logo
Философский энциклопедический словарь

608 Симметрия

энергии, импульса, момента количества движения. Исследование взаимосвязи принципов С. с законами сохранения стало одним из магистральных направле­ний развития физики.

Новые аспекты физич. содержания С. в рамках тео­ретико-группового подхода были вскрыты специальной и общей теориями относительности, а также квантовой механикой и квантовой теорией поля. Идея С. лежит в основе мн. методологич. исследований содержания совр. физики: использование С. как средства унификации физики, трактовка физич. реальности с помощью поня­тия инвариантности и др.

Важную .роль С. играет также в химии и биоло­гии, где, однако, нередко на передний план выступает асимметрия как определ. нарушение С., что особенно характерно для живых организмов на молекулярном и морфологич. уровнях их структурной организации. В хо­де эволюц. развития материи от химич. формы движе­ния до биологической обнаруживается общая тенден­ция уменьшения степени С. и соответственно возрас­тания асимметрии.

В филос. плане С. выступает как особый вид струк­турной организации объектов. С одной стороны, С. по­нимается как единство тождества и различия, при этом объекты, являющиеся исходным пунктом и резуль­татом преобразований С., будучи различными, рассмат­риваются как эквивалентные по ряду существ. призна­ков. С др. стороны, С. трактуется как единство сохра­нения и изменения, причём преобразования С., будучи изменениями объектов, понимаются как не затрагиваю­щие их сохраняющиеся характеристики. Категории тождества и различия, сохранения и изменения, нераз­рывно связанные с категориями части и целого (струк­туры и элементов), характеризуют диалектич. взаимо­связи объекта и раскрывают философское содержание понятия С.

• Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; С., инвариантность, структура, М., 1967; Вейль Г., С., пер. с англ., М., 1968; Вигнер Е., Этюды о С., пер. с англ., М., 1971; Шубников А. В., К о п ц и к В. А., С, в науке и искусстве. Μ., 19722; Урманцев Ю. А., С. при­роды и природа С., М., 1974; Принцип С., М., 1978; Узоры С., пер. с англ., М., 1980.

СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. συμπά&εια, лат. consensus, conjunctio), термин др.-греч. философии, означавший сочувствие, общность чувств. соответствие предметов или явлений, их взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Напр., тело соучаст­вует в движениях души (Аристотель), а земные явле­ния зависят от влияний солнца и луны (Посидоний). Представление о С. к. связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа, пифагоре­изм, «Тимей» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует динамич. взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также всеобъемлющего тела — мира. Физич. основой С. к. является состоящее из огня и воздуха дыхание (пневма), распространяющееся одновременно к центру и к периферии тела. Дыхание полностью проницает весь мир и, связывая всё в одно непрерывное целое, соз­даёт С. к., на основе к-рой стоики считали возможным предсказание, т. к. определ. явление (состояние частей) в силу С. к. и судьбы — причинной цели всего сущест­вующего — необходимо вызывает др. явления.

• Röhr J., Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz.. 1923; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Münch., 1926; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; см. также лит. к статьям Посидоний, Стоицизм.

СИМПЛИКИЙ (Σιμπλίκιος) из К и л и к и и, др,-греч. философ-неоплатоник 1-й пол. 6 в. Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма. Учился в Александрии и Афинах, со­четал спекулятивно-метафизич. интересы афинской школы со сциентизмом александрийской. Последний греч. философ, в своих соч. противостоявший христи­анству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в Афинах и закрывшего пла-

тоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью дру­гими платониками эмигрировал в Персию (покровитель­ство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 вернулся в Византию, где написал большую часть своих комментариев. Основной из них — к «Метафизи­ке» — утрачен; сохранились комм. к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а также 5) «Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не изданы комм. к 6) «Ора­торскому иск-ву» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пи­фагора» Ямвлиха. Тенденция к согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и воспринятая им через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у С. до тезиса об абс. гармонии их взглядов: любые противоречия (в т. ч. открытая полемика Аристотеля с Платоном) призна­ются мнимыми и относящимися к словесному выраже­нию. Ненаучность этой установки не отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Арис­тотелю, интеллектуальная ясность, методич. строгость и герменевтич. трезвость к-рых ставят С., по традиц. мнению, на 2-е место после Александра Афродисийско-го. Уверенность С. в том, что учения вообще всех греч. философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и Платон (различение чувств. и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим уже большой редкостью текстам досократи-ков. С. намеренно приводил пространные цитаты (осо­бенно в бесценном комм. к «Физике») из Парменида, Зе-нона, Мелисса, Эмпедокла, Анаксагора и Диогена Апол-лонийского, составляющие почти все или наиболее су­щественные фрагменты этих философов, дошедшие до нас.

• Комм. 1—4 изданы в серии CAG, v. 7, В., 1894; v. 8, В., 1907; v. 9—10, В., 1882—95, v. 11, В., 1882; комм. 5 — в кн.: Theophrasti, Characteres..., emend. F. Dübner, P.,

• Praechter K., Simplicius, в кн.: RE, 1927, Hlbbd 5, col 204—13; H a do t I., Le Probleme du NeOplatonisme Alexandrin, Hierocles et Simplicius, P., 1978.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. συγκρητισμός — соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое со­стояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэ­зия, танец не были отделены друг от друга; нерасчле­нённость психич. функций на ранних ступенях разви­тия ребёнка и т. п.). 2) Смещение, неорганич. слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней античности — религ. С. перио­да эллинизма; в философии — разновидность эклек­тики.

СИНТАКСИС (от греч. σύνταξις — построение, поря­док) в логике, изучение чисто формальной части формализов. языка, т. е. неинтерпретированного исчис­ления. Объектами такого изучения служат алфа­вит рассматриваемого исчисления (формальной систе­мы), правила образования выражений (формул) предметного языка (языка-объекта; см. Мета­язык) исчисления и правила преобразова­ния (правила вывода) в нём. В отличие от такого «ло-гич. С.» часто говорят о «С. в узком смысле», ограничи­вающемся «чисто синтаксической» (в обычном грамма-тич. смысле) стороной системы, т. е. не рассматриваю­щем её правила преобразования. Элементарным С. наз. изучение синтаксич. (в обоих упомянутых смыслах) свойств к.-л. конкретной формальной систе­мы нек-рыми спец. эффективными средствами, как это принято в метаматематич. (см. Метатеория) исследова­ниях. Теоретический С.—это общая теория всевозможных формальных систем (или класса систем) к.-л. определ. вида, на аппарат к-рой обычно никаких ограничений не накладывается. Элементарный и теоре-тич. С. оперируют обычным содержательно понимаемым языком (к-рый, в свою очередь, сам может быть фор­мализован и служить предметом строгого формального исследования),

СИНТАКТИКА (от греч. συντακτικός — строящий по порядку, приводящий в порядок), раздел семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению чисто структур-ных свойств знаковых систем. с т. зр. их синтаксиса (без-относительно к их интерпретациям, служащим пред­метом изучения семантики, и к проблемам восприятия и использования знаковых систем как коммуникативных средств в рамках прагматики).

СИНТЕЗ (от греч. σύνδεσις — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое (систему), к-рое осуще­ствляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и различных нау­ках термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рас­суждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассужде­ния от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. гео­метрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое целое и обоб­щают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоор­ганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. дея­тельность головного мозга. С. как мыслительная опера­ция произведен от предметного соединения частей объ­ектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психо­логии.

С. как познават. операция имеет множество различ­ных форм. Любой процесс образования понятий осно­ван на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтези­руются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, от­носящихся к одной предметной области; как объедине­ние конкурирующих, в определ. аспектах противопо­ложных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения де­дуктивных (аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от аб­страктного к конкретному как способ построения теоре­тич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в ре­зультате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных опре­делений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, био­химии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания — естествознания, обществ.

и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при ре­шении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм

СИНТЕЗ 609

науч. и технич. знания, объединяемых на осно-ве С. методологич. средств, понятий и принципов раз­личных областей знания.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, 29; M а м а р д а ш в и л и М. К., Процессы ана­лиза и С., «ВФ», 1958, № 2; Г о p с к и й Д. П., Проблемы об­щей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966; С. совр. науч. знания, М., 1973; Ш в ы p е в В. С., Теоретическое и эм­пирическое в науч. познании, М., 1978; Bunge M., Scientific research, v. 1—2, Hdlb.— N. Υ., 1967; H i n t i k k a J., R ε­πί es U., The method of analysis, Dordrecht — Boston, 1974.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ, см. Аналитические и синтетиче­ские суждения.

СИРАЦКИЙ (Siracky) Андрей (р. 9.12.1900, Пстровац, Югославия), чехосл. философ и социолог, акад. Чехосл. АН (1972), акад. Словацкой АН (1955). Чл. КПЧ с 1951. В 1953—56 ректор ун-та им. Я. А. Коменского в Братиславе. В 1955—61 пред. Словацкой АН. В 1969— 1972 гл. редактор журн. «Sociologia», с 1973 гл. редак­тор журн. «Filozofia». В 1975—78 директор Ин-та философии и социологии Словацкой АН. Осн. труды в области историч. материализма, этики и социологии. Иностр. чл. АН СССР (1976).

• Kultura a mravnost, Brat., 1949; KlerofaSistickä ideologia Pudäctva, Brat., 1955; Problemy a perspektivy socializmu, Brat., 1972; Sociälny svet öloveka, Brat., 1974.

СИСТЕМА (от греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, нахо­дящихся в отношениях и связях друг с другом, к-рая образует определ. целостность, единство. Пре­терпев длит. историч. эволюцию, понятие С. с сер. 20 в. становится одним из ключевых филос.-методологич. и спец.-науч. понятий. В совр. науч. и технич. знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием С. разного рода, проводится в рам­ках системного подхода, общей теории С., различных спец. теорий С., в кибернетике, системотехнике, систем­ном анализе и т. д.

Первые представления о С. возникли в антич. фило­софии, выдвинувшей онтологич. истолкование С. как упорядоченности и целостности бытия. В др.-греч. фи­лософии и науке (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиома-тич. построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия разви­вались как в системно-онтологич. концепциях Спинозы и Лейбница, так и в построениях науч. систематики 17—18 вв., стремившейся к естественной (а не телео-логич.) интерпретации системности мира (напр., клас­сификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие С. использовалось при исследовании науч. знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк — от отрицания системного характе­ра науч.-теоретич. знания (Кондильяк) до первых по­пыток филос. обоснования логико-дедуктивной приро­ды систем знания (И. Г. Ламберт и др.).

Принципы системной природы знания разрабатыва­лись в нем. классич. философии: согласно Канту, науч. знание есть С., в к-рой целое главенствует над частя­ми; Шеллинг и Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектич. мышления. В бурж. философии 2-й пол. 19—20 вв. при общем идеа-листич. решении осн. вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отд. случаях и решения нек-рых проблем системного исследования: специфики теоретич. знания как С. (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения ло-гич. и формализов. систем (неопозитивизм).

Адекватной общефилос. основой исследования С. яв­ляются принципы материалистич. диалектики (всеоб­щей связи явлений, развития, противоречия и др.). Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-ма-териалистич. принцип системности, в содержание к-рого входят филос. представления о целостности объектов ми-