logo search
Философский энциклопедический словарь

360 Меньшевиствующий

написал ряд статей о естеств.-науч. материализме, дар­винизме, об отношений марксизма к религии. М. внес значит. вклад в разработку проблем материалистич. понимания истории, подвергал критике различные те­чения бурж. философии: неокантианство и «этич. со­циализм», взгляды Э. Гартмана, Шопенгауэра, Ницше, махизм, филос. ревизионизм, теории бурж. и ревизио­нистских социологов и экономистов (В. Зомбарт, Э. Бернштейн, Э. Давид). Одним из гл. предметов науч. занятий М. было исследование и публикация произве­дений и писем К. Маркса и Ф. Энгельса. Глубоким со­держанием и ярким стилем отличается написанная М. биография Маркса. М. немало сделал для формирования марксистского литературоведения и искусствоведения, способствовал выработке общих принципов марк­систской эстетики. С позиций историч. материализма М. раскрывал важные черты совр. ему лит. процесса (статьи о натурализме и импрессионизме, о Л. Н. Тол­стом и М. Горьком), выступал с марксистской интер­претацией нем. классич. лит-ры, критиковал её тенден-циозное истолкование официальным бурж. литературове­дением.

Историч. труды М.— высоко оценённая Энгельсом «Легенда о Лессинге» («Die Lessing-Legende», 1893), «История Германии с конца средних веков» ( Т1 1—2, 1910, рус. пер., ч. 1—2, 1920) и др. содержат конкрет­ную разработку марксистской концепции истории Германии. В работах но истории рабочего движения и прежде всего в «Истории герм, социал-демократии» (Т1 1—2, 1897—98, рус. пер., т. 1—4, 1923—24) М. рассмотрел успехи рабочего движения в Германии на широком фоне общеевроп. и общегерм. истории и пока­зал их тесную связь с этапами интернац. борьбы проле­тариата. М. принадлежит также ряд исследований по воен. истории. В работах М. содержались и нек-рые ошибки. В философии — частичное обеднение и упроще­ние марксизма, непонимание значения диалектики как логики и теории познания, в историч. и политич. воп­росах — непонимание сущности борьбы Маркса и Энгельса против антипролетарских течений в Союзе коммунистов, в 1-м Интернационале, переоценка ро­ли Ф. Лассаля и лассальянцев в нем. рабочем движении и др. Но эти ошибки, мн. из к-рых он преодолевал в ход? развития своих филос. и политич. взглядов, не ума­ляют ценности наследия М. В. И. Ленин высоко оце­нивал М. как учёного «...не только желающего, но и умеющего быть марксистом» (ПСС, т. 18, с. 377).

• Gesammelte Schriften, Bd 1 — 15, В., 1972—732; в рус. пер,— Историч. материализм, Свердловск, 1925; Лит.-критич. статьи, т. 1—2, М.—Л., 1934; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; К. Маркс и Ф. Энгельс — создатели науч. коммунизме, М., 1960; Очерки по истории войн и воен. искусства, М., 19566; Лит.-критич. статьи, М.—Л., 1964. 1

* Марк с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 34—36, 38—39 (см. казатель имён); Л е н и н В. И., Две тактики социал-демокра­тии в демократич. революции, ПСС, т. 11; е г о ж е, Φ. Μ. о вто­рой Думе, там же, т. 15; е г о же, Крах II Интернационал«, там же, т. 26; Г a r a p и н А., Ф. М. и его филос. взгляды, М., 1937; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизио­низма в герм, социал-демократии. 1895—1914, М.—Л., 1961; ПримаковскийА. П., К 40-летию со дня смерти Φ. Μ. (1846—1919) (Краткий библиографич. обзор), «ВИ», 1959, № 2; Слуцкий А. Г., Φ. Μ., революционер, ученый, публицист, М., 1979. Л. И. Гольман.

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus— достойный и греч. κράτος — власть), букв.—власть, основанная на за­слугах. Термин введён в употребление англ. социоло­гом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В антиуто­пии «Возвышение меритократии: 1870—2033» («The rise of the meritocracy: 1870—2033», 1958) он сатири­чески изображал грядущий приход к власти и после­дующий крах новой олигархии, оправдывающей своё господство тем, что она состоит из интеллектуально наиболее одарённых и энергичных представителей всего народа. Представители неоконсервативного на­правления в бурж. обществ. мысли, особенно в США (Белл, Бжезинский, М. Платнер и др.) придали, одна-ко, этому термину позитивное содержание и сконструи-

ровали апологетич. социологич. и политология. концеп­цию М., направленную против идеи социального равен­ства и приаванную оправдать политич. и экономич. при­вилегия «новой интеллектуальной элиты», якобы вносящей непропорционально большой вклад в благо­состояние всего общества. Эта концепция, представ­ляющая собой модернизацию традиц. элиты теорий, питается обосновать претензии бурж. интеллигенции на участие в управлении обществом, оправдать возрас­тающую бюрократизацию гос.-монополистич. капита­лизма, опровергнуть мелкобурж. радикальные урав-нит. теории и увековечить деление общества на управ­ляющих и управляемых.

• Красин Ю. А,, Революцией устрашенные, М., 1975; В е 1 1 D., The coming οί Post-Industrial society, Ν. Υ., 1973; см. также пит. к ст. Элиты теории.

МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор-сюр-Мер,— 4.5.1961, Париж), франц. фило­соф-идеалист, представитель феноменологии; в ряде мотивов близок экзистенциализму. Филос. образова­ние получил в Высшей нормальной школе, где сбли­зился с Ж. П. Сартром (порвавшим с ним в 1953) и Ж. Ипполитом. Испытал влияние гештальт-психоло­гии. В процессе работы над неопубл. наследием основа­теля феноменологич. школы Гуссерля М.-П. пришёл к более широкому толкованию интенционалъности как характеристики не только сознания, но всего че-ловеч. отношения к миру. В соответствии с этим М.-П. ввёл понятие о досознательном («телесном») суще­ствовании (экзистенции), к-рое осмысленно, ибо открыто миру, а не замкнуто в себе как вещь. Всё бытие чело­века является реализацией и раскрытием его экзис­тенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром. Субъект и мир — два полюса едино­го «феноменального поля», в к-ром субъект всегда си­туативно связан и потому не может быть выявлен пря­мо и до конца. В ряде работ М.-П. выступил как анти­коммунист и противник диалектич. материализма.

* Phenomenologie de la perception, P., 1945; Les aventures de la alectique, P., 19551"; Eloge de la Philosophie et autres essais, [P.], I965; La structure du comportement, P., 19676; La visible et l'invisible, P., 1971.

• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 285—94; De W a e l h e n s Р. Α., Une Philosophie de l'ambiquite, P., 19683; K wan t R. C., The phenomenological philosophy of Merleau-Ponty, Pittsburgh, 1963.

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадель­фия, шт. Пенсильвания), амер. социолог. М.— пред­ставитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «ла­тентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея т. н. теорий среднего уровня, к-рые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социо­логии.

Примером социологич. анализа М. является его тео­рия аномии (понятие, заимствованное у Дюркгейма). Аномия, но М.,— особое нравственно-психологич. со­стояние индивидуального и обществ. сознания, к-рое характеризуется разложением системы «моральных цен­ностей» и «вакуумом идеалов». М. считает причиной ано­мии противоречие между господствующими в США ин-дивидуалистич. «нормами-целями» культуры (стремле­ние к богатству, власти, успеху, выступающее в ка­честве установок и мотивов личности) и существую­щими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М., прак­тически лишают подавляющее большинство американ­цев всякой возможности реализовать поставленные це­ли «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых инс­титутами), апатии и разочарованности в жизни (потеря жизненных целей). М. рассматривает это противоречие не как продукт капиталистич. строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для «индустриального об­щества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократич. критик бюрократич. и милитаристских тен-

денций в США, не выходя, однако, за пределы бурж. идеологии. М. принадлежат эмпирич. исследования средств мас-совой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), содержащие критику последних, а также ра-боты по социологии познания и социологии науки,.

• Mass persuasion, Ν. Υ. — L., [1946] (совм. с M. Fiske and А. Curtis); The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор); Seien- се, technology and society in seventeenth century England, N. Y., 19702; Social theory and social structure, N. Y., 19682; On the . shoulders of giants, N. Y., 1965; On theoretical sociology, L., 1967; Contemporary social problems, N. Y., 1971s (совм. с R. A. Nisbet); The sociology of science, Chi., 1973; в рус. пер.— Социальная структура и аномия, в кн.: Социология преступности, М., 1966; Явные и латентные функции, в кн.: Структурно-функциональный -анализ в совр. социологии, в. 1, М., 1968.

• Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1967; История бурж. социологии первой. пол. 20 в., М., 1979; The idea of social structure. Papers in honor.pf R. K. Merton, N. Y., 1975; Approaches to the study of social struc­ture, N. Y., [1975].

MECTP (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя,— 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуи­тами, в 1774 окончил Туринский ун-т. В 1802—17 по­сланник сардинского короля в Петербурге, где были-написаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe genera-teur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1—2, 1819), «Петербургские вече­ра...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l—2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновлённо­го религ. миропорядка. Великую франц. револю-цию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: её пособника-­ми и установителями он готов признать не только Бурбо-нов или Наполеона, но даже революц. пр-во, посколь­ку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12—13 вв., предлагая «реставрировать» -тео-кратич. конгломерат монархич. гос-в, спаянный не-посредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.— сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное на-, чало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикально-монархич. движения 1-й пол. 19 в.

• Oeuvres completes, v. l—14, Lyon, 1884—86.

• История философии, т. 3, М., 1943, с. 380—84; R o h d e n, Р. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, Munch., 1929; В а у l e F., Les idees politiques de J. de Maistre, P., 1945. МЕТАЛОГИКА, методология д е д у к т и в-ных наук, часть логики, посвящённая изучению метатеоретич. (см. Метатеория) средствами свойству различных логич. систем и логики в целом. К М. не.-редко относят также метаматематику, т. е. теорию (формальных, математич.) доказательств, и теорию, определимости понятий (см. Определение). Проблемы этих теорий, относящиеся к чисто структурным свойст­вам различных исчислений, образуют «синтаксич. ветвь» М. (см. Синтаксис). Её «семантич, ветвь» это логич. семантика (теория смысла и теория значения), «ал-гебраич. ядро» к-рой оформилось в спец. логико-ма-тематич. дисциплину — теорию моделей, а вопросы соотношения между экстенсиональными и интенсиональ­ными языками (см. Экстенсиональность и Интенсио- -налъность) — в прагматику. См. ст. Семиотика и лит. к ней.

МЕТАТЕОРИЯ (от греч. μετά — после и теория), теория, анализирующая структуру, методы и свойства

МЕТАТЕОРИЯ 361

к.-л. др. теории — т. н. предметной (или объектной) теории. Наиболее развитый характер имеют М. логики (наз. металогикой) и М. математики (наз. метамате­матикой). Объектом рассмотрения в М. оказывается не сама но себе содержат. науч. теория, а её формаль­ный аналог — исчисление (формальная система). Подле­жащая исследованию в М. содержат. теория предвари­тельно подвергается формализации. Часть М., наз. синтаксисом, изучает структуру своей предметной тео­рии, а также её дедуктивные средства. М. рассматри­вает различные интерпретации исследуемой формаль­ной системы; эта часть М., воспринимающая предмет­ную теорию как формализованный язык, наз. семан­тикой.

Понятие М. впервые было выдвинуто Гильбертом в связи с его программой обоснования классич. мате­матики средствами созданной его школой теории доказательств (метаматематики). Ряд важных метатео-ретич. результатов (гл. обр. семантич. содержания) был получен Тарским.

См. также Аксиоматический метод, Метаязык.

МЕТАФИЗИКА (от греч. μετά τα φυσικά, букв.— пос­ле физики), наука о сверхчувств. принципах и началах бытия. В марксизме понятие «М.» обозначает противопо­ложный диалектике филос. метод, отрицающий ка­честв. саморазвитие бытия через противоречия, тяго­теющий к построению однозначной, статичной и умо-зрит. картины мира. В истории философии термин «М.» нередко употреблялся как синоним философии.

Термин «М.» ввёл систематизатор произв. Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Как само-стоят. метод М. обнаруживается у Платона. В ранне-греч. философии «мудрость» была синкретичным созер­цанием истинной картины космоса, поэтому собственно филос. метод не отличался от научного, т. е. от тео­рии. Не предпринимая формального расчленения «муд­рости», Платон дал в ряде диалогов описание высше­го типа знания, восходящего от эмпирич. реальности к бестелесным сущностям («идеям») по иерархич. «ле­стнице» понятий и нисходящего обратно к чувств. ми­ру. Аристотель построил классификацию наук, в к-рой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией», или «теологией» (учением о боге). В отличие от «второй философии», или «физики», «первая философия» (назван­ная впоследствии М.) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. Не свя­занная ни с Субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с человеч. деятельностью (как нау­ки «практические»), М., по Аристотелю, является сами ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеч. жизни и источник наслаждения.

Антич. М. явилась образцом М. вообще, однако на протяжении истории зап.-европ. философии существен­но меняются как оценка метафизич. знания, так и по­ложение М. в системе филос. наук. Ср.-век. философия признавала М. высшей формой рационального позна­ния бытия, но подчинённой сверхразумному знанию, данному в откровении. Схоластика считала, что М. доступно богопознание, осуществляемое по аналогии с познанием высших родов сущего (благо, истина и т .п.). Ср.-век. М. дала детальную трактовку таких проблем, как соотношение свободы и необходимости, природа общих понятий и др., и существенно обога­тила понятийный и терминологич. словарь философии.

М. нового времени вышла из границ, очерченных теологией, и, пройдя этап пантеистич. натурфилософии Возрождения, сделала объектом своего исследования природу. На смену авторитету богословия пришла нау­ка, подчинившая себе метафизич. метод и знание.