logo
Философский энциклопедический словарь

70 Быховский

серлю, изучает предметно-содержательные структу­ры интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи между объективно-идеаль­ными смыслами и соответствующими актами сознания. Шелер не ограничивает сознание актами созерцания, укореняя его в эмоциональных переживаниях и оцен­ках. Поэтому учение о Б. для Шелера тождественно ос­мыслению эмоционально-душевных актов и корреля­тивных им ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера Б. дано только в понимании Б. (Б. коррелят интерпретаций Б.). Исходным для него является чело-веч, существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное Б. Учение Хайдег­гера о Б. представляет собой попытку герменевтич. ис­толкования человеч. существования во всей полноте его Б., фундамент к-рого он вначале усматривал в ак­тах речи, а позднее — в языке. Сартр, противопостав­ляя Б. в себе и Б. для себя, разграничивает материаль­ное Б. и человеч. Б. Первое есть для него что-то кос­ное, сопротивляющееся человеч. воле и действию. Осн. характеристика человеч. Б. в субъективистской кон­цепции Сартра — свободный выбор возможностей.

В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и сё субстанциализма перерастает в отри­цание самой проблемы Б., истолковываемой как мета-физич. псевдопроблема. Однако характерная для нео­позитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритич. приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня Б. науки.

В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма, проблема Б. анализируется в нес­кольких направлениях. При этом подчёркивается мно­гоуровневый характер Б. (органич. и неорганич. при­рода, биосфера, обществ. Б., Б. личности), несводи­мость одного уровня к другому (материя и формы её движения — предмет естествознания, обществ. Б.— предмет социологич. и историч. наук). Марксизм отстаивает историч. концепцию социального Б., видя в нём совокупную чувственную (прежде всего матери­альную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Б. понимается как реальный процесс жизнеде­ятельности людей, как «... производство самой матери­альной жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 26). В проблеме взаимосвязи природного и со­циального Б. диалектич. материализм исходит из пер­вичности природы. Развитие общественно-историч. практики и науки приводит к расширению границ поз­нанного и освоенного природного и социального Б., служит основой постижения смысла Б. личности. См. Общественное бытие и общественное сознание.

• Э н г е л ь с Φ., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельсф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29, его ж е, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; Π л е χ а-нов Г. В., О материалистич. понимании истории, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Рубинштейн С. Л., Б. н сознание, М., 1957; Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления и Б. в домарксистской философии, в кн.: Диалек­тика— теория познания, М., 1964; Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978; Heidegger М., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie, Meisenheim, 194l2; Whitehead A.N., Pro­cess and reality, N. Y., 1960; Sartre J.-P., L'etre et le neant, P., 1965; см. также ст. Онтология и лит. к ней.

А. П. Огурцов.

БЫХОВСКИЙ Бернард Эммануилович [31.8(12.9).1901, Бобруйск,— 19.4.1980, Москва], сов. философ, проф. (1929), д-р филос. наук (1941). Чл. КПСС с 1920. С 1923 на педагогич. и науч. работе в области диалектич. ма­териализма, истории зап.-европ. философии и совр. за­рубежной философии. Автор одного из первых сов. учеб­ников диалектич. материализма («Очерк философии диалектич. материализма», 1930). Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании «Истории философии» (1940—43).

• Философия Декарта, М.— Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Осн. течения совр. идеалнстич. философии, М., 1957; Философия неопрагматизма, М., 1959; Фейербах, М., 1967; Дж. Беркли, М., 1970; Кьеркегор, М., 1972; Эрозия «вековеч­ной» философии, М., 1973; Гасс.енди, М., 1974; Шопенгауэр, М., 1975; Сигер Брабантский, М., 1979.

БЭКОН (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер,— 11.6.1294, Оксфорд), ср.-век. англ. философ и естествоиспы­татель, францисканец. В 1257 был отстранён от пре­подавания в Оксфордском ун-те; его учение было осуж­дено главой ордена францисканцев. В 1278 В. был за­точён в монастырскую тюрьму. Отвергая догмы, ос­нованные на преклонении перед авторитетами, и схоластич. умозрение, В. призывал к опытному изу­чению природы, к разработке оптики, механики («практич. геометрии»), астрономии. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Схоластич. дедукции он противопоставлял метод по­знания, основанный на эксперименте и математике. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний — мистич. «озарение», объект к-рого бог, и внешний — чувств, знание, открываю­щее тайны природы. В. высказывал ряд смелых, даль­новидных науч. и технич. догадок (о телескопе, лета­тельных аппаратах и др.).

• The Opus majus of H. Bacon, od. introd. an analytical table by J. H. Bridges, v. 1—3, Oxf., Ш7—1900; Opera hactenus inedita, v. 1--12, Oxf., 1905—/ІО.

•Трахтенберг O. JB., Очерки цо истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Соколов В. В., Ср.-век. фи­лософия, М., 1979; Bridges .Т.Н., The life and work of R. Васол, L., 1914; В а с u m k e r С 1., R. Bacons Naturphilo­sophie, Münster, 1916; L i 11 i e A. G., K. Bacon L., 1928; Heck E., R. Bacon, Bonn, 1957.

БЭКОН (Bacoii) Франсис (22.1.1561, Лондон,— 9.4.1626, Хайгет), англ. философ, родоначальник англ. ма­териализма и методологии опытной науки. В 1618—21 лорд-канцлер Англии.

Философия В., идейно подготовленная натурфило­софией Возрождения и традицией англ. номинализма, соединила в себе натуралистич. миросозерцание с на­чалами аналитпч. метода, эмпиризм — с элементами теологпч. воззрений. «У Бэкона, как первого сво­его творца, материализм таит ещё в себе в наивной фор­ме зародыши всестороннего развития. Материал улыба­ется своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142—43). В. солидаризовался с материалистич. тра­дицией предшествующей философии и критиковал схо­ластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеа­лизм платоников, агностицизм скептиков. Др.-греч. натурфилософы привлекали В. тем, что понимали ма­терию как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистич. философию Демокрита. Отношение Б. к антич. философии и мифологии на­шло яркоо выражение в незаконч. трактате «О нача­лах и истоках...» (изд. 1653, рус. пер.— «О принципах и началах», 11)37) и в сб. «О мудрости древних» (1609, рус. пер. 1972).

Категориям схоластич. философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Б. противо­поставил доктрину «естественной» философии, базиру­ющейся на опытном познании, но не свободной от тер­минология, и понятийных заимствований из учения пе­рипатетиков. Свои сообщения, связанные с предвиде­нием огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием эффективного метода науч. исследования, с выяснением перспектив развития науки и её практич. применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, В. изложил в незаконч. труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»), частями к-рого были трактаты «О до­стоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолко­вания природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, ка­сающихся «естественной истории», отд. явлений и про­цессов природы («Приготовление к естественной и эк­спериментальной истории...» — «Parasceve ad histo-riam naturalem et experimeiitalem», 1620; «История вет­ров» — «Historia de veiitis», 1622; «История жизни и смерти» — «Historia vitae et mortis», 1623; «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении ма­терии в пространстве» — «The history of density and

rarity», 1658; «Sylva Sylvarum», или «Естественная ис­тория в десяти центуриях» — «Sylva Sylvarum», or «A natural history in ten centuries», изд. 1627, и др.). Б. раз­работал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, к-рые ещё должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеч. ума (идо­лы разума); обосновал эмпирич. метод и описал раз­личные виды опытного познания («плодоносные» и «све­тоносные» опыты, разные способы и модификации эк­сперимента); сформулировал индукцию как метод ис­следования законов («форм») природных явлений в це­лях их плодотворного использования в человеч. прак­тике. Пропагандируя науку, Б. разграничивал области науч. знания и религ. веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он принимал хрис­тианство как религию откровения, видя в нём одну из связующих сил общества.

Как гос. деятель и политич. писатель («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, 1612, 1625, рус. пер. 1962, и др. историч. и политич. соч.) Б. был сторонником абсолютистской монархии, воен., мор. и политич. могущества нац. гос-ва. Он сим­патизировал чаяниям тех слоев, к-рые ориентировались на выгоды торг.-пром. развития и сильной королев, власти. Его экономич. программа носила меркантилист­ский характер. В утопич. повести «Новая Атлантида» (изд. 1627, рус. пер. 1962) В. изложил проект гос. ор­ганизации науки. Прерогативу «Дома Соломона» (на-учно-технич. центра утопич. общества) составляют не только организация и планирование науч. исследований и технич. изобретений, но и распоряжение произ-вом и природными ресурсами страны, внедрение в х-во и быт достижений науки и техники.

Философия Б., сложившаяся в атмосфере науч. и культурного подъёма Европы кануна бурж. револю­ций, оказала огромное влияние на целую эпоху филос. и науч. развития. Несмотря на неверную оценку нек-рых открытий и науч. идей своего времени, Б. ярко выразил дух новой науки. Предложенная им классификация знаний была принята франц. энциклопедистами; его учение заложило материалистич. традицию в философии нового времени; индуктивная методология стала отправ­ным пунктом разработки индуктивной логики; «Дом Соломона» послужил прообразом науч. об-в и ака­демий.

• The works. Collected and ed. by ,T. Speddmg, R. L. Ellis and U. D. Heath, v. 1 — 7, L., 1887—1901; в рус. пер.— Соч., т. 1—2, M., 1977 — 78».

• Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Вэкон Веруламский, пер. с нем., СПБ, 18702; Суббо­тин А. Л., Фрэнсис Б., М., 1974; Михаленко Ю. П., Ф. В. и его учение, М., 1975; Frost W., Bacon und die Natur­philosophie,.., Münch., 1927; Farrington B., Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [19491; A n-(1 e r s o n F. H., Francte Bacon. His career and his thought, Los Ang., 1962. А. Л. Субботин.

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, букв.— господ­ство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцеля­рия и греч. κράτος — сила, власть, господство), специ-фич. форма социальных организаций в обществе (поли­тич., экономич., идеологич. и др.), существо к-рой за­ключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования орга­низации целям её сохранения и укрепления; ведёт к воз­никновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу, построенному на социаль­ном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредо­точивается в руках той или иной узкой правящей группы.

Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ.-экономич. фор-

БЮРОКРАТИЯ 71

маций. Если в докапиталистич. формациях Б. сущест­вовала прежде всего как форма политич. организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится формой организации экономич. жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. пре­вратилась в универсальную форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различ­ного рода добровольными орг-циями.

Б. не тождественна организации и организованно­сти вообще. В 20 в. в развитых индустриальных стра­нах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось в возник­новении производств. комплексов и централизации уп­равления ими, в политической — в формировании но-литич. партий, в области культуры — в возникнове­нии централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. разви­тия в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, к-рые включают структуру управления, иерархию должностей и по­стов, строгое разделение функций, правила информа­ции руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, по­давление инициативы отд. частей организации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными психологическими и моральными чертами к-рой являются политический, идейный и мо­ральный конформизм, ориентация на выполнение фор­мальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевской фило­софии нрава» Маркс показал, что Б. заключается преж­де всего в потере организацией содержат. цели своей деятельности, в подчинении правил её функциониро­вания, деловых принципов задаче сохранения и укреп­ления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такие чер­ты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бю-рократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена ...выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государствен­ные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтарист­ские решения, что особенно ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазной полицейско-бюрократпч. ма­шины.

Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе «Восемнадца­тое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал за­дачу слома бурж. бюрократич. машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Гос-во и революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учё­ных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. орг-ций при­нял огромный размах. Основы бурж. социологич. кон­цепций Б. были заложены в работах нем. социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и не­обходимую форму всякой социальной организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный харак­тер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских со­циологич. работах. Безличность, рациональность, стро­жайшая регламентированность, ограниченность ответ­ственности в атих работах считаются идеалом всякой организации.