logo
Философский энциклопедический словарь

38 Аркесилай

• G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie, Münster, 1961; Krämer H. J., Platonismus und Hellenistische Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107. Ю. А. Шичалин.

ΑΡΟΗ (Aron) Раймон (р. 14.3.1905, Париж), франц. социолог и публицист, идеолог правого крыла либе­ральной буржуазии. В ранних работах по философии истории и социологии проповедовал крайний историч. релятивизм и презентизм, сочетавшийся позднее, в неск. смягчённом виде, со сравнительно-историч. ана­лизом и технологич. детерминизмом. В работах по исто­рии социологии и обществ. мысли старался обелить консервативные традиции бурж. обществоведения.

Один из основателей концепций деидеологизации и т. н. «индустриального общества», А. считает, что еди­ная технико-экономич. основа не исключает серьёзных различий в социальном и политич. строе между стра­нами. В ряде работ стремился дать теоретич. оправда­ние антикоммунизма; пытается доказать, что в совр. условиях марксизм якобы устарел, приобрёл характер «светской религии» и распался на отд. течения. А. от­рицает освободит. роль рабочего класса, сторонник по­литич. интеграции Зап. Европы и укрепления её сою­за с США.

• Dimensions de la conscience histqrique, P., [1961]; Paix et guerre entre les nations, P., 1962; Dix-huit lecons sur la soclete industrielle, P., 1962; La lütte des classes, P., 1964; Trois essais sur 1'age industriel, P., 1966; Les etapes de la pensee sociologique, P., 1967; Introduction ä la Philosophie de l'histoire, nouv. ed., [P., 1967]; L'opium des intellectuels, [P.], 1968; Les desillusions du progres, P., 1969; R6publique imperiale, P., 1973; Penser la guerre, Clausewitz, v. 1—2, P., 1976; Plaidoyer pour l'Europe decadente, P., 1977; Le epectateur engage, P., 1981.

ΑΡΧΕ (αρχή), начало, принцип (лат. princi-pium), термин др.-греч. философии. В дофилос. слово­употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространств. или временном смыс­ле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс термино-логизации (А. как «первоначало, принцип», не initium, но principium) произошёл в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где А. во множественном числе — исходные пункты доказа­тельства, аксиомы. Уже у Платона А. употребляется в значении 1) онтологич. принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начала познания, гносеологич. принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го осо­бенно важен «Федр» (245 b 10 слл., d1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...»), для 2-го — 6-я кн. «Государства·» [510 b 5 слл.— о «бес-предпосылочном начале», где, однако, А. имеет также онтологич. смысл (идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания)].

Аристотель впервые даёт семантич. описание А. (Метафизика Δ 1. 1012 b 34 слл.) и различает: 1) эписте-мологич. начала («начала, исходя из которых доказы­вают», «силлогистич.», «аподиктич.», «науч.» начала) и 2) онтологич. начала («начала сущности» — там же, В 1.995 b 7), причём «начала познания» часто высту­пают как синонимы «исходных посылок», «постула­тов», «аксиом» («начала вывода — посылки»: Anal. рг. 1,27. 43а 21). «Наиболее надёжным, наиболее достовер­ным, безусловным» из «начал доказательств» Аристо­тель провозглашает закон противоречия (Метафизика Г 3—6; К 5—6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Мог., 1197 а 22), не могут быть получены силлогистич. путём (EN 1139 b 30; 1098 b 1; Top. 101 b 1); «начало» науч. знания («эпистеме») — интуитивный ум (нус) (Anal. post. 23, 84 b 37; 23,88 b 35; EN 1140 b 33; 1143 b 10). «Начала сущности», или принципы бытия,— то же, что «причины» (αίτίαι), их столько же, сколько метафизич. «причин», т. е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-это-вот-неч-то» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη ουσία). «Движущую А.» Аристотель называет «началом в собств. смысле» (напр., Meteor. 346 b 20). В историч. очерке учения о «началах» (Метафизика α 3—9, ср. Физика, 1, 2 слл.) Аристотель рассматривает всех своих пред­шественников с т. зр. предвосхищения ими одного или неси, из «четырёх начал» (причин) бытия. «Боль­шинство первых философов», согласно Аристотелю (Ме­тафизика 983 b 6 слл.), предвосхищали материальное «начало» (А.). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за А.» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетич. термин «А.» ионийским натурфилософам (употребление А. в значении, близком к онтологич. принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK фр. В 6).

• Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Фалеса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡΕΓΝΑΙ, в кн.: Balcanica. Лингвистич. исследования, М., 1979, с. 167—76; Lumpe Α., Der Terminus «Prinzip» ('αρχή) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles, в кн.: Archiv für Begriffsgeschichte, Bd l, Bonn, 1955, S, 104—16.

АРХЕТИП (греч. άρχέτυπον, от αρχή — начало и τύπος — образ), в позднеантич. философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга изначальные, врождённые психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содер­жащиеся в т. н. коллективном бессознательном и апри­орно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеч. символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и иск-ва и т. д.

АСАНГА (ок. 310—390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара. Первоначально при­мыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны. Наиболее известное соч.— «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет «Махаяна-санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в области психологии. Считается также одним из предшественни­ков развитого тантризма.

• Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga, Cale., 1930. См. также лит. к ст. Йогачара.

АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1974), акад. АН Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1941 Узб. ун-т им. Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962—65 — на парт. и гос. работе. Ведёт науч. работу по пробле­мам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх. Совета СССР с 1966.

М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин «Материализм ва эмпириокритицизм»), [Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва инкишофи таффакури фалсафй, Душанбе, 1970.

АСКЕТИЗМ (от греч. ασκητής — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перене­сение физич. боли, одиночества и т. п., присущие прак­тике нек-рых филос. школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, со­средоточенности духа, подготовка к экстатич. состоя­ниям, обретение «сверхъестеств. способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ от пользования при­вилегиями в условиях обществ. неравенства (толстов­ство и др.). А. представляет собой одну из характер­ных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного комму­низма».

АСМУС Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-р филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киев­ского ун-та (1919). С 1919 на научно-исследоват. и пе-

дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в част­ности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведе­ния. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

• Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказатель­стве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, Μ., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—2, М., 1969—71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, Μ., 19752; Античная философия, М., 19762.

АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психо­логия, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причин­ный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что по­скольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей воз­никают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформу­лировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, вообра­жая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотврати­мому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно рас­пространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри созна­ния и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт сое­динения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «це­мента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые пси­хич. единицы.

Принципы А. оплодотворили психологич. исследова­ния, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой фи-зиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрц-бургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объ­яснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяс­нение психич. деятельности.

• Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, Μ., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A his­tory of the association psychology, [L.], 1921.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. Ассоцианизм.

АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio — соедине­ние) в психологии, связь, образующаяся при

АССОЦИАЦИЯ 39

определ. условиях между двумя или более психич. об­разованиями (ощущениями, двигат. актами, восприя­тиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи — актуализация А.— состоит в том, что появле­ние одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологич. основой А. счи­тается условный рефлекс.

Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон, Аристотель). Термин «А.» был впер­вые введён Л окком (1698), к-рый, однако, обозначил им «...неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма. Одна из распространённых классификаций А. основана на временных условиях их возникновения: если связь между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии содержания психич. образова­ний, между к-рыми устанавливается связь, и содержа­ния членов той А., к-рая при этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту.

* Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной ра­боте школьников, М., 1959.

АСТИКА (санскр., от асти — он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.-филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира («астипаралока»), соответствен­но в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед; противоположность А.— настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили ми­мансу, веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и нек-рые др. школы, исходящие из принципов, сфор­мулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало обозначать просто верующего в бо­га, первоначально отнесение к астич. даршанам не бы­ло связано с признанием бога как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как демиурга). Иногда к А. относят также буддизм и джай­низм, но только в том узком смысле, что последователи этих двух систем верят в жизнь после смерти.

АТАРАКСИЯ (греч. αταραξία, букв.— отсутствие вол­нений, невозмутимость), термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достига­ется избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непо­нятными явлениями природы, ограничением потреб­ностей, умеренностью в наслаждениях, самоустране­нием от обществ. и гос. дел. См. Эпикур.

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. ά — отрицат. ча­стица и 9εος — бог; букв.— безбожие), система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существо­вание бога, к.-л. сверхъестеств. сил, существ, религию вообще. Содержание понятия «А.» изменялось в ходе истории и было тесно связано как с характером религ. учений, так и с развитием самого А. Научный А. не сле­дует отождествлять с пантеизмом, религиозным воль­нодумством или свободомыслием. Его составными частями являются филос., историч., естественнонауч. критика религии, атеистическое воспитание и пропа­ганда.

А. в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. ве­рований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое