logo
Философский энциклопедический словарь

300 Ламенне

наблюдая за её течением, пришёл к убеждению, что духовная деятельность человека определяется его телес­ной организацией. Эта идея легла в основу его первого филос. соч. «Естеств. история души» («Histoire natu­relle de l'äme», 1745, или «Трактат о душе» — «Traite de Гате»), в к-ром открыто обосновывался атеизм. Книгу сожгли, и Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал соч. «Чело­век-машина» (1747, рус. пер. 1911), к-рое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха 11 переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы «Человек-растение» («L'homme plante», 1748) и «Система Эпикура» («Sys­teme d'Epicure», 1751). Умер по время испытания на себе нового метода лечения.

Л. первым во Франции дал последоват. изложение системы механистич. материализма. Л. признавал своей целью возрождение системы Эпикура. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнару­живаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внеш. тел на мозг. Чело­века отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела «мерилом ума». Человеч. организм Л. рассматривал как самостоятель­но заводящуюся машину, подобную часовому меха­низму. В своих последних работах Л. подошёл к идеи эволюции, высказывал мысли о единстве происхожде­ния растит. и животного мира, о постепенном совер­шенствовании материи. Как сенсуалист Л. считал, что внеш. мир отражается на «мозговом экране». В этике исходил из позиций гедонизма, отводя вместе с тем значит. роль обществ. интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся лю­дей и успехами просвещения. Л. был сторонником просвещённого абсолютизма. Филос. идеи Л. оказали значит. влияние на Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. материалистов.

• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1796; в рус. пер — Избр. соч., М.—Л., 1925; Соч., М., 1976.

• Вороницын И. П., Ла Меттри, [Xap.], 1925; Сереж-ников В. К., Л., M., [1925]; Богуславский В. М., Л., М., 1977; D u Bois-Reymond E., La Mettrie, В., 1875; Poritzky J. P., J. O. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke, B., 1900; L e m έ e J. i1., Julien Offray de La Mnttrie, [Mortain], 1955; Mendel L., La Mattrie..., Lpz., 1965.

ЛАНГЕ Николай Николаевич [12 (24). 3.1858, Петер­бург,— 15.2.1921], рус. психолог. Проф. философии Одесского ун-та (1888—1921), где организовал одну из первых в России экспериментальных психологич. лабораторий. Сформулировал закон перцепции — ста­диальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувств. образа предмета ко всё более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания как двигат. реакции организма, улучшаю­щей условия восприятия (влияние рефлекторной тео­рии И. М. Сеченова). Перевёл на рус. яз. «Первую ана­литику» Аристотеля (1894).

* История нравств. идей 19 в., ч. 1, СПБ, 1888; Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1891; Психологич. исследования, Одесса, 1893; Психология, М., 1914 (библ.).

ЛАНДБЕРГ (Lundberg) Джордж Эндру (3.10.1895, Фэрдейл, Сев. Дакота,— 14.4.1966, Сиэтл, Вашинг­тон), амер. социолог-неопозитивист. Л. интерпрети­ровал понятия социологии с т. зр. операционализма. Следуя бихевиоризму, Л. отождествлял задачу исследо­вания стимулов и мотивов поведения с описанием само­го поведения — его фактич. эмпирич. стороны. Выд­винув перед социологией программу определения приз­наков и характеристик поведения индивидов и групп, Л. выступил в качестве одного из создателей т. н. соци­ального бихевиоризма. Л. — сторонник количеств. методов в социологии, перенесения методов и моделей естеств. наук (в особенности физики) в социологию.

• Trends in American sociology, N. Υ.— L., 1929 (совм. с R. Bain, N. Anderson); Leisure, N. Υ., 1934 (совм. c M. Komarov-

sky, Μ. Υ. Mclnerny); Foundations of sociology, N. Y., 1939; Social research, N. Y.— L., 19422: Can science save us?, N. Y.— L., 1947; Sociology, N. Y., [1954] (совм. с С. С. Schräg, O. N. Larsen).

• История бурж. социологии 1-й пол. XX в., М., 1979, гл. 1.

ЛАО-ЦЗЫ (кит., букв.— старый учитель), собств. имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), др.-кит. леген­дарный основатель даосизма. По преданию, род. в 604 до н. э., однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии, помещённой в «Историч. записках» (гл. 63), сказано, что он был ис­ториографом-архивариусом при Чжоуском дворе; бу­дучи уже стариком, встретился с Конфуцием; жил якобы 160 или 200 лет. Ему приписывается составление «Дао дэ цзина». В своих филос. построениях разрабатывал три осн. концепции: дао, дэ и у-вэй. Дао — естеств. путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная праоснова их существования. Дэ, к-рое в конфуцианстве означает этич. норму, мораль, нравств. качество, у Л.-ц. выс­тупает лишь как постоянное свойство, качество, атри­бут вещей, то, через что обнаруживается незримое и неслышимое дао, благодаря чему оно проявляется в мире вещей (нек-рыми учёными переводится как «энер­гия»). Оригинальная концепция у-вэй (букв.— недея­ние, бездействие) означает подчинение естеств. процес­су, гармонию с дао, отсутствие всякого действия, иду­щего вразрез с ним. Учение, приписываемое Л.-ц., оказало сильное влияние на др. школы кит. филосо­фии.

* Ян Хин-шун, Др.-кит. философ Л.-ц. и его учение, М., 1950; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38; см. также лит. к ст. Даосизм.

ЛАСКИ (Laski) Гарольд Джозеф (30.6.1893, Манчестер,— 24.3.1950, Лондон), англ. социолог; деятель Лейбо­ристской партии, реформист. В 1936—49 чл., в 1945 пред. исполкома Лейбористской партии. Один из теоретиков реформистской концепции «демократичес­кого социализма», идейные истоки к-рого он пытался найти в христианстве; полагал, что преобразование общества должно быть осуществлено в результате нравств. совершенствования индивидов. Отрицал клас­совый характер гос-ва. Считая нац. суверенитет «уг­розой цивилизации» и основываясь на наличии миро­вых связей империалистич. хоз. системы, пытался доказать необходимость создания мирового гос-ва.

• Communism, L., 1927; Democracy in crisis, L., 1934s; The state in theory and practice, L., 1935; A grammar of polities, New Haven —L., 1938; Reflections on the revolution of our time, L., 1944'; Faith, reason and civilization, L., 1944; Liberty in the modern state, rev. ed., L., 1949; The American democracy, L., 1949; Political thought in England: Locke to Bentham, L.— N. Y., 1955.

ЛАССАЛЬ (Lassalle) Фердинанд (11.4.1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 31.8.1864, Женева), деятель нем. рабочего движения, мелкобурж. социалист, родо­начальник одной из разновидностей оппортунизма в рабочем движении — лассальянства; философ, пуб­лицист и адвокат. Объявляя себя сторонником К. Марк­са и Ф. Энгельса, Л., однако, не воспринял принципов науч. коммунизма, оставшись по существу на позициях гегельянства (с элементами философии Фихте), и лишь извращал заимствованные у Маркса материалистич. положения. Историч. развитие Л. рассматривал как развитие идеи свободы, гос-во считал надклассовой нравств. категорией, утверждал, что право есть выра­жение нар. духа, нар. самосознания. В 1862 Л. начал агитацию за создание политич. орг-ции нем. пролетариа­та; в мае 1863 был избран президентом Всеобщего герм. рабочего союза (ВГРС). Однако организация самостоят.

политич. рабочей партии имела целью, по Л., мирную агитацию за всеобщее избират. право. Идеи Л. о всеобщем избират. праве как универсальном по­литич. средстве освобождения работников, о производит. ассоциациях, к-рые с гос. помощью должны обес­печить «введение социализма» и мирное преобразова­ние капиталистич. гос-ва в «нар. гос-во», на практике вели к отказу от классовой борьбы и революции, а заимствованный Л. у Д. Рикардо и Т. Мальтуса «же­лезный закон» заработной платы теоретически «обос­новывал» отказ от борьбы за повышение заработной платы рабочих. Воздействие Л. на процесс освобожде­ния нем. рабочих от политич. влияния буржуазии К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин считали его ис-торич. заслугой. Однако вошедшие в программу ВГРС догмы Л. и тактика, проводившаяся им, придали ВГРС реформистский и сектантский характер. Принятая в 1875 на съезде в Готе программа единой Социалистич. рабочей партии («Готская программа») содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марк­сом резкой критике.

• в рус. пер.: Соч., т. 1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925.

• Маркс К. и Энгельс Ф., [Письма], Соч., т. 28—30 (см. Указатель имен); Маркс К., Критика Готской програм­мы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Воен. вопрос в Пруссии и нем. рабочая партия, там же, т. 16; Ленин В. И., Протест росс. социал-демократов, ПСС, т. 4; е г о ж е, Август Бебель, там же, т. 23; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; Пле­ханов Г. В., Ф. Л. Его жизнь и деятельность, Соч., т. 4, М., 1923, ч. 1; H ü m m l e r H., Opposition gegen Lassalle, B., 1963; F. Lassal. [Bibliographie], Bonn, 1981.

ЛАФАРГ (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, — 25.11.1911, Париж), деятель франц. и междунар. рабо­чего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1866—68 жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом же­нился на его дочери Лауре. Л. — член (с 1866) Ген. совета 1-го Интернационала, руководил борьбой про­летариев Бордо в защиту Парижской Коммуны. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского конгресса выс­тупили с брошюрой против бакунизма («Альянс социа-листич. демократии и междунар. товарищество рабо­чих»). С 70-х гг. Л. был связан с рус. революц. движе­нием, публиковал статьи в рус. прогрессивной прессе. Вместе с Ж. Гедом Л. возглавлял франц. Рабочую пар­тию (с 1882), программу к-рой они разрабатывали при содействии Маркса и Энгельса. В 80-х гг. Л. вёл боль­шую политич. и организац. работу; в 1891 первым из революц. марксистов стал депутатом парламента и блестяще использовал свои полномочия для пропаган­ды марксизма. В 90-х и 1900-х гг. активно боролся с оппортунизмом партий 2-го Интернационала.

Л. вёл решит. борьбу против всех форм идеалистич. философии, отвергая попытки «примирения» материа­лизм« с идеализмом; решительно осудил намерение Э. Бернштейна «синтезировать» марксизм с кантианст­вом. Признавая материалистич. момент в философии Канта, Л. сосредоточил критику на идеализме и агно­стицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и яв­ления. Опровергая кантовский априоризм, Л. подчёр­кивал зависимость всех форм познания от материаль­ного мира. Критикуя агностицизм, Л. указывал на его гносеологич. основу — разрыв чувств. и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сто­рон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от прак­тики.

Так же решительно Л. выступал против отождествле­ния марксистской философии с философией Гегеля. Л. отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и реальности». Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она является. Но Маркс никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной дей­ствительности и идеи. Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.

В осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923) Л. попытался с позиции историч. материализма объяснить возникновение и раз­витие идеологич. явлений, в частности этич., филос. и религ. идей.

ЛАФАРГ 301

B области политики Л. боролся против реформист­ской идеи «мирного врастания» капитализма в социа­лизм, критиковал реформистские и националистич. ошибки Года. Выступая против всяких уступок бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать маркси­стскую теорию для подготовки умов к социалистич. революции.

Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг резкой критике от­рыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной сре­ды, показал их обратное влияние на эту среду.

В философии в отд. случаях Л. занимал позиции метафизич. материализма. Нек-рым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не менее в целом работы Л. были значит. явлением в самых разных областях обществ. наук, содействовали распространению и ут­верждению марксистского мировоззрения.

В. И. Ленин, лично знавший Л., охарактеризовал его как одного из «...самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 387).

• в рус. пер.: Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925 — 31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Лит.-критич. статьи, М., 1936; Религия и капи­тал, М., 1937.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 31—36 (см. Ука­затель имен); Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 211—13, т. 20, с. 387—88; М о м д ж я н X. Н., Л. и нек-рые вопросы марк­систской теории, Ер., 1954; е г о· ж е, П. Л. и философия марк­сизма, М., 1978.

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), франц. социальный психолог, ан­трополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и экспериментальному естествознанию. В области фило­софии природы развивал идеи энергетизма. Л. выдви­нул один из первых вариантов теории «массового об­щества». С позиций аристократич. элитизма выступал против идеи социального равенства во-всех её разно­видностях, стремился доказать неравенство различ­ных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.

Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парла­ментские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, кас­ты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональ­ную разрушит. силу, он подчёркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в этом случае управляет закон «духов­ного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, ут­рачивается чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.

Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов мас­совой психологии, его концепции носят иррациональ­ный характер и представляют собой неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.

• в рус. пер.: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психо­логия социализма, СПБ, 1908; Эволюция материи, СПБ, 1912.

• Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.

«ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского» («Leviathan, or The matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»), гл. филос. произв. Гоббса. (В библейской ми­фологии «Л.» — огромное морское чудовище.) «Л.» вы­шел в свет в Лондоне в 1651 на англ. яз., 2-е изд. по­явилось в Амстердаме в 1668 на лат. яз. В соч. рассмат­риваются основополагающие вопросы гносеологии, психологии, социологии, политики, развивается ори­гинальное учение о знаках. В 1-й ч. книги Гоббс с по­зиций материалистич. сенсуализма решает вопрос об