logo
Философский энциклопедический словарь

488 Переход

цания и утверждения (см. Единство и борьба противо­положностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон),

Переход одного явления в другое есть взаимодей­ствие количеств. и качеств. изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот пере­ход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных — как скачок. Начало скач­ка от одного явления в другое характеризуется нача­лом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реально­сти являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, про­исхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в ис­тории человеческого общества. Особым видом скач­ка, характерным для общественного развития, являет­ся революция.

В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как нек-рый процесс определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космич. про­цессах и сотни тысяч лет — в образовании видов жи­вотных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей место ранее закономерности количеств. изме­нений. Для скачков первого типа характерны резко вы­раженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная пере­стройка всей системы как бы разом. Примерами тако­го рода скачков являются атомный взрыв или социаль­ная революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, напр. рождение и смерть организма. Предварит.изме­нения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скач­ках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, к-рые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю суще­ственно влияет на химич. свойства атома или моле­кулы.

Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. зна­чение, обязывая изучать объект и с качеств., и с количеств.

сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформиз­ма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ.

развитии — от субъективистского авантюризма.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий «качество» и «количество», М., 1972; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979; Основы марк­систско-ленинской философии, M., 19805; Материалистич. диалек­тика. Краткий очерк теории, М., 1980. А. Г. Спиркин.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Π е p и п а т (о с), или Ликей (Λύκειον) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос. школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова περίπατος — «(кры­тая) галерея», служившая лекционным залом (ср. ана­логичное происхождение термина «стоики» от «стоа» — «портик»), приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περιπατέω — прогуливаюсь.

Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипа­тетиков 1—3 вв. н. э., частично совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в уз­ком смысле иногда понимают философов, непосредствен­но связанных с школьной традицией в Ликее и относя­щихся гл. обр. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греч. аристотелизме и аристотеликах. Схо-лархи П. ш. 1-го периода: Аристотель (335/334—323/322) до н.э.; Теофраст (323/322—288/286); Стратон из Ламп-сака (287/286—269/268); Ликон из Троады (272/268— 228/225); Аристон из Кеоса (228/225—?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/155); Диодор из Тира — приблизительно до 110; Эримней — ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипа­тетиков — непосредств. учеников Аристотеля принад­лежат Теофраст и Евдем (самые догматич. аристотели-ки), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4—3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в.— Иеро-ним из Родоса; ок. 200 — Гермипп из Смирны, 2 в.— Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных соч. перипатетиков 4—2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изда­ны с комм. в собр. Ф. Верли.

Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематич. разработка всех областей знания на основе метода Ари­стотеля, координация науч. работы между отд. членами П. ш.) с функциями высшей школы афинской молодё­жи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевроп. понятие лицея). Последним круп­ным систематиком н теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из П. ш. (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистич. Академии): большинство перипатетиков 3—2 вв. занимаются историч. биографиями, литерату­роведением и популярной этикой — феномен, к-рый объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География» 13,1,54), Теофраст завещал её вместе со своими книгами Нелею из Скеп­сиса (М. Азия), наследники Нелея свалили её в подвал, где она пролежала ок. 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, пери­патетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своём распоряжении только опубликованные науч.-популярные («эксотерич.») диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тираннио-на они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом П. ш.).

Перипатетики 1 в. до н. э. впервые основательно изучены в капитальном труде: Р. Moraux, Der Aristote-Hsmus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd 1: Die Renaissance des Aristotelis-mus im I. Jh. v. Chr., B.—N. Y., 1973. Помимо Андро­ника, Апелликона и Тиранниона, к ним принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из

Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значит. мере — плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи П. ш. после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксе­нарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисий-ский, Термин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисий-ский, Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ям-влиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. обр. текстологи­ей и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Алек­сандра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохра­нилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э.— Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетич. традиция исчезает (условно причисляют к перипатети­кам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), за­дачу комментирования Аристотеля берут на себя нео­платоники.

• Φ ρ а г м е н т ы: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 1 — 10, Basel — Stuttg., 1967— 19692, Suppl., Bd 1—2, 1974—78.

• Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 657—74 (с. 758—59 библ.); Диоген Лаэртский, М., 1979; Brink К. О., Peripatos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col. 899—949; During I., Aristotle in the ancient biographical tradition, Göteborg, 1957; Lynch J. P., Aristotle's school. A study of a Greek educational institution, Berk.— Los Ang.— L., 1972; D o n i n i P. L., Tre studi sull' aristotelismo nel II secolo d. C., Torino, 1974. А. В. Лебедев.

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Непрерывная революция.

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona — личность), теистич. направление совр. бурж. философии, признающее лич­ность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творч. активности верховной личности — бога. П. сформировался в кон. 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России идеи П. развивали Н. А. Бердя­ев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский. Основополож­никами амер. П. явились Б. Боун, Дж. Ройс; их после­дователи — У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся во­круг журн. «Personalist», осн. в 1920. Франц. персона­листы (П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикёр) группи­ровались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журн. «Esprit», осн. в 1932. Представителями нерелиг. П. были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др.

Принципу идеалистич. монизма и панлогизма П. противопоставляет идеалистич. плюрализм — множе­ственность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, т. е. творения мира верховной личностью (богом). Персоналисты вы­двигают на первый план не познающего истину субъекта классич. философии, а человеч. личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологич. категорию, осн. проявле­ние бытия, в к-ром волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но исто­ки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в беско­нечном едином начале — боге. Существует аналогия между этими принципами П. и монадологией Лейбни­ца. Задачу ориентации человека в мире П. возлагает на религ. философию, к-рая должна найти смысл суще­ствующего с т. зр. волеизъявления человека в соотне­сённости с высшим началом, богом.

Распространение П.— симптом кризиса позитивист­ского мировоззрения и усиления тенденций иррацио-

ПЕРСОНАЛИЗМ 489

нализма. В России П. разрабатывался в русле филос.-лит. идеалистич. движения нач. 20 в., представители к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем культуры в противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой культуры» и «массового общества». Личность была про-тивопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставле­на теории историч. прогресса. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ. отно­шений, подчинённое социальным изменениям, исклю­чает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я». П. различает понятия индивида и личности. Чело­век как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём — биологич. или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотно­шением с целым, Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявле­ния, посредством воли, к-рая преодолевает и конеч­ность жизни человека и социальные перегородки как бы изнутри человека, Т. о., в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П. вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исхо­дит из личности, предполагает направление воли, вы­бор, нравст. оценку.

Принцип самодеятельности волевого индивида в кон. 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение амер. персоналистов (Боун, Хауисон, Кал-кинс) выступило против распространённого в США абс. идеализма, против подчинения личности безличному космич. порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюзллинг развили положение о «мире личности», к-рый является до длинной ареной бытия во всей его полноте.

Гл. представитель франц, католич, П.— 9. Мунье объявляет христ. учение о личности основой революц. переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество личностей», подобное христ. общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враж­дебных отношениях с действительностью, жизнь лич­ности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, «сосредоточиться». Внутр. свойства личности, «призвание», «интимность» должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соеди­нить личности между собой. Гл. способом самоутверж­дения личности выступает внутр, самоусовершенство­вание.

В понимании социальных проблем имеется определ. различие между амер. и франц, П. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса совр, общества и человека, подменяя социальную проблематику зада­чей самоусовершенствования личности. Французский же П., акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал ср.-век, общины как антипода урбанистич. цивилизации. Для франц. П., окрашенного пессимистически, характерна антика-питалистич. направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, к-рый приведёт его к гибели, призывал к социальному обновлению, к «персоналист-ской и общинной революции», отличаемой им от социа-листич. революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для рас­цвета личности и отсутствия конфликтов в обществе. Она мыслится как результат распространения персо­на листского учения среди людей.

П. является попыткой конкретизировать христ. идеал личности в условиях совр. калиталистич. общества,