logo
Философский энциклопедический словарь

198 Идеи

* Map кс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; M a p к с К., Капитал, там же, т. 23; е г о ж е, Экономиче-ско-филос. рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; С п и p к и н А, Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектич. логика, М., 1974. А. Г. Спиркин.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП, см. в статьях Вебер М., Типология. «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТ­ВА» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Men­schheit»), соч. Гердера, изд. в 1784—91 (т. l—4). В «И. к ф. и. ч.» проводится мысль об органич. развитии во всей природе,— начиная с неживого мира, возник­новения космич. тел (кн. 1), органич. созданий (кн. 2 и 3), человека (кн. 4 и 5), через всю связанную с жиз­нью природы (кн. 6—8) историю народов, их культуры, духа и кончая развитием индивидуальной души чело­века, к-рая, по Гердеру, безгранично совершенствуется, причём закрытая от знания людей жизнь души после смерти человека ведёт в более высокие сферы бытия (идея палингенесии). Гердер излагает историю народов Азии (кн. 11, 12), греков (кн. 13), римлян (кн. 14), герм. народов (кн. 16, 18), слав. народов (кн. 16, гл. 4); очерк историч. развития человечества заканчивается изложением периода ср. веков (кн. 19, 20). Человече­ство, по Гердеру, движется к гуманности, разуму и справедливости (кн. 15). «И. к ф. и. ч.» перерабатывают и обобщают огромный материал самых разных наук — астрономии, истории, этики, метафизики, антрополо­гии, анатомии, психологии, этнографии. На рус. язык соч. переводилось в 1829 (1-й т.), в 1959 (отрывки в Избр. соч. Гердера), в 1977 (полностью).

* см. к ст. Гердер.

ИДЕЙНОСТЬ, приверженность к определ. целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетич. идеалу; последоват. верность им в теории и на практике. Одно только знание теории, если оно не превратилось в убеждённость, а также одно только практич. принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на сознат. усвоении идейного содержания, ещё не составляют И. Идейность есть внутр. единство того и другого, осн. на единстве духовного смысла идеи, взятой в развитии, и практич., конкретно-историч. претворения её. Такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историч. прогрессу. Поэтому в каждую эпоху подлинная И. есть И. передовая, означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии).

И. проявляется во всех сферах обществ. жизни. Она противоположна безыдейности — безразличию к духов­ному смыслу обществ. поступков и событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проб­лем, пронизывающих собою все действит. отношения че­ловека к др. людям. И. противостоит замыканию вну­три огранич. интересов — бытовых, утилитарных, тех­нических, местных, групповых и т. п.— и любому оп­равданию этой мещанской, обыват. идеологии, индиви-дуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а так­же практицизму, к-рый маскируется формальной при­верженностью к И. и выхолащивает её. И. противопо­ложна той идеологич. порабощённое™, к-рая свойст­венна классово антагонистич. обществам и к-рая вы­ражается в слепой вере, в некритич. принятии навя­занных и внушённых идей господств. эксплуататор­ского класса. В историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобожде­ния против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.

Теоретич. содержание И. развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. И. передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так и антиинтеллектуализму реакц. и консервативных классов и групп. Догматизму И.

чужда потому, что он ставит готовые схемы и формулы выше жизни, ныше процесса познания истины, рассмат­ривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению буквы доктрины и превращая свои поло­жения в магич. заклинания, в идеологич. ритуал. Ан­тиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он при­нижает и затемняет разум, парализует самостоятель­ность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает тёмные и разрушит. инстинкты и массовые психозы (крестовые по­ходы, расовые конфликты и т. п.). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.

К о м м у я и с т и ч. И. является исторически выс­шей формой И. Она требует строгого единства теоретич. убеждений и практич. их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это — ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррацио­нальную волю и скрытые интересы, а только на истин­ное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мыс­ли. Это предполагает высокую эстетич. и нравств. куль­туру. Быть идейным по-коммунистически — значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении, быть от­крытым всему новому. Знание принципов и последоват. убеждённость помогают наиболее ясному и смелому ви­дению конкретных путей и движущих сил прогресса. Коммунистич. И. требует от личности, с одной стороны, строгого подчинения каждого поступка и всей своей жизни соответствующим идеям, а с другой — предпо­лагает ответственность за верность самих идей, заботу об их непрестанном развитии и творческом обнов­лении. Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладе­нию ею и воспроизведению её принципов в самой жизни.

Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеоло-гизация), а равно и скрытой безыдейности, к-рая «при­нимает» И. без её живого духа, без её творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказ от ответствен­ности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматич. лже­идейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идей, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к твор­честву, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдей­ность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом (см. ПСС, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».

В науке И. означает выход за рамки узкого профес­сионализма, органич. соединение спец. знаний с ми­ровоззренч. проблемами, контроль за нравств. значе­нием науч. познания. Коммунистич. И. ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, пар­тийность.

В иск-ве и лит-ре И.— критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены социальная значи­мость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенден­циям формализма, декадентства, теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве — значит также активно осуществлять его воспитат. роль.

Формирование И.— одна из важнейших сторон ком­мунистич. воспитания. Без И. не может быть всесто­ронне и целостно развитой личности.

• см. к статьям Идеология, Коммунистическое воспитание.

Г.С. Батищев

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identif'ico — отож­дествляю) в психологии и социологии, процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом. Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич. лит-ре термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат. по­ведение, а с другой — особенно в исследованиях лич­ности — эмоциональное слияние с объектом. ИДЕОГРАФИЯ (от идея и греч. γράφω — пишу), спо­соб однозначной записи понятий и их связей с помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis» Лейбница. Широко использовалась Фреге.

• С т я ж к и н Η. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429—31.

«ИДЕОЛОГИ», группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей кон. 18 — нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка. Однако в отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников — старшей группы франц. материалистов 18 в., материа-листич. учение «И.» в основном имело деистич. форму. Понятие «идеология» (как учение об идеях) ввёл в фи-лос. оборот А. Л. К. Дестют де Траси. В соч. «Элементы идеологии» («Elements d'ideologie», v. 1—4, 1801— 15) он рассматривал «идеологию» как науку об общих за­конах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука, согласно Дестюту де Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и че­ловеч. обществе; на гл. принципы «идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж. индивидуализма Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв. К. Маркс подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.

В центре внимания др. представителя «И.» — К. Ф. Вольнея — были проблемы политич. истории и этики. В своём осн. соч. «Руины, или Размышления о ре­волюциях империй» (1791, рус. пер., [1928]) он рассмат­ривал причины расцвета и гибели различных гос-в, показывая реакц. роль религий в истории человеч. об­щества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние учения Гельвеция об интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии» выдвинул Кабанис.

К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.» было вытеснено раз­личными спиритуалистич. направлениями, а сам тер­мин «идеология» в это время во Франции стал синони­мом поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности.

• С a h м n i s Р. J. G., Oeuvres nhilosophiques, pt l—2, P., 1956; Destutt de Tracy'A. L. C., Commentaire sur l'Esprit des lois de Montesquieu, P., 1819; Volney C. F., Oeuvres completes, t. l—8, P., 1821; в рус. пер.— Воль-, ней К. Ф., Избр. атеистич. произв., М., 1962.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, с. 140; т. 24, с. 546—55; т. 26, ч. 1, с. 262—75, 278, 343; История философии, т. 2, М., 1941, с. 436—38, 442 — 43; т. 3, М., 1943, с. 393—94; G u i l l o i s Α., Le salon de Madame Helvetius, Cabanis et , les ideologues, P., 1894.

ИДЕОЛОГИЯ (от идея и греч. λόγος — слово, понятие, учение), система взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной дея­тельности, направленной на закрепление или измене­ние (развитие) данных обществ. отношений. В классо-

ИДЕОЛОГИЯ 199

вом обществе И. всегда носит классовый характер. В сфере И. отражаются положение обществ. классов, их коренные интересы.

Термин «И.» ввёл франц. философ и экономист А. Л. К. Дестют де Траси («Элементы идеологии», «Elements d'ideologie», v. l—4, 1801—15) для обозна­чения учения об идеях, позволяющего установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. В таком же смысле об И. писали представители франц. материа­лизма и сенсуализма. В наполеоновской Франции тер­мин «И.» приобрёл пренебрежит. оттенок. «Идеолога­ми» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практич. вопросов обществ. жизни и реальной политики.

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под И. понимали: 1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир пред­ставляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (см. Соч., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслит. процесса, когда его субъек­ты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определ. классов и объек­тивных побудит. сил своей деятельности, постоянно вос­производят иллюзию абс. самостоятельности обществ. идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в .конструировании мнимой реальности, к-рая выдаётся за самоё действительность (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 97). Действительность предстаёт в И. в иска­жённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзор­ным сознанием. В противоположность этим идеологич. формам науч. сознание остаётся «...на почве дейст­вительной истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и критики И. даёт материалистич. понимание истории (см. Историче­ский материализм), согласно к-рому И. есть явление обществ. сознания и подчиняется его общим закономер­ностям. И. определяется обществ. бытием, но обладает по отношению к нему относит. самостоятельностью. В развитии И. имеет место преемственность, посколь­ку здесь накапливается определ. мыслит. материал, и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей. И. оказывает огромное обратное воздействие на обществ. бытие, на всю обществ. жизнь. Анализ реального историч. процесса показывает, что идеологич. иллюзии — не просто случайные заблужде­ния, что И. выполняет определ. социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам определ. класса типы мышления и поведения и даже програм­мы социального действия.

Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собств. системе воззрений, но они характеризовали марксизм как науч. теорию социализма, органически связанную с освободит. классовой борьбой пролетариата. В. И.Ле­нин расширил понятие И., введя категорию «науч. И.» и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись науч. элементы, по лишь марксизм в под­линном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т. 1, с. 340, прим.). С разработкой концепции науч. И. само понимание И. стало более цельным и завершённым. Поскольку И.— духовное явление, то она должна оцениваться в гно-сеологич. категориях — как научная или ненаучная, истинная или ложная и т. п. Противостояние науч. и ненауч. И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или