 434 Непротиворечивость
- 438 Нищета
- 440 Новый
- 442 Ноумен
- 444 «О душе»
- 448 Общественное
- 450 Общественные
- 452 Община
- 454 Объективный
- 456 Оккамизм
- 458 Онтология
- 460 Определение
- 462 Оптимизм
- 464 Организмические
- 466 Ортега-и-гасет
- 468 Основной
- 470 Отношение
- 472 Отчуждение
- 474 Павлов
- 476 Панентеизм
- 478 Парацельс
- 480 Парсонс
- 482 Партия
- 484 Патриотизм
- 486 Первобытнообщинная
- 488 Переход
- 490 Перцепция
- 492 Пиаже
- 494 Пифагор
- 496 Платон
- 498 Платонизм
- 500 Плеханов
- 502 Плутарх
- 504 Поведение
- 506 Познай
- 508 «Политика»
- 510 Политическая
- 512 Политцер
- 514 Поппер
- 516 Порецкий
- 518 Потребности
- 520 Правило
- 522 Прагматика
- 524 Пратитьясамутпада
- 526 Предметность
- 528 Престиж
- 530 Природа
- 532 Причинность
- 534 Прогресс
- 536 Производительные
- 538 Происхождение
- 540 Пропедевтика
- 542 Протагор
- 544 Противоположность
- 546 Противоречия
- 548 Психоанализ
- 550 Психология
- 552 Птолемей
- 554 Рабовладельческая
- 556 Рабочий
- 558 Равенство
- 560 Радищев
- 562 Разделение
- 564 Различие
- 566 Расово-
- 568 Расы
- 570 Реализм
- 572 Реальность
- 574 Революция
- 576 Рейхенбах
- 578 Релятивизм
- 580 Реформа
- 582 Речь
- 584 Риккерт
- 586 Робине
- 588 Ростоу
- 590 Самадхи
- 592 Санкции
- 594 Сатья
- 596 Свобода
- 598 Свободомыслие
- 600 Селлерс
- 602 Семь
- 604 Сенека
- 606 Сигер
- 608 Симметрия
- 610 Сирацкий
- 612 Система
- 614 Скандха
- 616 Служащие
- 618 Смирнов
- 620 Совесть
- 622 Созерцание
- 624 Сознательность
- 626 Соловьёв
- 628 Софизм
- 630 Социализм
- 632 Социалистическая
- Социалистический 633
- 634 Социалистическое
- 636 Социальная
- 638 Социальный
- 640 Социологические
- 642 Социология
- 644 Социометрия
- 646 Спенсер
- 648 Спиритуализм
- 650 Справедливость
- 652 Средний
- 654 Стереотип
- 656 Страта
- 658 Структурно
- 660 Сублимация
- 662 Субъективный
- 664 Сумма
- 666 Сущность
- 670 Тарский
- 672 Теизм
- 674 Темперамент
- 676 Теология
- 678 Теория
- 680 Теософия
- 682 Тест
- 684 Тимашев
- 686 Титченер
- 688 Тойнби
- 690 Торо
- 692 Традиция
- 694 Трансцендентальный
- 696 Труд
- 698 Турен
- 700 Уайтхед
- 702 Универсалии
- 704 Уотсон
- 706 Урбанизация
- 708 Установка
- 710 Утопия
- 712 Файхингер
- 714 Фашизм
- 716 Фейерабенд
- 718 Феноменологическая
- 720 Феодализм
- 722 Феодальный
- 724 Физикализм
- 726 Филон
- 728 Философия
- 730 Философия
- 732 Философия
- 734 Философия
- 736 Философские
- 738 Философские
- 740 Философский
- 742 Фишер
- 744 Формализм
- 746 Формация
- 748 Франкфуртская
- 750 Фрустрация
- 752 Футурология
- 756 Холизм
- 758 Христианство
- 760 Художественный
- 762 Целесообразность
- 764 Ценностные
- 766 Цинизм
- 770 Человек
- 772 Чернышевский
- 774 Чикагская
- 776 Чувства
- 778 Шартрская
- 780 Шеллингианство
- 782 Шинкарук
- 784 Шпенглер
- 786 Щепаньский
- 788 Эйхгорн
- 790 Экология
- 792 Эксперимент
- 794 Элиты
- 796 Эмпедокл
- 798 Энгельс
- 800 Энергия
- 802 Эпигенез
- 804 Эразм
- 806 Эстетика
- 808 Эсхатология
- 810 Этика
- 812 Этнометодология
- 814 Юмор
- 816 Язык
- Основные сокращения
- Именной указатель
- А в т ор ы словаря*