logo
Философский энциклопедический словарь

124 Государство

нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобра­зие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).

Истории известны три осн. формы политич. власти рабочего класса: Парижская Коммуна 1871, Сов. власть, нар. демократия. На Парижскую Коммуну как на первое конкретное воплощение диктатуры пролета­риата указали Маркс и Энгельс. Сов. форма диктатуры пролетариата возникла в СССР и была всесторонне проанализирована в работах Ленина. Нар. демократия возникла после 2-й мировой войны, её значение и осо­бенности были теоретически освещены в документах коммунистич. и рабочих партий.

После построения основ социализма европ. социа-листич. страны приступили к завершению строительст­ва социалистич. общества и строительству развитого со­циализма. В СССР построено развитое социалистич. об­щество, что привело к преобразованию политич. систе­мы— к перерастанию Г. диктатуры пролетариата в обще-нар. Г. Между общенар. Г. и Г. диктатуры пролетариа­та существует глубокая преемственность. Социалистич. Г. с момента своего возникновения несёт в себе черты общенар. Г., поскольку выражает волю и интересы не только рабочего класса, но и трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции. Общенар. Г. продолжает борь­бу за осуществление целей диктатуры пролетариата — построение коммунистич. общества. На междунар. аре­не оно осуществляет принципы, к-рые были присущи и диктатуре пролетариата — борьба за мир, поддерж­ка и солидарность со всеми революц. силами современ­ной эпохи.

Вместе с тем существует ряд особенностей, прису­щих общенар. Г. Во-первых, в результате утверждения общенар. Г. ещё более расширяется социальная база социалистич. Г., оно выражает интересы и волю рабоче­го класса, крестьянства, интеллигенции, всех наций и народностей страны. Во-вторых, если Г. диктатуры пролетариата решало задачи строительства социализма и развитого социалистич. общества, то общенар. Г. имеет своей непосредств. задачей укрепление развитого социализма и строительство коммунизма. В-третьих, общенар. Г. знаменует новый этап развития социалис­тич. демократии и политич. системы, к-рые обеспечи­вают эффективное управление всеми обществ. делами, всё более активное участие трудящихся в гос. жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочета­нии с ответственностью перед обществом. Условием ус­пешного функционирования общенар. Г. является соб­людение принципов демократич. централизма и социа­листич. законности. В-четвёртых, общенар. Г. знаменует собой более высокий уровень в области науч. орга­низации и управления на основе качеств. повышения политич. сознания и политич. культуры должностных лиц и самых широких масс и использования дости­жений научно-технич. революции.

Руководящей и направляющей силой сов. Г., ядром его политич. системы, всех гос. и обществ. орг-ций яв­ляется КПСС. На основе марксистско-ленинского уче­ния КПСС определяет ген. перспективу развития общест­ва, линию внутр. и внеш. политики СССР, руководит созидат. деятельностью сов. народа, придаёт планомер­ный и научно обоснованный характер борьбе за победу коммунизма. Осн. направления развития Г. и всей поаитич. системы сов. общества состоят в дальней­шем развитии социалистич. демократии. Это означает: 1) расширение участия трудящихся в управлении дела­ми общества и Г.; 2) дальнейшую демократизацию гос. аппарата; 3) повышение активности обществ. орг-ций; 4) усиление нар. контроля; 5) укрепление правовой ос­новы гос. и обществ. жизни; 6) расширение гласности, постоянный учёт обществ. мнения. В процессе коммуни­стич. строительства на основе развитого социалистич.

общества осуществляется постепенный переход к об­щественному самоуправлению коммунистическому.

С т. зр. внутр. условий экономия, предпосылки от­мирания Г. заключаются в высоком развитии производит.

сил, осуществлении принципа коммунизма «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». Процесс отмирания Г. зависит также и от внеш. условий. Пока остаётся опасность агрессии со стороны империа­лизма, полностью сохраняется функция обороны стра­ны, к-рая может отмереть лишь тогда, когда социализм окончательно победит в мировом масштабе.

* Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; е г о ж е, О гос-ве, там же, т. 39; его ж е, О «де­мократии» и диктатуре, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Мате­риалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Общая теория Г. и права, т. 1—2, Л., 1968—74; Бурлацкий Ф. М., Ленин, Г., по­литика, М., 1970. См. также Демократия. Ф. М. Бурлацкий.

«ГОСУДАРСТВО», или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения-рамки), по-видимому, представляет собой диалог раннего периода, называе­мый иногда «Фрасимах». Кн. 2—10 относятся к зрело­му периоду (написаны после «Федона», но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога — Сократ, Кефал, Главков, Адимант и Полемарх. Диа­лог последовательно развивает единую тему — «о спра­ведливости»; с этой т. зр. его можно разделить на шесть частей.

В 1-й ч. (кн. 1) — постановка вопроса о справедли­вости и невозможность его разрешить методами традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а—367е) собеседники приходят к необходи­мости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент. Провоцируя Сократа, Главкон предпри­нимает такое рассуждение: справедливость — услов­ность, с к-рой мирится тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по возможности не испытывать зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и несправедливому, они будут вести себя одинаково — несправедливо, при этом за несправедливым — в качестве величайшей неспра­ведливости — следует закрепить славу человека вели­чайшей справедливости, поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно оставлена только справедливость, должен быть лишён всего, в т. ч. и славы справедливости. Мысленный опыт Главкона продолжает его брат Адимант: быть спра­ведливым — тяжело и обременительно, а несправедли­вым — легко и приятно; даже признающие справедли­вость делают это ввиду пользы, приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных воздаяниях); к тому же, соблюдая поддель­ные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и богов; поэтому нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и — не­зависимо от того, как это оценят люди и боги,— пока­зать, что она — величайшее благо, а несправедли­вость — величайшее зло.

3-я ч. (кн. 2, 368а — кн. 4, 445е): поскольку справед­ливость и несправедливость явственней всего проявля­ются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа имеют аналогичное строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания гос-ва — многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиноч­ку; необходимо защищать гос-во, а для защиты — воспитать особое сословие стражей; средство их вос­питания — гимнастика и музыка (поэзия); три сосло­вия граждан — правители, стражи, земледельцы и ре­месленники — соответствуют трём частям души — ра-зумной, аффективной и вожделеющей, причём им соот­ветствуют три добродетели — мудрость, мужество и

сдержанность; 4-я добродетель — справедливость — есть выполнение каждым соответствующей ему в гос-ве функции.

4-я ч. (кн. 5—7) — попытка указать средства, поз­воляющие воплотить идеальное гос-во в жизнь; необ­ходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять фи­лософы, от природы способные познавать бытие и исти­ну, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за пределами бытия, так же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом — солнце; путём сравнения здешнего мира с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справед­ливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к этому могут искусство счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.

5-я ч. (кн. 8—9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству (тимократия, олигархия, демокра­тия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b — кн. 10) показы­вает, что справедливые счастливее несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удоволь­ствие и в этой и в загробной жизни (миф о загробном воздаянии — видение Эра).

В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены этич., психологич. и педа-гогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва: глядя на идеальный образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и несправедливости, Платон, однако, нарушает задан­ное им же требование мысленности эксперимента: он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осу­ществления идеального гос-ва, в силу чего с «Г.» ока­залась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался осуществить его в действи­тельности (поездка с этой целью в Сицилию), что отлича­ет также его учеников и последователей (ср. Аристоте­ля — воспитателя Александра Македонского, Цицеро­на-политика, Марка Аврелия — философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса, императора Юлиана Отступника, последних афинских неоплатони­ков, отправившихся во главе с Дамаскием к перс. царю Хосрову).

По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон Сципиона, комменти­руемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. ком­ментарий к «Г.» составил Прокл. На араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.

Рус. пер. М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).

• Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed. G. Kroll, t. 1—2, Lipsiae, 1899—1901; Murphy N. R., The interpretation of Plato's Republic, Oxf., 1951; Plato's Republic, the Greek text,ed. with notes and essays by B. Jowett and L. Camp­bell, v. 1—3, Oxf., 1953; Averroes' commentary on Plato's Re­public, ed., introd., transl. and notes by E. I. J. Rosenthal, Camb., 1956; The Republic of Plato, transl. with introd. and notes by P. M. Cornford, N.Y.—Oxf., 1958; Nettleship R. L., Lectures on the Republic of Plato, L.—Ν. Υ., 19612; The Republic of Plato, ed. with critical notes, comm., appendices by J. Adam, v. 1—2, Camb., 19632; Plato. The Republic, with an English transl. by P. Shorey, rev. red., L.—Camb. (Mass.), 1969; Plato. The Republic, transl. by A. D. Lindsay, new ed., L., 1976; Platon. Der Staat, übers., erläutert v. O. Apelt, Hamb., [1961F; A n-d e r s s o n T. J., Polis and Psyche.A motif in Plato's Repub­lic, Stockh., 1971. ΙΟ. А. Шичалик. «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в рев о люд и и», произв. В.И. Ленина о гос-ве, о диктатуре пролетариата, о со-циалистич. революции, социализме и коммунизме. Кни­га создана в период подготовки Οκτ. революции 1917,

ГОСУДАРСТВО 125

когда вопрос о гос-ве приобрёл особенную важность и в теоретич. и в практически-политич. отношениях. Ха­рактеризуя цель работы, Ленин писал, что «... при неслыханной распространенности искажений марксиз­ма наша задача состоит прежде всего ввосстанов-л е н и и истинного учения Маркса о государстве» (ПСС, т. 33, с. 4—5). Соответственно в «Г. и р.» Ленин изложил и рассмотрел все осн. положения и выводы К. Маркса и Ф. Энгельса о гос-ве, отстоял марксистскую теорию гос-ва, в особенности пролет. гос-ва, против оппортунистов из 2-го Интернационала, развил даль­ше эту теорию, обобщив опыт междунар. рабочего дви­жения, опыт революц. борьбы росс. пролетариата. Книга написана в условиях подполья в авг.—сент. 1917 на основе материалов (выписки из соч. Маркса и Эн­гельса, а также работ К. Каутского, А. Паннекука, Э. Бернштейна с замечаниями и выводами Ленина), подготовленных в Швейцарии в янв.— февр. 1917 (см. там же, с. 121—307). Впервые издана в мае 1918, в Петрограде. По первонач. плану книга должна была состоять из семи глав, но 7-я гл. «Опыт русских рево­люций 1905 и 1917 годов » не была написана. Сохранил­ся лишь её план (см. там же, с. 323—24).

В 1-й гл. показывается, что осн. идея марксизма по вопросу об историч. роли и значении гос-ва состоит в том, что «государство есть продукт и проявление н е-примиримости классовых противоречий» (там же, с. 7), орган классового господства. Поэтому освобож­дение угнетённого класса невозможно без революции, без уничтожения эксплуататорского гос-ва (см. там же, с. 8), к-рое заменяется диктатурой пролетариата. Пролет. гос-во отомрёт постепенно (см. там же, с. 22). Ленин показал, что положение марксизма о необходи­мости диктатуры пролетариата и об отмирании социа-листич. гос-ва направлено не только против анархистов, но и против оппортунистов, сеющих иллюзии о возмож­ности постепенного преобразования капиталистич. об­щества в социалистическое без революции, без переход­ного периода диктатуры пролетариата.

Во 2-й гл. обосновывается вывод марксизма о необ­ходимости в ходе социалистич. революции слома гос. машины буржуазии. Выступая против оппортунистич. извращений марксизма по вопросу о диктатуре пролета­риата, Ленин подчёркивает, что «марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы клас­сов до признания диктатуры пролетариа-та» (там же, с. 34), и что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущ­ность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (там же, с. 35).

В 3-й и 4-й главах Ленин анализирует значение опыта Парижской Коммуны 1871 для решения вопроса о том, чем заменить военно-бюрократич. бурж. гос. машину. Указывая на то, что «коммуна — первая по­пытка пролетарской революции р а з б и т ь буржуаз­ную государственную машину и „открытая наконец" политическая форма, которою можно и должно з а-м е н и т ь разбитое» (там же, с. 56), Ленин далее рассматривает целый ряд конкретных характеристик пролет. гос-ва (формы осуществления пролетариатом своей власти, организацию управления пром-стью, со­циальное положение гос. служащих и т. п.), построен­ного на 'основе принципа демократич. централизма. Вместе с тем, характеризуя пролет. гос-во как необхо­димое условие построения социализма, Ленин рассмат­ривает и вопрос об отмирании социалистич. гос-ва, по­скольку в ходе перерастания социализма в коммунизм будет исчезать всякая надобность в насилии над людь­ми, «...люди привыкнут к соблюдению элемен­тарных условий общественности без насилия и без подчинения» (там же, с. 83).