logo
Философский энциклопедический словарь

330 Людвиг

но научное, диалектико-материалистическое мировоз­зрение.

«Л. Ф. ...» был первоначально напечатан в теоретич. журнале герм. социал-демократич. партии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1866, № 4—5), а затем издан отд. брошюрой с предисловием Энгельса и приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный рус. пер., сделанный Г. В. Плехановым.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т, 21, с. 269—317, 370— 371, т. 37, с. 398, т. 39, с. 22, 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс и рево­люц. Россия. Сб., М., 1967, с. 648—49; Ленин В. И., ПСС, Справочный том, ч. 2, с. 351; Фридрих Энгельс. Биография, М., 19772; Розенталь М., О произведении Ф.Энгельса «Л. Ф. ...», [М.], 1952; Б а л л е p Э. Α., Произведение Ф. Энгельса «Л. Ф. ...», М., 1960; Б и л е ц к и и Е. В., У истоков марксист­ской философии, М., 1965; Покровская В., С в и н ц о в В., О работе Ф. Энгельса «Л. Ф. ...», М., 1965; Марксистская философия в 19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 14.

ЛЮКСЕМБУРГ (нем. Luxemburg, польск, Luksem­burg) Роза (5.3.1871, Замосць, Польша,— 15.1.1919, Берлин), представительница революц. марксизма, дея­тельница нем., польск. и междунар. рабочего движения.

В 1897 окончила ун-т в Цюрихе со степенью д-ра гос. наук. В 1898 переехала в Германию, где вместе с К. Либкнехтом и др. возглавила левое течение в нем. социал-демократии. В 1904, в связи с расколом в РСДРП, Л., не поняв ленинских принципов строительства пролет.

партии нового типа, выступила с критикой боль­шевиков. В период революции 1905—07 в России Л. по мн. вопросам стратегии и тактики революц. борьбы сблизилась с большевизмом. С энтузиазмом приветст­вуя революцию в России, Л. правильно оценивала роль пролетариата как решающей силы революции, признавала необходимость вооруж. восстания и ус­тановления революц. диктатуры.

В период войны 1914—18 Л. с революц. позиций решительно осуждала шовинистич. политику руковод­ства С.-д. партии Германии, политику «гражд. мира» и поддержки войны. В 1916 Л. издала (под псевд. Юни-ус) брошюру «Кризис социал-демократии» (рус. пер. 1923), в к-рой вскрывала империалистич. характер войны, клеймила предательство с.-д. лидеров. В. И. Ле­нин в ст. «О брошюре Юниуса» оценил брошюру в це­лом как прекрасную марксистскую работу (см. ПСС, т. 30, с. 1—16). Вместе с тем Ленин критиковал имев­шиеся в ней отд. ошибки (отрицание возможности нац.-освободит, войн в эпоху империализма и др.). За антимилитаристскую агитацию Л. подвергалась преследованиям. В общей сложности провела в тюрь­мах ок. 4 лет (гл. обр. в период 1-й мировой войны).

Л. была одним из организаторов группы «Спартак» (оформилась в янв. 1916; в нояб. 1918 преобразована в «Союз Спартака»), Будучи одним из основателей Коммунистич. партии Германии, на Учредит, съезде (30.12.1918—1.1.1919) Л. сделала доклад о программе партии. После подавления восстания берлинских ра­бочих в янв. 1919 контрреволюция организовала арест и убийство Л. и К. Либкнехта.

В своих осн. теоретич. трудах по политэкономии Л. выступала с критикой капитализма и его последней стадии — империализма. Однако в экономич. концеп­ции Л. содержались ошибки. Так, Л. утверждала, что накопление капитала при капитализме возможно лишь за счёт расширения сфер эксплуатации «некапиталистич. среды», т. е. х-в крестьян и ремесленников, отсюда её определение империализма как политики борьбы каппталистич. гос-в за остатки «мировой некапита­листич. среды». Мастерски применяя во мн. своих тру­дах материалистич. диалектику, Л. в ряде случаев отступала от неё, допуская метафизич. ошибки. Это сказалось, в частности, в неправильной трактовке ею нац. вопроса (отрицание права наций на самоопреде­ление). Л. недооценивала также революц. возмож­ности крестьянства.

Убеждённая марксистка, Л. рассматривала за­гнивание бурж. идеологии как выражение неизбежной

гибели капитализма, вскрывала реакц. сущность нео­кантианства и этич. социализма; резко критиковала реформистские идеи Бернгатейна, считая его взгляды несовместимыми с пребыванием в партии. Определяя ревизионизм как разновидность мелкобурж. рефор­мистской идеологии, Л. противопоставляла ему ре-волюц. марксизм. Стержнем этой полемики была проб­лема соотношения объективной историч. закономер­ности и революц. преобразований. Защищая выводы К. Маркса об углублении всех противоречий капита­лизма и неизбежности социалистич. революции, Л. показывала ошибочность утверждения Бернштейна об устойчивости мелкого произ-ва, подчёркивала клас­совый характер бурж. гос-ва, решительно выступала против реформистской идеи постепенной «социализа­ции» общества. Подвергнув критике метафизич. проти­вопоставление революц. «катастрофы» и эволюц. «раз­вития», Л. писала, что «катастрофа» представляет со­бой закономерный момент развития.

Л. горячо приветствовала Οκτ. революцию 1917 в России как начало новой эры в истории человечества. Обосновывая закономерный характер революции, Л. отмечала выдающуюся роль партии большевиков как вдохновителя и вождя революции. Однако, находясь в тюрьме и будучи недостаточно информированной, она в тот момент неправильно оценила нек-рые воп­росы тактики большевиков (решение ими агр. и нац. вопросов, роспуск Учредит, собрания и др.). Позднее, в условиях острой революц. борьбы, Л. исправила мн. свои ошибки, перейдя на позиции ленинизма. Усваи­вая опыт большевизма, Л. разоблачала каутскианскую теорию «чистой» демократии, правильно ставила вопрос о соотношении социалистич. демократии и диктатуры пролетариата.

С революц. деятельностью Л. были тесно связаны её выступления по вопросам лит-ры и иск-ва. Статьи Л. о А. Мицкевиче, Г. И. Успенском, Ф. Шиллере, Л. Н. Толстом, В. Г. Короленко имели большое зна­чение в борьбе против бурж.-реформистской идеоло­гии, защищали иск-во, связанное с демократич. и рево­люц. движением, показывали, что участие в социаль­ных битвах не принижает, а возвышает иск-во.

Критикуя отд. ошибки и отступления Л. от после-доват. марксизма, Ленин высоко ценил её как борца за дело рабочего класса, как представителя нефаль­сифицированного, революц. марксизма, подчёркивал, что её работы «...будут полезнейшим уроком для вос­питания многих поколений коммунистов всего мира» (там же, т. 44, с. 422).

• в рус. пер.: Избр. соч., т. 1, ч. 1—2, М.— Л., [1928]—30; Пром. развитие Польши, СПБ, 1899; Всеобщая забастовка и нем. социал-демократия, П., 1919; Письма к Карлу и Луизе Каут­ским (1896—1918 гг.), М., 1923; Коалиц. политика или классовая борьба?, М., 1923; Накопление капитала, т. 1—2, М.— Л., 19345; Социальная реформа или революция, М., 1959; Введение в по-литич. экономию, М., 1960; О лит-ре, М., 1961.

• Л е н и н В. И., Шаг вперед, два шага назад. Ответ Н. Ле­нина Розе Л., ПСС, т. 9; его ж е, О праве наций на самоопре­деление, там же, т. 25; История философии, т. 5, М., 1961; К а-л а ш н и к о в Б. А., Вопросы историч. материализма в трудах Розы Л., М., 1977.

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Сак­сония,— 18.2.1546, там же), нем. мыслитель и обществ. деятель, глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства), один из создателей общенем. лит. языка. В 1501—05 учился в Эрфуртском ун-те, испытал влияние кружка гума­нистов и неосхоластич. учения Оккама, после окон­чания курса принял монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, палом­ничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.). Выход из глубокого душевного кризиса он нашёл в самостоят. прочтении Писания. Л. были близки идеи нем. мистиков 14в.; их учение о воз­рождении души, проникающейся божеств. началом, о единстве «внутр. человека» с богом Л. превратил в

учение об «оправдании верой»: вера — единственное условие спасения души; добрые дела — лишь плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасе­нию.

К публичной защите своего учения Л. побудила про­дажа в Германии папских индульгенций. 31 окт. 1517 он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и др. зло­употреблений католич. духовенства. По словам Ф. Эн­гельса, тезисы Л. оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против римско-католич. церкви, за нац. и религ. независимость Гер­мании. Тезисы, положившие начало Реформации, со­держали основы нового понимания христианства, поз­же развитого Л. в работах «К христ. дворянству нем. нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др. Л. был обвинён в ереси, отказался явиться в Рим на церк. суд и в 1520 публично сжёг папскую буллу об отлуче­нии его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в Вормсе (1521), где публично отстаивал автономию совести.

Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения только посредством веры, к-рая даруется ему непосредственно богом, то нет прин­ципиальной разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божеств. благодати и через таинство крещения обретает свя­щенство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каж­дый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светс­кой и так же, как она, должна быть подчинена гос-ву.

Л. отвергал монашество как идеальный образ религ. служения. Развивая учение о всеобщем священстве, он возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство», объявлял всю мирскую деятельность че­ловека его священнослужением.

Л. стремился заменить авторитет церкви авторите­том Библии. Он отвергал исключит. право папы на тол­кование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства обладает правом самостоятель­но толковать Писание и защищать веру. Чтобы гаран­тировать свободу совести, сделав Библию доступной для каждого, Л. посвятил 15 лет её переводу на нем. язык. Оценивая деятельность Л., К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиоз­ности, сделав религиозность внутренним миром чело­века» (там же, т. 1, с. 422—23). Л. был противником нар. понимания Реформации как борьбы за социаль­ную справедливость и евангельское равенство; социаль­ной опорой Реформации он считал князей. К концу Крест. войны 1524—26, потерпев неудачу в роли по­средника между крестьянами и князьями, Л. стал тре­бовать жестокой расправы над восставшими крестья­нами, называя их кровожадными разбойниками, к-рые, прикрывая свои дела Евангелием, на самом деле вы­ступают в качестве орудия дьявола.

Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом сочетается у Л. с отрицанием свободы воли, что категорически выра­жено в его осн. теологич. произв. «О рабстве воли» (1525). Л. разрушил церк. единство Зап. Европы, но основать новую церковь на провозглашенных им прин­ципах всеобщего священства, свободы совести и церк. самоуправления ему не удалось. Увидев, что отмена

ЛЮТЕР 331

традиц. форм церк. регламентации поведения приве­ла к падению уровня религ. воспитания народа, он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской деятельности, стремился к ог­раничению свободы в истолковании Библии и восста­новлению элементов внеш. культа (что нашло отраже­ние в первых документах протестантской догматики и в составленных самим Л. катехизисах).

В последние годы жизни Л. уделял большое внима­ние идее мирского призвания христианина, нравст-венно-религ. возвышению труда. Он готовился к на­двигающейся религ. войне с католиками и вёл борьбу

с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект, возникших в ходе Реформа­ции).

• Werke. Kritische Gesamtausgabe, Bd 1—60, Weimar, 1883— 1980; в рус. пер.— К христ. дворянству нем. нации об улучше­нии христианского состояния, Харьков, 1912; Взгляд Л . на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в.1, М., 1906, с. 1—56.

• DenifleH., Luther und Luthertum in der Ersten Entwick­lung, Bd 1—2, Mainz, 1904—09; E r i k s o n E., Young man Lut­her, N. Y., 1958; A l t h a u s P., Die Theologie Martin Luthers, Giitersloh, 1962; D i с k e n s A. G., The German nation and Mar­tin Luther, Glasgow, 1976; B e n z i n g J., Lutherbibliographie, Lfg. 1—2, Baden-Baden, 1965—66. T. H. Панченко.

M

МАБЛИ (Маblу) Габриель Б о н н о де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж), франц. политич. мыс­литель, утопич. коммунист, историк. Брат Э. Кондиль-яка. В основе взглядов М. на общество лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, согласно М., обществ. жизнь была основана на коллек­тивном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате появления частной собственности, став­шей осн. источником всех несчастий человечества. М. считал, что хотя «система общности» имуществ отвеча­ет принципам разума, восстановить её невозможно. Единственный практически возможный путь, по мне­нию М., — уменьшение имуществ. неравенства, дости­жимое посредством ограничения потребностей и пре­сечения роскоши. Скромная жизнь при общности иму­ществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. — аскетич. коммунизм. М. признавал народ носителем верх. власти и право его изменять существующее правление, оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. Идеи М. способствовали идеологич. под­готовке Великой франц. революции.

• Collection complete des oeuvres, t. 1—15, P., 1794—95; в рус. пер.— Избр. произв., М.— Л., 1950; Начальные основания нра­воучения, ч. 1—3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1—3, [СПБ], 1812.

* Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с. 315; С a ф ρ ο-н о в С. С., Политич. и социальные идеи М., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Lecercle J. L., Utopie et τέ-alisme politique chez Маblу, в сб.: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Geneva, 1963.

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία), колдовство, ча­родейство, волшебство, обряды, призванные сверхъ-естеств. путём воздействовать на мир (явления приро­ды, людей, духов). Разновидности магич. действий свя­заны с разными сторонами жизнедеятельности коллек­тива, «дополняют» практич. деятельность: хоз. М. (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на охо­те), лечебная М. («белая» М.), вредоносная М. (насыла-ние «порчи», «чёрная М.») и др. (продуктивная, предо­хранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж. Фрейзеру, магич. обря­ды основаны на ложном причинно-следственном увя­зывании сходных или следующих одно за другим (смеж­ных) явлений; отсюда два типа М. — гомеопатическая (подражательная, по сходству; уничтожение изобра­жения — гибель врага, и т. п.) и контагиозная (зара­зительная, по смежности; использование волос и одеж­ды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность не-посредств. магич. воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации (сопричас-тия) с ней человека, присущего первобытному сознанию