logo
Философский энциклопедический словарь

194 Ибн сина

вал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60).

• Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. гла­вы «Книги знания», Душанбе, 1967; Избр. филос. произв., М. 1980.

* Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю. Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчест­во, Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.-M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A n a w a t i G.G., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l, Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958.

ИБН ТУФАЙЛЬ Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное — Абубацер (Abubacer)] (нач. 12 в., Гуадикс, Испания,— 1185—86, Марракеш, Ма­рокко), араб. философ, учёный, гос. деятель. Был вра­чом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и придворным альмохадского халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался с Ибн Рушдом. До нас дошло единств. произв. И. Т,— получившая широкую извест­ность филос. повесть о Хайе ибн Якзане (рус. пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во введении к роману И. Т., разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих предшественников — араб. философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый остров ребёнок самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество че­рез мистич. откровение. В познании героем романа раз­личных ступеней мироздания заметно влияние идей эманации. В 17 в. роман был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.

• Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.

ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406, Каир), араб. гос. и обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич. жизни мусульм. гос-в Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцле­ром, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократ­ные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедли­вого обществ. строя во главе с «правителем-философом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, проти­вопоставлял практич. и политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя и признавал за ней определ. авторитет в обществе. Боль­шинство ранних филос. произведений И. X., трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.— многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др. современных им могу-ществ. народов» (араб. название работы допускает раз­личные переводы) — ценный историч. источник. В про­странном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою социальную философию. В исто­рии обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об обществе, или как её называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич. деятельности. И. X. утверждал закономерный ха­рактер обществ. развития, обусловленный географич. средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень развития культуры и характер правле­ния в гос-ве определяются обществ. разделением тру­да, взаимным обменом экономич. деятельностью и вы­текающей отсюда социальной солидарностью правите­лей и подданных.

Автобиография И. X., в к-рой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и лит. памятником эпохи. И. X. оказал большое влия­ние на развитие обществ. мысли, особенно историогра­фии, в Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X. привлекает воз­растающее внимание философов, социологов и истори­ков как в араб. странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхи­тившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания. * Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1—7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1—3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. Υ., 1958; Discours sur l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.

* Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., И. X., М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldün's Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public func­tions and his historical research. 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.

ИГРА, термин, обозначающий широкий круг деятель­ности животных и человека, противопоставляемой обыч­но утилитарно-практич. деятельности и характеризую­щейся переживанием удовольствия от самой деятель­ности. Феномен И. привлекал внимание философов, эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей теории И. связано с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. при­роду И. и видел в ней характеристику существа чело­века вообще. И. для Шиллера — наслаждение, связан­ное со свободным от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание И. эволюц. под­ход, указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К. Гросс вслед за Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей из внутр. потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств. форм поведения. Эта теория гос­подствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки — те-леологизм, выведение И. из усложнения организма жи­вотного вне всякого анализа отношений животного к среде обитания, отождествление И. человека и жи­вотного. Эта теория была подвергнута критике Ф. Бёй-тендейком, указавшим на то, что инстинктивные фор­мы поведения не нуждаются в упражнении. В основе И., по Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, к-рые он заимствовал из теории Фрейда: к освобожде­нию, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вме­сте с тем Бёйтендейк относит И. к категории ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть действие с пред­метом, к-рый обладает для животного элементами но­визны. В совр. этологии большое внимание уделяется описанию игрового поведения животных и его диффе­ренциации от др. видов поведения, в особенности от ис-следоват. поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет. Попытка универсализиро-вать понятие И. была предпринята голл. историком и философом культуры Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И., рассматривае­мой как осн. источник и высшее проявление человеч. культуры.

Основы историко-материалистич. подхода к И. чело­века были заложены Г. В. Плехановым. По его мысли, И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в к-ром живут дети и активными членами к-рого они должны стать. Сов. историки куль­туры (В. Всеволодский-Гернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в действ. воспроизведении жизненных явлений вне ре­альной практич. установки; они видят социальную зна­чимость И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытесне­ние И. из жизни взрослых драматич. иск-вом и спортом. Нек-рые философы (М. С. Каган), разрабатывающие проблемы человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств. деятельность.

В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы о природе И. и её значении для психич. развития. Ос­новы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось ролевой И.— ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в к-рой дети в специально создаваемой ими условной ситуации, бе­ря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально-историч. характер И. по её проис­хождению и содержанию (Д. Б. Эльконин). Ролевая И. на протяжении дошкольного детства постепенно перера­стает в игры с правилами — обобщённые и сокращённые выражения социальных отношений.

• Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Шиллер Ф., Письма об эстетич. воспитании человека. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Спенсер Г., Соч., т. 3— Основания психологии, ч. 1—5, СПБ, 1897; Грос К., Душевная жизнь ребенка, пер. с нем., К., 1916; Стерн (Штерн) В., Психоло­гия раннего детства до шестилетнего возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.— Л., 1933; Выготский Л. С., И. и ее роль в психич. развитии ребен­ка, «Вопр. психологии», 1966, № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974; Эльконин Д. Б., Психология И., М., 1978; В u у t e n d i j k F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., [1934].

ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч, ιδέα—идея, первооб­раз), идеальный образ, определяющий способ мышле­ния и деятельности человека или обществ. класса. Формирование природных предметов сообразно И. пред­ставляет собой специфически человеч. форму жизнедея­тельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.

Проблема И. была разработана в нем. классич. фило­софии. Она была поставлена Кантом прежде всего в связи с проблемой «внутр. цели». Согласно Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть пред­ставлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом, действующим по «внутр. цели», является человек. В животном внутр. целесообразность осущест­вляется бессознательно и поэтому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как вооб­ражаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеч. рода характеризуется полным и абс. преодоле­нием всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими «род». Т. о., осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного по­рядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели, и поэтому руководит челове­ком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в иск-ве И. может и должен быть представлен в виде образа — в форме пре­красного. И. науки («чистого разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный И. («практич. разума») — в форме категорического импера­тива. Однако в обоих случаях наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и «прекрасное» стано­вятся синонимами, и жизнь И. допускается только в иск-ве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Шиллера, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков.

Гегель, остро понявший бессилие кантовского пред­ставления об И., развенчал его как абстракцию, вы-

ИДЕАЛ 195

ражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (т. е. истории духовной куль­туры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции — «эмпирич. действительности», якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительно­сти, образом человеч. духа, вечно развивающегося че­рез свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои «отчуждённые» состоя­ния. И. науки (науч. мышления) поэтому может и дол­жен быть задан в виде системы логики, а И. практич. разума — в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде формальных и принципиально неосуществи­мых абстрактных императивных требований, обращён­ных к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкре­тен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой т. зр. как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творч. мощи понятия. В виде И. всегда оформляется образ конкрет­ной цели деятельности «рода», т. е. человечества на дан­ной ступени его интеллектуального и нравств. развития. Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем. классич. философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. пере­ходит у него в эстетику, в систему определений «пре­красного». Осуществление И. как «прекрасного» отно­сится Гегелем, однако, не к будущему, а к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной индивидуаль­ности».

Подвергнув критике идеализм Гегеля, основополож­ники марксизма материалистически переработали диа-лектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс гл. внимание обратили на исследование реальных условий жизни осн. классов совр. им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих потреб­ностей, к-рые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с т. зр. отражения противоречий разви­вающейся социальной действительности в головах лю­дей, находящихся в тисках этих противоречий. В ви­де И. в сознании всегда своеобразно отражается про­тиворечивая социально-историч. ситуация, чреватая на­зревшими, но не удовлетворяемыми потребностями бо­лее или менее широких масс людей, обществ. классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого налич­ные, гнетущие их противоречия представляются преодо­ленными, «снятыми», и действительность предстаёт «очищенной» от этих противоречий, свободной от них. И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определ., конкретных, исторически назревших задач. Для господствующих классов, стремящихся увекове­чить изжившие себя социальные порядки, характерна идеализация существующего обществ. состояния.

Классы, реализующие прогресс всего общества, фор­мируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих выхо­да из кризисных ситуаций. Таковыми были, напр., идеи Великой франц. революции. Таковыми являются в совр. эпоху идеи Οκτ. революции 1917. В наши дни единств. системой идей, представляющей прогрессив­ный И., является коммунистич. мировоззрение, и имен­но потому, что оно указывает людям единственно воз­можный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях к-рого осуществляется свободное и всесто­роннее развитие человека.