logo
Философский энциклопедический словарь

726 Филон

и познания, об отношении человека к миру; наука о все­общих законах развития природы, общества и мышле­ния. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познаватель­ное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интере­сами, с политич. и идеологич. борьбой. Будучи детер­минирована социальной действительностью, она оказы­вает активное воздействие на обществ. бытие, способст­вует формированию новых идеалов и культурных цен­ностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифо- -логич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основыва--ются на вере и отражают действительность в фантастич. форме.

Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предше­ствующие достижения Ф., науки и обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. последовательно науч. орудием социального прогресса. Эта практиче-ски-революц. направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её осн. разделов — ди­алектического материализма и исторического материа­лизма. По своим функциям марксистская Ф. есть по­следовательно науч. фйлос. мировоззрение, а также об­щая методология познания объективного мира и рево-люц. действия. Выполняя эти функции, она вырабаты­вает средства мировоззренч. ориентации человека, тео­ретич. основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы исследования в об­ласти всех частных наук.

Предмет и структура философии. Предмет Ф. истори­чески изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т, ч. с развитием нау­ки и самого филос. знания. Ф. зародилась на заре че-ловеч. цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классич. формы достигла н Др. Греции. По свидетель­ству антич. авторов, слово «Ф.» встречалось у Пифаго­ра, а в качестве названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исто­рически совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ. потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На послeдующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные -системы, претендующие на рациональное зна­ние об окружающем мире. Первые философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления.

По мере накопления частных науч. знаний, выработ­ки спец. приёмов исследования начался процесс диф­ференциации нерасчленённого знания, выделения мате­матики, астрономии, медицины и др. наук. Однако на­ряду с ограничением круга проблем, к-рыми занима­лась Ф., происходило развитие, углубление, обогаще­ние собственно филос. представлений, возникали раз­личные филос. теории и, течения. Сформировались та­кие филос. дисциплины, как онтология — учение о бы­тии (или о первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах правиль­ного (т. е. связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории, этика, эстетика. Начи­ная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускорен­ными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преим. эмпирич. исследова­ниями, общетеоретич. вопросами этих наук занималась Ф. Но т. к. филос. исследование теоретич. проблем част­ных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирич. материал (к-рый, как правило, ещё не был на­коплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоре-

чие с фактами. На этой почве возникало противопостав­ление Ф. частным наукам, принимавшее особенно рез­кую форму в тех идеалистич. филос. учениях, к-рые бы­ли связаны с религией. В 17—19 вв. создавались эн-циклопедич. системы, в к-рых естествознанию противо­поставлялась Ф. природы, истории как науке — Ф. истории, правоведению — Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать «сверх­опытное» знание. Но такого рода иллюзии были опро­вергнуты дальнейшим развитием частных наук. Совр. наука представляет собой чрезвычайно разветвлён­ную систему знания. Все известные явления мира ока­зались в «частном» владении той или иной спец. науки.

Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе науч. знания. Каждая наука исследует качественно определ. систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы развития обшества и человеч. познания. Эти

закономерности и являются предметом Ф.

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определ. сферы или аспекта бытия. В филос. мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований

во всех областях знания, создавая всеобъемлющий син-тез универс. законов бытия и.мышления. Выполняя эту функцию, филос. мышление нередко направляется на объекты, относительно к-рых эмпирич. знание ещё не достижимо. Эта особенность филос. мышления абсолю­тизировалась в системах спекулятивной Ф.

Осн. методом филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на совокупный опыт человече-ва, на достижения всех наук и культуры в целом. Марк-систская Ф. является научной как по своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказатель­ное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий. Опира­ясь на знание законов обществ. развития, применяя методы материалистич. диалектики, К. Маркс, Ф. Эн­гельс и В. II. Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала.

Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличает­ся от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно науч. мировоззре­ния и заключается историч. миссия марксистско-ленин­ской Ф., к-рая включает в себя не только учение о сущ­ности и законах развития природного и социального мира, но и нравств., эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности действительности, но и выражает отношение к ней людей и социальных групп.

Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Вели­кий основной вопрос всей, в особенности новейшей, фи­лософии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 282). Что чем порождается — материальный мир

сознанием, духом или, наоборот, сознание материаль­ным миром — такова первая сторона осн. вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сооб­разно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, кото­рые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили идеа­листический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам ма­териализма» (там же, с. 283). Вопрос об отношении мыш­ления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом позна­ния. Последовательно науч. решение осн. вопроса Ф.

было дано марксизмом, к-рый признаёт материю объ­ективной реальностью, существующей вне, до и неза­висимо от сознания, и рассматривает сознание как свой­ство высокоорганизованной материи, характеризует обществ. сознание как отражение обществ. бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксист­ская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познавае­мости мира, рассматривает знания и понятия как отра­жение объективной реальности (см. Основной вопрос философии).

За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознаю­щую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно науч. решение вопроса о сущности чело­века как совокупности всех обществ. отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. осуществляет це­лостный подход к человеку, понимает его в единстве производств., революц.-преобразующей и духовной форм деятельности.

Познание человеком мира, осознание им своего мес­та в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе обществ.-историч. практики — предпосылки, цели и одного из важнейших объектов филос. познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и анти-историзмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв между онтологией и гносе­ологией, охватывая в своих принципах бытие и мышле­ние в их единстве, но не в тождестве: «... так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей приро­де движения...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526),— отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определ. специфичности сознания, его активного творч. характера.

В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практич. деятельности людей.

Ф. марксизма-ленинизма — диалектич. материализм и выступающий с ним в единстве историч. материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: филос. вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, науч. атеизм и история Ф.; они представляют собой ре­зультат применения диалектич. материализма к явле­ниям нравств. сознания, к закономерностям развития иск-ва, к развитию естествознания, к истории развития филос. мысли. Ф.— не только теория объективной диалектики и логика науч. познания, но и общесоцио-логич., этич. и эстетич. учение.

История домарксистской философии. Первые филос. учения возникли 2500 лет назад в Индии (веданта и про­тивостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.), Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Др. Греции. Ранние др.-греч. филос. учения носили стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. характер. Исторически первой формой диалектики яви­лась антич. диалектика, крупнейшим представителем к-рой был Гераклит. Атомистич. вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лук­реций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Со­крата складывается идеализм, выступивший как нап­равление, противоположное материализму. Родоначаль­ником объективного идеализма был Платон, развивший

ФИЛОСОФИЯ 727

идеалистич. диалектику понятий. Антич. Ф. достигла своей вершины у Аристотеля, учение к-рого, несмотря на его идеалистич. характер, содержало глубокие мате-риалистич. и диалектич. идеи.

Ведущим направлением ср.-век. араб. философии был вост. перипатетизм (см. Перипатетическая школа), в русле к-рого развивали свои учения Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд.

С возникновением феодализма господствующим миро­воззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап ср.-век. христ. Ф.— патристика; на её ос­нове в 9—12 вв. складывается схоластика, к-рая ус­матривала цель Ф. в обосновании религ. догматов. В 11—14 вв. в споре между реализмом (Ансельм Кентер-берийский, Фома Аквинский), утверждавшим существо­вание вне человеч. ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (Росцелин, Иоанн Дунс Скот, Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеа­листич. и материалистич. тенденций.

Развитие материального произ-ва, обострение клас­совой борьбы привели к необходимости революц. сме­ны феодализма капитализмом. Развитие техники и ес­тествознания требовало освобождения науки от пут религ.-идеалистич. мировоззрения. Первый удар по религ. картине мира нанесли мыслители эпохи Возрож­дения — Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кам-панелла и др.

Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты Ф. нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластич. метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Воз­рождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс явился созда­телем первой всесторонней системы механистич. материа­лизма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали ме­тод эмпирического (т. е. опытного) исследования при­роды, то Декарт, основоположник рационализма, стре­мился разработать универс. метод для всех наук. Ха­рактерная черта Декарта — дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистич. монизм. Локк раз­вил сенсуалистич. теорию познания. Идеи, противопо­ложные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли и Юм). Объективно-идеалистич. учение разработал Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектич. идей.

2-я пол. 18 в. явилась эпохой резкого обострения кри­зиса феодализма во Франции, вылившегося в бурж. революцию; важнейшую роль в её идеологич. подготов­ке сыграли философы-материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеции, Дидро, к-рые решительно выступили про­тив религии и идеализма. Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Ха­рактерная черта франц. материализма 18 в.—абсолюти­зация роли идей в развитии общества, идеалистич. по­нимание истории.

Важнейший этап истории зап.-европ. Ф.— нем. клас-сич. философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), развив­шая идеалистич. диалектику. Вершина нем. классич. идеализма — диалектика Гегеля, ядро к-рой составля­ет учение о противоречии и развитии. Однако диалектич. метод был развит Гегелем на объективно-идеалистич. основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли все­сторонней критике идеализм и реакц. стороны в социо-логич. взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей