logo
Философский энциклопедический словарь

286 Критика

Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы в каждом коллективе была создана атмосфера обществ. заинтересованности в выявлении и устранении ошибок и недостатков, чтобы эффективно действовал соответст­вующий механизм для их исправления. Важная гарантия развития К. и с. состоит в строгом соблюдении принци­пов парт. и сов. демократии, социалистической закон­ности.

Отношение к критике, умение правильно её воспри­нимать и по-деловому отвечать на неё служат пробным камнем политич. зрелости коммунистов, руководителей, всех членов социалистич. общества. Партия решитель­но осуждает тех руководителей, коммунистов, к-рые проявляют бюрократич. самомнение и чванство, не­терпимо относятся к критике. Преследование за кри­тику является тяжким злом, виновные в этом привле­каются к строгой ответственности.

Развивая и совершенствуя социалистич. и внутри-парт. отношения, укрепляя демократию и законность, заботясь о политич. и идейном росте коммунистов и всех граждан, Коммунистич. партия создаёт тем самым не­обходимые условия для того, чтобы К. и с. служили могучей движущей силой в процессе коммунистич. со­зидания.

• Маркс К., К критике гегелевской философии права. Вве­дение, Маркс К. и Э н г с л ь с Ф., Соч., т. 1; е г о же, Послесловие ко второму изд. (.работы «Капитал. Критика поли­тич. экономии». Том первый], там же, т. 23; Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, ПСС, т. 8; е г о ж е, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 10; его же, Тезисы об осн. задачах Коминтерна, там же, т. 41; е г о ж е, К четырех­летней годовщине Οκτ. революции, там же, т. 44; Устав КПСС, М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981. Φ. Φ. Петренко.

«КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ», ру­копись К. Маркса 1857—58, первоначальный вариант «Капитала», опубл. в 1939 в Москве на языке оригинала под редакц. назв. «Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie (Rohentwurf)» [«Осн. черты критики поли­тич. экономии (черновой набросок)»]. В этой работе, на основе применения материалистич. понимания истории к области политич. экономии, к анализу капиталистич. способа произ-ва, Маркс сделал своё второе великое открытие — открыл прибавочную стоимость и разра­ботал в общих чертах теорию прибавочной стоимости, являющуюся краеугольным камнем марксистской по­литич. экономии. Толчком, ускорившим начало рабо­ты над рукописью, явилось приближение мирового экономич. кризиса 1857, с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе. С авг. 1857 по май 1858 он создал рукопись объёмом свыше 50 печатных листов, к-рая явилась первым из трёх черновых вариан­тов будущего «Капитала». Маркс предполагал опубли­ковать результаты своих 15-летних экономич. исследо­ваний, начатых в 1843—44, в виде большого труда под назв. «К критике политич. экономии», издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, осталь­ная часть плана осуществилась в виде 4 тт. «Капитала». Рукопись 1857—58 состоит из «Введения» и трёх глав: о стоимости, деньгах и капитале (написаны в такой последовательности: «II. Глава о деньгах», «III. Глава о капитале», начало главы «I. Стоимость»).

«Введение» написано в конце авг. 1857. В янв. 1859 в предисловии к «К критике политич. экономии» Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышле­нии решил, что всякое предвосхищение выводов, кото­рые еще только должны быть доказаны, может поме­шать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 5). Т. о., «Введение» является наброском «общего вве­дения» к экономич. труду Маркса. В заменившем его предисловии Маркс описал эволюцию своих взглядов, ход своих политико-экономич. исследований и дал классич. формулировку сущности материалистич. по­нимания истории, на к-рое опирается марксистская

политич. экономия. Взгляды, близкие к содержанию «Введения», были развиты в написанной и опубл. в авг. 1859 рецензии Ф. Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст «Введения» был опубликован в 1903, рус. пер.— в 1922.

Содержание «Введения» исключительно богато: проб­лемы политич. экономии, диалектич. метода, историч. материализма, эстетики. В нём получили дальнейшее развитие идеи «Экономическо-филос. рукописей», «Нем. идеологии», «Нищеты философии». «Введение» состоит из 4 параграфов. В первых двух Маркс опре­деляет предмет политич. экономии прежде всего как материальное произ-во; доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определённое. Он раскрывает диалектич. взаимосвязь произ-ва, распре­деления, обмена и потребления и показывает, что эти категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является господствующим и определяющим моментом, и что распределение, обмен и потребление являются моментами самого произ-ва, взятого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. поли­тич. экономии робинзонады, внеисторич. рассмотре­ние произ-ва и метафизич. понимание произ-ва, распре­деления, обмена и потребления. В важнейшем для фи­лософии 3-м параграфе («Метод политич. экономии») Маркс решает вопрос о начале исследования и последо­вательности рассмотрения экономич. категорий, выяс­няет соотношение абстрактного и конкретного, истори­ческого и логического в объективной действительности и развитии познания, процесса действит. развития и процесса его познания, истории и теории науки и под­вергает критике идеалистич. диалектику Гегеля; на этой основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода исследования и из­ложения, метода восхождения от абстрактного к конк­ретному. Хотя речь идёт здесь непосредственно о мето­де политич. экономии, общие закономерности метода восхождения имеют значение и для др. наук. Этот параграф содержит наиболее полное и глубокое изло­жение взглядов Маркса на метод науч. исследования. 4-й параграф остался незаконченным. Он представ­ляет собой набросок плана анализа осн. категорий, выражающих общую структуру общества (обществ. формации). Маркс предполагал здесь рассмотреть диа­лектику производит. сил и производств. отношений, соотношение базиса и надстройки. В этой же части «Введения» сформулированы важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и художеств. произ-ва, развития общества и развития иск-ва. На примере иск-ва Маркс рассматривает вопрос об относит. самостоятельности надстроечных явлений.

Главы о стоимости, деньгах и капитале были написа­ны между концом окт. 1857 и концом мая 1858. В них Маркс начал осуществление общего плана своего тру­да, к-рый он сформулировал во «Введении». К началу этого осн. этапа работы (очевидно, к концу окт. 1857) относится новое обращение Маркса к «Логике» Гегеля, что содействовало разработке диалектико-материалис-тич. метода марксистской политич. экономии. К это­му времени (см. письмо Маркса Энгельсу 14 янв. 1858) относится возникновение у Маркса замысла написать «Диалектику». Рукопись 1857—58 представляет собой решающий этап в процессе создания метода «Капита­ла». Исследуя капиталистич. способ произ-ва, Маркс рассматривает его как органич. систему, к анализу к-рой он применяет все средства диалектико-материа-листич. методологии: положения материалистич. по­нимания истории, законы и категории диалектики, ло-гич. приёмы исследования.

Применение материалистич. понимания истории к политич. экономии привело к открытию прибавочной стоимости и на этой основе к познанию закона движе­ния капиталистич. способа произ-ва. Это явилось ре­шающим доказательством истинности социально-ис-торич. концепции Маркса. Тем самым завершился про-

цесс превращения материалистич. понимания истории из гипотезы в научно обоснованную теорию. Вместе с тем это привело к существ. обогащению данной кон­цепции, гл. обр. той её части, к-рая выражает законы существования и развития материального произ-ва, экономич. основы общества. В «К. ц. э.» Маркс углуб­ляет, развивает, конкретизирует понятия: труд, спо­соб лроиз-ва, производит. силы, производств. отноше­ния. Он впервые выявляет здесь внутр. механизм про­цесса труда, его осн. элементы: труд как деятельность человека, средства труда, предмет труда, продукт тру­да; выделяет все элементы производит. сил, вводит важное понятие обществ. производит. сил; исследует процесс превращения науки в непосредственную производит.

силу; развивает новое понятие производных производств. отношений (вторичные, междунар. производств. отношения); вырабатывает новое понятие господствующего способа произ-ва. В рукописи Маркса идёт процесс становления ключевой категории историч. материализма — обществ. формации. В написанном на основе этой работы предисловии Маркса к «К критике политич. экономии» (янв.— февр. 1859) впервые опре­деляется эта категория и появляется термин «обществ.-экономич. фармация». Как в рукописи 1857—58, так и в этом предисловии 1859 Маркс развивает дальше диалектико-материалистич. периодизацию истории, формационное членение историч. процесса. Рукопись «К. п. э.» исключительно богата новыми положениями, относящимися к теории науч. коммунизма. Выделяются три осн. аспекта: предпосылки коммунистич. преобра­зования оощества, экономика будущего коммунпстич. общества, проблема человека.

Полный рус. пер. «К. п. э.» издан в 1968—69. • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1—2; т. 13, с. 5—9, 489—99; Карл Маркс. Биография, M., 19732, гл. 8; Выгодский В. С., Экономич. обоснование теории науч. коммунизма, М., 1975; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 9 — 10. Г. Д. Багатурия.

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» («Kritik der praktischen Vernunft», Riga, 1788), гл. этич. работа Канта, построенная в соответствии с его общефилос. и гносеологич. принципами. Состоит из предисловия, введения, учений чистого практич. разума о началах («Аналитика» и «Диалектика») и методе и заключения. Исходя из проблематич. понятия свободы теоретич. разума, Кант показывает в «Аналитике», что единст­венным определяющим основанием свободной и доброй воли может быть только необходимый и общезначимый моральный закон практич. разума — категорический императив: требование поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла иметь силу принципа все­общего законодательства. Это собств. априорное зако­нодательство практич. разума, или способность воли действовать на основании представления о законе не­зависимо от чувственных склонностей, природной при­чинности и эмпирич. условий, и определяет свободу в положит. смысле. Сознание необходимости следовать моральному закону Кант называет моральным веле­нием, или долгом, а уважение к нему — моральным чувством. Моральность в отличие от легальности тре­бует поступков, вызванных уважением к закону, а не только внешне сообразных с ним. Подчинение долгу и уважение к закону возвышают человека над собой как частью чувственного мира и превращают его в свободную от механизма природы и условий времени личность, к-рая является целью самой по себе. В «Диа­лектике» рассматривается возможность высшего бла­га, предпосылкой к-рого является справедливое соот­ветствие добродетели и счастья. Их необходимая связь, а значит. и высшее благо возможны лишь в силу при­надлежности человека не только чувственному, но и умопостигаемому миру и при допущении бессмертия души и бытия бога. Эти трансцендентные и гипотетиче-

КРИТИКА 287

ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь в качестве постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они вы­ражают потребность в определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на человеч. душу, их влияние на максимы поведения эмиирич. субъекта.

Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Со­колова (1897, 19082); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, 1965.

• С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H., Kants Begründung der Ethik, B., 19102; Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K. Cramer, Fr./M., 1975.

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790), работа Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование единства форм познавательной (чувст­венной) и целеполагающей (нравственной) деятель­ности. Связь их Кант обнаруживает в способности рас­сматривать явления согласно принципу целесообраз­ности. Различая понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на «Критику эстетич. способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения».

Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят о форме предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ идеальной природы субъекта, а воз­вышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вку­са он усматривает особую априорную структуру, выра­жением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и не­удовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету, оно возникает из не­преднамеренной игры воображения и имеет субъектив­ный, но вместе с тем общезначимый и автономный ха­рактер. Вкус определяется как способность придавать эстетич. переживанию «всеобщую сообщаемость». Эсте­тич. деятельность трактуется как сфера символич. воплощения нравств. идеала.

Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов предполагает функцио­нальное объяснение их частей относительно условий существования целого. Оно диктуется не столько свойст­вами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего представления и служит эвристическим прин­ципом описания в тех случаях, где механич. объяснение оказывается недостаточным.

Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966.

• Bäumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschich­te und Systematik, Bd l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Ästhetik in ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants «Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974.

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА« («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2-м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и границ науч. знания, состоит из предисловий, вве­дения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диа­лектики чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств. опыта и рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эсте­тике» говорится о необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ. внимание уделяется анализу способов «упорядочения», «связы­вания» эмпирич. данных с помощью априорных и субъ­ективных форм чувств. познания — пространства и