226 Исследование
в трактовку И. диалектич. подход. По Гегелю, И. есть диалектич. процесс развития знания, система понятий, суждений и теорий.
Т. зр. сторонников субъективно-идеалистич. эмпи-ризма состоит в понимании истинности как соответст-вия мышления ощущениям субъекта (Юм, Рагсел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений (Мах, Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувств. опытом. Конвенционализм (А. Пуанкаре) исходит из того, что дефиниция И.; и её содержание носят условный характер. Представители экзистенциализма трактуют И. субъективно-идеалистически — как форму психологич. состояния личности. В совр. бурж. философии И. рассматривается как внутренне согласованная, когерентная система; конкретизируется идея Лейбница о фактич. и логич. И.; анализируются проблема логич. критерия, законы построения истинных дедуктивных систем, различные аспекты концепции корреспонденции И. и связанное с ней семантич. определение И. и др. Общая черта различных концепций И. в совр. бурж. философии — отрицание объективности содержания знания (в особенности — общественно-историч. знания).
Согласно диалектич. материализму, объективной
и. является_такое содержание человеч. представ-
лений, «...которое не зависит от субъекта, не зависит
ни от человека, ни от человечества» (Ленин В. И.,
ПСС, т. 18, с. 123).
И. - внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Наука —
не склад готовых иичерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен. И. относитель-н а, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историч. условиями жизни общества, уровнем практики. Исторически пред-шествующая теория истолковывается в составе новой! теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классич. механика Ньютона и теория относительности Эйнштейна). Диалектич. материализм «... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (там же, с. 139). Абсолютизация относит. И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.
В каждой относит. И., поскольку она объективна, содержится «частичка» абс. знания. Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абс. И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относит. И. «...Человеческое мышление,— писал В. И. Ленин,— по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (там же, с. 137).
Одним из осн. принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., (что предполагает прежде всего точный учёт всех усло-вий, в к-рых находится объект познания, выделение) главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «...всякую истину, если ее
сделать "чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46). К p и т е р и й И. находится не в мышлении самом но себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а_заключается в практике. К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли чело-веческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мыш-ления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1—2). В нашем созна-нии истинно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно, логически сравнивает своё понятие с самим предметом. Т. о., логич. критерий И. является производным от практического. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.
Проблемы, связанные с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания.
• Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 3; 3 н г е л ь с Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; е г о ж е, Филос. тетради, там же, т. 29; Совр. проблемы теории познания диа-лектич. материализма, т. 2, М., 1970, гл. 1; Практика и познание, М., 1973; К о π н и н П. В., Гносеологии, и логич. основы науки, М., 1974; У ё м о в А. И., И. и пути её познания, М., 1975; К у ρ с а н о в Г. А., Ленинская теория И. и кризис бурж. воззрений, М., 1977; Чудинов Э. М., Природа науч. И., М., 1977; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленинской философии, Μ., 19805.
А. Г. Спиркин.
«ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ», нем. социализм, одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1840-х гг. среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Главные представители «И. с.» — К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пютман (Германия), Г. Криге (США). «И. с.» выражал настроения нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом классовых противоречий. В идейном отношении «И. с.» — своеобразный синтез идеалистич. сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному «человеку», игнорирование социальных отношений и т. д.) и выхолощенной формы франц. утопич. социализма. Представители «И. с.» враждебно относились к идее классовой борьбы, призывали к отказу от политич. деятельности, в качестве средства преобразования общества выдвигали проповедь всеобщей любви и братства. Под видом критики капитализма они выступали с идеализацией докапиталистич. порядков, ремесленной цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. Критика «И. с.» содержится в ряде произв. К. Маркса и Ф. Энгельса: «Немецкая идеология», гл. 2; «Манифест Коммунистич. партии», гл. 3; «Циркуляр против Криге»; в работах Ф. Энгельса: «Истинные социалисты», «„Немецкий социализм" в стихах и прозе» и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3 и 4).
По характеристике В. И. Ленина, «„истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультур-ники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди» (ПСС, т. 13, с. 154).
Банкротство «И. с.» как течения полностью обнаружилось в период Революции 1848—49,
• Кандель Е. П., Из истории борьбы Маркса и Энгельса с нем. «И. с.», в сб.: Из истории формирования и развития марк-
сизма, М., 1959; Forder H., Marx und Engels am Vorabend
der Revolution (1846 - 1848), B., 1960.
ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в филос. системах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Фихте, Гегеля, Сен-Симона, Герцена. В 18 — 1-й пол. 19 вв. его развитие шло в форме философии истории, к-рая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом историч. науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18 в. рассматривала человеч. общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею «естеств. законов» истории, единства историч. процесса (Гердер), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (франц. материалисты) и т. д. Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители нем. классич. идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии. Высшим этапом развития принципа домарксистского И. была философия Гегеля; по словам Ф. Энгельса, «он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, с. 496). Огромную роль в утверждении принципа И. сыграли успехи конкретных наук — науки об обществе (напр., А. Бар-пав, франц. историки периода Реставрации) и естествознания (И. Кант, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Принципу И. до Маркса было чуждо понимание развития как борьбы внутр. противоречий, что приводило к господ-ству эволюционизма.
Осн. смысл философско-историч. концепций неокантианства (Риккерт, Виндельбанд), крочеанства (Кроче), философии жизни (Дильтей), экзистенциализма (Ясперс), прагматизма, неопозитивизма (Поппер), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук — «историч. школы» в политэкономии, «позитивной школы» в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с т. зр. раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа И. релятивизмом. Ограниченно понимают И. представители и тех бурж. концепий истории, к-рые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же «циклов» (А. Тойнби), к серии не связанных друг с другом «стадий роста» (У. Ростоу) и т. д.
Последовательно принцип И. был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, Ленин писал: «...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (ПСС, т. 39, с. 67). Отличит. черта марксистского И. состоит в том, что он распространяется на все сферы объективной действительности — природу, общество и мышление. «Мы знаем только одну единственную науку, — писали Маркс и Энгельс,— науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до сих пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» (Соч., т. 3, с. 16, прим.).
Марксистский И. исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Объект рассматривается, во-первых, с т. зр. его внутр. структуры, причём не как механич. множество отд. элементов, свя-
ИСТОРИЗМ 227
зей, зависимостей, а как органич. совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с т. зр. процесса, т. е. следующих друг за другом во времени совокупности историч. связей и зависимостей его внутр. составляющих; в-третьих, с т. зр. выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом; наконец, с т. зр. раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного историч. состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историч. состоянию, характеризующемуся др. структурой.
В соответствии с принципом И., разработанным марксистско-ленинской философией, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в к-ром они протекали в действительности. Иными словами, марксистский И. совпадает с высшей науч. объективностью, исключает характерные для бурж. историч. науки и социологии искажения действительности истории, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных историч. условиях и связях. «Весь дух марксизма,— писал Ленин,— вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории» (ПСС, т. 49, с. 329).
Для совр. науки, равно как и для филос. осмысления процессов, происходящих в совр. науч. знании, характерны дальнейшее развитие принципа И., его сближение с др. принципами. См. также Историческое и логическое.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют протиц социал-демократов?, ПСС, т. 1; Π л е χ а н о в Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. И., М.—Л., ,1033; Грушин Б. А., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Филос. проблемы историч. науки. Сб., М., 1969; Принцип И. в познании социальных явлений, М., 1972; Философия и методология истории. Сб. ст., [пер. с англ., нем., франц.], М., 1977; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 5; К е л л е В. Ж., К о в а л ь з о н М. Я., Теория и история (проблемы теории историч. процесса), М., 1981; Popper К. R., The poverty of historicism, L., 1960; Lipset S..Hofstadt er R. (eds), Sociology and history. Methods, N. Υ., 1968; N i s b e t R. A., Social change and history. Aspects of the western theory of development, N. Y., 1969.
Б. А. Грушин.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич. законах функционирования и развития обществ.
-экономич. формаций. Как филос. концепция историч. процесса, И. м. представляет собой распространение принципов диалектич. материализма на область обществ. явлений. Такое достраивание материализма «доверху» означало создание принципиально новой формы материализма и знаменовало появление науч. социологии. «Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости „согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию"» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55).
Осн. гносеологич. принцип марксистской философии о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в И. м. как признание первичности обществ. бытия и вторичности обществ. сознания. Обществ. бытие выступает как совокупность материальных обществ. процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом, а обществ. сознание является отражением обществ. бытия. Из
- Энциклопедический словарь
- Философский
- Москва «советская энциклопедия»
- 6 Абсолютное
- 8 Абстракция
- Австромарксизм 9
- 10 Автогенез
- 14 Адлер
- 16 Аккультурация
- 18 Алан
- 20 Аллегория
- 22 Анаксагор
- 24 Аналитические
- 26 Ансельм
- 28 Антиномия
- 30 Антиципация
- 32 Апостериори
- 34 Аристотелизм
- 36 Аристотель
- 38 Аркесилай
- 40 Астика
- Атомистика 41
- 42 Атрибут
- 44 Бадараяна
- 46 Баумгартен
- 48 Белл
- 50 Бердяев
- 52 Берталанфи
- 54 Биологическое
- 56 Боас
- 58 Богословско
- 62 Брйджмен
- 64 Буддхи
- 66 Буржуазная
- 68 Буриданов
- Бытие 69
- 70 Быховский
- 72 Бюхнер
- 76 Веблен
- 78 Верификация
- 80 «Вехи»
- 84 Винцент
- 86 Влечение
- 88 Война
- 90 Вольф
- 92 Вопросы
- 94 Время
- 96 Вульгарный
- 98 Выготский
- 100 Гальтон
- 102 Гартли
- 104 Гегельянство
- 106 Гейлинкс
- 108 Географическая
- 110 Гербарт
- 112 Герметизм
- 116 Гипотетико
- 118 Глубинная
- 120 Гобино
- 122 Государственный
- 124 Государство
- 126 Готама
- 128 Грех
- 130 Гудмен
- 132 Гуны
- 134 Дамаский
- 136 Дарвинизм
- 138 Движение
- 140 Деидеологизация
- 142 Декадентство
- 144 Деметрий
- 146 Демократия
- 148 Демонстрация
- 150 Дешан
- 152 Джаймини
- 154 Дзэн
- 156 Диалектика
- 158 Диалектика
- 160 Диалектический
- 162 Диалектический
- 164 Дизъюнкция
- 166 Диктатура
- 168 Диоген
- 170 Дифференциальная
- 172 Добролюбов
- 174 Доказательство
- 176 Достаточного
- 178 Дуализм
- 180 Дхарма
- 182 Дюэм
- 184 Ересь
- 186 Жизнь
- 188 Заблуждение
- 190 Защитные
- 192 Знанецкий
- 194 Ибн сина
- 196 Идеализация
- 198 Идеи
- 200 Идеология
- 202 Иероглифов
- 204 Императив
- 206 Индивид
- 208 Индустриальное
- 210 Интеграция
- 212 Интеллигибельный
- 214 Интериоризация
- 216 Интроспективная
- 220 Иовчук
- 222 Исключённого
- 224 Ислам
- 226 Исследование
- 228 Исторический
- 230 Исторический
- 232 История
- 234 Исчисление
- 236 Йогачара
- 238 Кабанис
- 240 Казуистика
- 244 Кан ювэй
- 246 Капитализм
- 248 Каппадокийский
- 250 Касб
- 252 «Катедер-социализм»
- 254 Кедворт
- 256 Киреевский
- 258 Классовая
- 260 Классы
- 262 Клаус
- 264 Коллектив
- 266 Коммунизм
- 268 Коммунизм
- 270 Коммунистическое
- 272 Кондильяк
- 274 Конструктивная
- 276 Конформизм
- 278 Конфуций
- 280 Корнфорт
- 282 Котарбиньский
- 284 Крижанич
- 286 Критика
- 288 Критика
- 290 Кроссер
- 292 Куайн
- 294 Культура
- 298 Лавров
- 300 Ламенне
- 302 Лебон
- 304 Легизм
- 306 Ленин
- 308 Ленин
- 310 Лесевич
- 312 Либкнехт
- 314 Ликей
- 316 Логика
- 318 Логика
- 320 Логика
- 322 Логические
- 324 Локаята
- 326 Лосский
- 328 Лу цзююань
- 330 Людвиг
- 332 Мабли
- 334 Макиавелли
- 336 Малиновский
- 338 Манифест
- 340 Манхейм
- 342 Маркович
- 344 Марксизм-ленинизм
- 346 Марксизм-ленинизм
- 348 Массовая
- 350 Материализм
- 352 Материализм
- 354 Материя
- 356 Махизм
- 358 Мелисс
- 360 Меньшевиствующий
- 362 Метафизика
- 364 Метаязык
- 366 Методология
- 368 Метриопатия
- 370 Микросоциология
- 372 Мимесис
- 374 Мирное
- 376 Мистика
- 378 Мифы
- 380 Михельс
- 382 Модель
- 384 Мокша
- 386 Монизм
- 388 Морган
- 392 Мэйо
- 394 Навья-ньяя
- 396 Народная
- 398 Народность
- 400 Народонаселение
- 402 Настика
- 404 Наука
- 406 Наука
- 408 Научно-техническая
- 410 Научно-технический
- 412 Научный
- 414 Национализм
- 416 Национальный
- 418 Начала
- 420 Недонсель
- 422 Необходимость
- 424 Неодаосизм
- 426 «Неомарксизм»
- 428 Неопозитивизм
- 430 Неосхоластика
- 432 Неоэволюционизм
- 434 Непротиворечивость
- 438 Нищета
- 440 Новый
- 442 Ноумен
- 444 «О душе»
- 448 Общественное
- 450 Общественные
- 452 Община
- 454 Объективный
- 456 Оккамизм
- 458 Онтология
- 460 Определение
- 462 Оптимизм
- 464 Организмические
- 466 Ортега-и-гасет
- 468 Основной
- 470 Отношение
- 472 Отчуждение
- 474 Павлов
- 476 Панентеизм
- 478 Парацельс
- 480 Парсонс
- 482 Партия
- 484 Патриотизм
- 486 Первобытнообщинная
- 488 Переход
- 490 Перцепция
- 492 Пиаже
- 494 Пифагор
- 496 Платон
- 498 Платонизм
- 500 Плеханов
- 502 Плутарх
- 504 Поведение
- 506 Познай
- 508 «Политика»
- 510 Политическая
- 512 Политцер
- 514 Поппер
- 516 Порецкий
- 518 Потребности
- 520 Правило
- 522 Прагматика
- 524 Пратитьясамутпада
- 526 Предметность
- 528 Престиж
- 530 Природа
- 532 Причинность
- 534 Прогресс
- 536 Производительные
- 538 Происхождение
- 540 Пропедевтика
- 542 Протагор
- 544 Противоположность
- 546 Противоречия
- 548 Психоанализ
- 550 Психология
- 552 Птолемей
- 554 Рабовладельческая
- 556 Рабочий
- 558 Равенство
- 560 Радищев
- 562 Разделение
- 564 Различие
- 566 Расово-
- 568 Расы
- 570 Реализм
- 572 Реальность
- 574 Революция
- 576 Рейхенбах
- 578 Релятивизм
- 580 Реформа
- 582 Речь
- 584 Риккерт
- 586 Робине
- 588 Ростоу
- 590 Самадхи
- 592 Санкции
- 594 Сатья
- 596 Свобода
- 598 Свободомыслие
- 600 Селлерс
- 602 Семь
- 604 Сенека
- 606 Сигер
- 608 Симметрия
- 610 Сирацкий
- 612 Система
- 614 Скандха
- 616 Служащие
- 618 Смирнов
- 620 Совесть
- 622 Созерцание
- 624 Сознательность
- 626 Соловьёв
- 628 Софизм
- 630 Социализм
- 632 Социалистическая
- Социалистический 633
- 634 Социалистическое
- 636 Социальная
- 638 Социальный
- 640 Социологические
- 642 Социология
- 644 Социометрия
- 646 Спенсер
- 648 Спиритуализм
- 650 Справедливость
- 652 Средний
- 654 Стереотип
- 656 Страта
- 658 Структурно
- 660 Сублимация
- 662 Субъективный
- 664 Сумма
- 666 Сущность
- 670 Тарский
- 672 Теизм
- 674 Темперамент
- 676 Теология
- 678 Теория
- 680 Теософия
- 682 Тест
- 684 Тимашев
- 686 Титченер
- 688 Тойнби
- 690 Торо
- 692 Традиция
- 694 Трансцендентальный
- 696 Труд
- 698 Турен
- 700 Уайтхед
- 702 Универсалии
- 704 Уотсон
- 706 Урбанизация
- 708 Установка
- 710 Утопия
- 712 Файхингер
- 714 Фашизм
- 716 Фейерабенд
- 718 Феноменологическая
- 720 Феодализм
- 722 Феодальный
- 724 Физикализм
- 726 Филон
- 728 Философия
- 730 Философия
- 732 Философия
- 734 Философия
- 736 Философские
- 738 Философские
- 740 Философский
- 742 Фишер
- 744 Формализм
- 746 Формация
- 748 Франкфуртская
- 750 Фрустрация
- 752 Футурология
- 756 Холизм
- 758 Христианство
- 760 Художественный
- 762 Целесообразность
- 764 Ценностные
- 766 Цинизм
- 770 Человек
- 772 Чернышевский
- 774 Чикагская
- 776 Чувства
- 778 Шартрская
- 780 Шеллингианство
- 782 Шинкарук
- 784 Шпенглер
- 786 Щепаньский
- 788 Эйхгорн
- 790 Экология
- 792 Эксперимент
- 794 Элиты
- 796 Эмпедокл
- 798 Энгельс
- 800 Энергия
- 802 Эпигенез
- 804 Эразм
- 806 Эстетика
- 808 Эсхатология
- 810 Этика
- 812 Этнометодология
- 814 Юмор
- 816 Язык
- Основные сокращения
- Именной указатель
- А в т ор ы словаря*