logo
Философский энциклопедический словарь

158 Диалектика

дывают себе путь те же диалектические законы дви­жения, которые и в истории господствуют над кажу­щейся случайностью событий... Для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. И, 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе и тем самым обосновать необходимость сознат. материалистич. ди­алектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материа-листич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов материалистич. диалектики.

О логич. структуре «Д. п.» можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878. 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1—3); клас­сификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4—5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6—11). Фактич. содержание «Д. п.» не вполне совпадает со всеми пунктами плана, однако в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.

В статьях и фрагментах, относящихся к общей (пер­вой) части, Энгельс исследует развитие естеств. наук, начиная с эпохи Возрождения, показывает обуслов­ленность развития естествознания производством, не­разрывную связь естествознания с философией и дока­зывает, что «... в естествознании, благодаря его собст­венному развитию, метафизическая концепция стала невозможной», что «освобожденная от мистицизма диа­лектика становится абсолютной необходимостью для естествознания...», но «возврат к диалектике совер­шается бессознательно, поэтому противоречиво и мед­ленно» (там же, с. 343, 520). Энгельс выделяет две осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от Канта до Ге­геля), подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх открытий в естествозна-нии 19 в. (закон сохранения и превращения энергии, ор-ганич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалекти­ку природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу — сознательно овладеть рациональной, мате­риалистич. диалектикой (см. там же, с. 343—72, 500— 525). Энгельс даёт определение диалектики (впервые в «Анти-Дюринге» в 1877) как науки о всеобщей связи, о наиболее общих законах всякого движения, о законах развития природы, общества и человеч. мышления и выделяет её осн. законы (впервые в наброске общего плана в 1878, а также в гл. «Диалектика» в 1879). Эти законы сводятся к трём главным: закон перехода коли­чества в качество и обратно, закон взаимного проник­новения противоположностей, закон отрицания отри­цания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъек­тивная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Рассматри­вая законы и категории диалектики, развивая порази­тельное богатство идей в области диалектич. логики и теории познания, Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: «Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит.

имеют силу также и для теоретического естество­знания» (там же, с.385,см. также, с. 384—90, 526—57).

Центральной идеей основной (второй) части «Д. п.» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения — это простое перемещение, высшая — мышление. Осн. фор­мы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка

в высшую форму. Каждая высшая форма движения со­держит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391—407, 558—71). Опираясь на эту центр. идею. Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, ме­ханики, физики, химии, биологии, переходы от одной формы движения к другой и соответственно от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности математич. абстрак­ций, в физике — учение о превращении энергии, в хи­мии — проблему атомистики, в биологии — проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории об­щества образует разработанная Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486— 499, 572—625).

В критич. части своего труда Энгельс разоблачает агностицизм, механицизм и спиритизм бурж. естество­испытателей, односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинауч., реакц. мировоззре­ния в естествознании.

Исследуя диалектику природы, Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Последующий период бурного и революц. развития всех естеств. наук оставил позади мн. конкретные представления, на к-рые опирался Энгельс. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют своё не­преходящее значение. Идеи «Д. п.» получили отражение в книгах Энгельса «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейер­бах...». Эти идеи были развиты дальше в труде В. И. Ле­нина «Материализм и эмпириокритицизм» и в работах философов и естественников-марксистов.

Впервые «Д. п.» была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. яз. («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1). Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов в соответствии с осн. линиями на­броска общего плана была впервые разрешена в изд. 1941 (подготовил В. К. Брушлинский). • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 339—626; Кедров Б. Μ.,Ο произведении Ф. Энгельса «Д. п.», Μ., 19542; его же, Классификация наук, кн. 1, Μ., 1961; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; его же, О «Д. п.» Энгельса, M., 1973j X о л д е и н Дж. Б. С., Преди­словие к 1-му изд. на англ. яз. «Д. п.» Ф. Энгельса, «Природа», 1968, № 9; Марксистская философия в 19 в., кн. 2, М., 1979, гл. 13—14. Г. А. Багатурия. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, см. в ст. Диалектика. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20—30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхож­дению и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европ. бурж. цивили­зации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформу­лированы в 1921—22 в работах нем. теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена, П. Тиллиха и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. «Zwischen den Zeiten». Манифестом Д. т. явилась кн. Барта «По­слание ап. Павла к римлянам» (19222). В качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы принимают «диалектич. путь» к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. т. — безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через к.-л. интеллектуаль­ные или культовые манипуляции, т. е. через «религию», к-рую Д. т. резко противопоставляет «вере». «Религия»— свод заранее данных приёмов обращения с богом, «ве­ра» — событие непредвидимой встречи с богом в кон­кретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря к-рой человек получает под видом образа бога собств. мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропо­логизмом Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утвержда­ет веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек

в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектич. теологов, есть «кри­тич. отрицание» всего, «совершенно непредметный ис­точник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира» (Bart K., Der Römerbrief, Münch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии стано­вится весьма драматичным: она ощущает себя между от­вергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования Хайдеггера и Ясперса.

В историч. перспективе учение Д. т. предстаёт как воз­вращение к осн. идейным мотивам инициаторов Ре­формации — Лютера и Кальвина. В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию — в сти­хии безрелигиозной цивилизации.

Распад течения Д. т. был связан, во-первых, с поли-тич. событиями 30-х гг.: если Барт и Тиллих стали про­возвестниками христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению т. н. нем. христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришёл к про­возглашению демифологизации христ. учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил к построению новой «естеств. теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европ. истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибу-ра, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, философия марксизма-ленинизма, науч. мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Д. м. основывается на достижениях науки и передовой

обществ. практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Философия марксизма являет­ся материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая соз­нание как свойство высокоорганизованной формы ма­терии, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеоб­щую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутр. противоречий (см. Диалектика). Д. м. — высшая форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития филос. мысли.

Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов раз­вития общества, что было невозможно без материали-стич. диалектики, материалистич. объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему ана­лизу обществ. действительность, критически перерабо­тав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономич. жизни, соз­дали качественно новое мировоззрение. Они разра­батывали Д. м. в острой идейной борьбе против различ­ных форм бурж. мировоззрения.

Непосредств. идейными источниками марксизма были осн. филос., экономич. и политич. учения кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработа­ли идеалистич. диалектику Гегеля и предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты — идею развития и противоречие как его источник и дви­жущую силу. Для формирования марксизма важное зна-

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 159

чение имели идеи представителей классич. бурж. поли-тич. экономии (Смит, Рикардо и др.); труды социалис­тов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Тьерри, Гизо, Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в к-ром диалектика стихийно пробивала себе дорогу.

Сущность и осн. черты революц. переворота, совер­шённого Марксом и Энгельсом в философии, заключа­ются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли обществ. прак­тики в познании, в органическом соединении и творч. разработке материализма и диалектики. Поэтому фи­лософия марксизма называется диалектич. и историч. материализмом.

Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем состоит в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе историч. практики нар. масс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 428). Эта философия ориенти­ровала рабочий класс на революц. преобразование об­щества, на создание нового общества.

В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различ­ных странах: в Германии — Мерингом, во Франции — Лафаргом, в Италии — Лабриолой, в России — Пле­хановым, к-рый с большим талантом и блеском крити­ковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова кон. 19 — нач. 20 вв. В. И. Ленин оценивал как лучшие во всей междунар. филос. литературе марк­сизма.

Новым, высшим этапом в развитии марксистской фи­лософии является теоретич. деятельность Ленина. За­щита Д. м. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Д. м. были у Ленина теснейшим обра­зом связаны с разработкой теории социалистич. рево­люции, учения о революц. партии, о союзе рабочих» класса с крестьянством, о социалистич. гос-ве, о строи­тельстве социализма. Разработка Д. м. органически со­четалась у Ленина с применением диалектич. метода к конкретному анализу достижений естествознания. Развивая Д. м. в борьбе против идеалистич. направле­ний филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. ка­тегорий материалистич. диалектики, и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, фило­софии и обществ. практики, Ленин разработал осн. проблемы теории отражения, творчески развил учение марксизма о роли обществ. практики в теории познания, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики долж­на быть первой и основной точкой зрения теории позна­ния» (ПСС, т. 18, с. 145). Анализируя гл. ступени чело-веч, познания и рассматривая практику как основу про­цесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактно­му мышлению и от него к практике.

В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относит. и абс. истине и показал их диалектич. взаимосвязь. В учении Ленина об истине центр. место занимает про­блема конкретности истины: «... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ кон­кретной ситуации» (там же, т. 41, с. 136).

Ленин сформулировал положение о единстве диалек­тики, логики и теории познания, определил осн. прин­ципы диалектич. логики.