logo
Философский энциклопедический словарь

134 Дамаский

гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюцио­нистскую идею.

Идеи Д. оказали сильное воздействие на культуро­логию Леонтьева и в большой мере предвосхитили ана­логичные построения Шпенглера.

• Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.

• Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория культурно-историч. типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ, [19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История фило­софии в СССР, т. 3,М., 1968; P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ле­нин о психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A Russian totalitarian philo­sopher, Camh. (Mass.), 1967.

ДАНЭМ (Dunham) Берроуз (р. 10.10.1905), амер. фи­лософ. За пропаганду марксистских взглядов отстранён от преподавательской работы. С материалистич. по­зиций Д. активно выступает против различных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзис­тенциализма (см. «ВФ», 1960, № 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер. 1958) рассматривает проблему взаимоотношения фило­софии и практики, высоко оценивает роль гуманистич. идеалов в жизни людей. Д. занимается также вопроса­ми истории эстетики, гносеологии и политич. мысли. И A study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи, М., 1960; Человек против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967; Филос. размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и со­циологич. мысль в США, М., 1977.

* Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мыс­ли в США, М., 1977.

ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших поня­тий кит. философии, центр. понятие даосизма. В фило­софии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч. общества, поведения и мышле­ния отд. индивида, неотделимый от материального ми­ра и управляющий им (поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей; бездействует, тем самым делая всё; Д. вечно и безымян­но, пусто и неисчерпаемо; неследование Д. ведёт к гибели. У Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно постичь, но нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни от пространства, у него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит постигнуть закон природы и уме­ние соответствовать ему.

Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возник­новения не только тьмы вещей, но и различий между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяю­щих вещи. Овладение Д. приводит к разным резуль­татам: одни становятся мудрыми, другие — безум­цами, одни процветают, другие гибнут. Однако прави­телю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри и агрессивным вне страны, ибо это ведёт к её гибели.

Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и обретает смысл мо­рального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от образованности: небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д. совершенствуется через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея получила у Хань Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз. справед­ливостью; поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не только с жэнь, но также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением, их закон (принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян явля­ется Д.— это то, из-за чего инь и ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесе­нии к небу оно наз. инь и ян, в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-

ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др. философов.

• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The four books, transl. by .Г. Legge, Shanghai, 1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.

«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга учителя Лао»), основопо­лагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был полулегендарный мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э., ранее Конфуция, почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был сос­тавлен в 4—3 вв. до н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего — учение о дао и дэ — проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя Чжуа-на», нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшест­венником «Лао-цзы»). Трактат сыграл огромную роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч. на русский.

• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38; Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст. Даосизм.

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с кон­фуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проник­новения в Китай буддизма вместе с ним Д. и конфу­цианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ. триаду сосуществовавших и соперничав­ших течений, определявших идеологич. жизнь Китая вплоть до 20 в. Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего уче­ния в борьбе с конфуцианством, сторонники Д. объяви­ли первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.), благодаря чему Д. получил наи­менование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.

Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение наивно-материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако содержащиеся в нём элементы мистики посте­пенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философ­ский (дао цзя), высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо), образовавший своего рода «церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156). Религ. Д. вклю­чал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не имеющие ничего общего ни с фило­софией, ни с доктриной классич. Д., в результате че­го границы понятия «Д.» стали весьма расплывчаты.

Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал неотъемлемой частью «нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в составе упомянутой выше триа­ды явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао» — «Путь великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»— «Учение белого лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»); оказал значит. влияние на кит. художников, писателей, поэ­тов. На протяжении веков Д. то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н. э.), Цзин-ди (156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в 1951—53 проводилась борьба про­тив тайных даосских сект.

Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и всеобщем законе спонтанно­го возникновения, развития и исчезновения всей Все­ленной. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Все-

ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние, одна из осн. идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успе­ху и процветанию. Всякое же действие, противореча­щее дао, означает пустую трату сил и приводит к неуда­че и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать сво­боду её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управ­лять страной, и тогда она процветает, пребывая в спо­койствии и гармонии. Дао затемняется человеч. одно­сторонностью, само же не имеет никаких разграниче­нии: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселен­ной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. оказали боль­шое влияние на развитие кит. культуры и философии.

• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114— 138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Πоρш­нева Е. Б., Учение «Белого Лотоса» — идеология нар. вос­стания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в кн.: Обще­ство н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ., Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The re­ligion of China. Confucianism and Taoism, N. Y.— !_,., 1968'; McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the rite of cosmic renewal, Wash., 1972.

С. Кучера.

«ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений даосизма. Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более вероятной является дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022), сторонника даосизма. Канон был опубли­кован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его комп­лектование продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—1619 появи­лись два его издания. В 1626 был составлен комменти­рованный каталог «Д. ц.». В «Д. ц.» вошли как клас­сич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние; мн. трактаты анонимны и не дати­рованы.

• Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H., Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17, p. 331—54.

ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрус­бери,— 19.4.1882, Даун, близ Лондона), англ. естест­воиспытатель, основатель эволюц. учения о происхож­дении видов путем естеств. отбора (см. Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дар­вина. На формирование взглядов Д. большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведённые во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способст­вовали выявлению Д. движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принци­па дивергенции, т. е. расхождения признаков у потом­ков общего предка. Став к 1837 убеждённым эволюцио­нистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вёл огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, па­леонтологии. В 1842 Д. сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидя­чих ракообразных — усоногих раков. Анализ этой группы позволил Д. проверить на конкретном материа­ле осн. положения'эволюц. теории. К этому времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его

ДАРВИН 135

науч. авторитет во многом способствовал последующе­му признанию созданной им эволюц. концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхожде­нии видов, обобщая весь известный материал по измен­чивости, наследственности и эволюции диких видов жи­вотных и растений, а также по методам селекции домаш­них животных и культурных растений. В нач. 1856 Д. приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внут­ри- и межвидовую. По Д., именно внутривидовая конку­ренция наиболее близких по своим потребностям осо­бей ведёт к вымиранию промежуточных форм и обеспе­чивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособ­ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа естеств. отбора.

В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой он независимо от Д. сфор­мулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел пред­ставить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трёх­томника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологич. об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.

Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в 1858). В 1868 Д. опубликовал боль­шой труд по теории искусств. отбора «Изменения жи­вотных и растений под влиянием одомашнивания», раз­вивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 — ра­боту «Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Проис­хождение человека от животных доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Д. разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божеств. происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д. стоял несколь­ко в стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники уче­ния Д. в разных странах.

• в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография). Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л. Соболя, М., 1957.

• Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дар­вин, М., 1957.

ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции орга­нич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ко­валевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Ти­мирязев и др.). Д. выделяет материальные факторы эво­люции — наследственность и изменчивость — и дви­жущие факторы эволюции — естеств. отбор для орга­низмов, живущих в природе, и искусств. отбор для раз­водимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от предшествую­щих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.

Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого человеком искусств. отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естеств. отбор — это «пе­реживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого на основе неопределённой (т. е.