logo search
Философский энциклопедический словарь

284 Крижанич

это постепенно ведёт к уничтожению разницы в соци­альном положении рабочих и К. (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 53).

Развивающиеся страны в большинстве своём сохра­няют крест. облик. В Азии и Африке К. составляет осн. массу населения. В Лат. Америке уд. вес самостоят.

мелких крестьян резко сокращается в результа­те пауперизации, возрастает масса полупролетарского и полукрестьянского населения и особенно люмпен-пролетариев. В тропич. Африке, ряде стран и районов центр. и юго-вост. Азии значит. масса сел. населения ещё не порвала с родо-племенными отношениями. Не будучи К. в строгом смысле этого слова, оно подвер­гается капиталистич. эксплуатации и расслоению или — в странах социалистич. ориентации — вовлекается в процесс кооперирования так же, как и собственно крест. слои.

К. развивающихся стран — активная революц. сила в совр. мире, вместе с рабочим классом борющаяся против местных эксплуататоров (помещиков, кулаков, представителей торг.-пром. буржуазии) и иностр. гос.-монополистич. капитала. Вместе с тем крест. револю­ционность характеризуется стихийностью, резкими колебаниями и противоречиями в политике и идеоло­гии, связью с религ. движениями.

Огромный ущерб мировому революц. процессу в совр. условиях наносят неопопулистские и другие кон­цепции перехода «революц. мандата» от рабочего клас­са к К., превращения К. в гл. революц. силу.

Историч. опыт подтвердил верность марксистско-ленинского положения о союзе рабочего класса и К. как необходимом условии революц. преобразования общества. Гл. предпосылкой успешного развития сою­за трудящихся классов и решения стоящих перед ни­ми революц. задач является руководящая роль рабо­чего класса и его авангарда — коммунистич. и рабо­чих партий.

• Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 8; е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, гл. 36—47; его же, Экономич. рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46 (ч. 1—2); Энгельс Ф., Крест. вопрос во Фран­ции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Развитие капи­тализма в России, ПСС, т. 3; е г о ж е, Агр. программа социал-демократии в первой рус. революции 1905 —1907 гг., там же, т. 16; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября) [1917], там же, т. 35; его ж е, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Письмо к елецким рабочим, там же, т. 37; его m е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же; его же, Проект программы РКП(б), там же, т. 38; его же, Доклад о работе в деревне 23 марта (1919 г.), там же; его же, Экономи­ка и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Первонач. набросок тезисов по агр. вопросу (Для 2-го съезда Коммунистич. Интернационала), там же, т. 41; е г о ж е, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 мар­та (1921 г.), там же, т. 43; его ж е, О продовольств. налоге (Значение новой политики и ее условия), там же; его же, Тезисы доклада о тактике РКП 13 июня 1921 г. (III конгресс Коммунистич. Интернационала), там же, т. 44; его ж е, К че­тырехлетней годовщине Οκτ. революции, там же; его же, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Конституция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., О Конституции СССР, М., 1977; Арутюнян Ю. В., Социальная структура сельского населе­ния в СССР, Μ., 197Γ, С и м у ш П. И., Социальный портрет сов. К., М., 1976; Староверов В. И., Социальная струк­тура сельского населения СССР на этапе развитого социализма, М., 1978. . В. П. Данилов, Л. В. Данилова.

КРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,— 12.9.1683, близ Вены), предста­витель обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; священник-миссионер. По национальности хорват. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 жил в России; в 1661 (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676) жил в Польше. К. пропагандировал идею о языковой и этнич. общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку нац. возрождения и единства слав. народов усмат­ривал в объединении католич. и православной церк­вей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Рус.

гос-ву. Ему принадлежит проект политич. и экономич. преобразований в России.

В разработанной им классификации наук К. отнёс философию к разряду «мирского знания», включив в её состав «логику, физику и этику». Всемирную исто­рию рассматривал как непрерывный процесс, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а дру­гие достигают расцвета. К. был сторонником провиден­циализма, однако допускал возможность воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса.

• Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965.

• Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.— Л., 1925; Д а ц ю к Б. Д., Ю. К., [М.], 1946; М о р-духович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., «Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР», 1963, № 36.

«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ», программный документ науч. коммунизма, написанный К. Марксом в нач. мая 1875 в виде «Замечаний к программе герман­ской рабочей партии». Работа представляет собой кри-тич. разбор теоретич. ошибок, содержащихся в проекте программы Социалистич. рабочей партии Германии, опубликованном в марте в связи с предстоящим в мае на съезде в Готе объединением двух рабочих партий — эйзенахцев и лассальянцев (отсюда назв.). К работе Маркса непосредственно примыкает письмо Ф. Энгель­са А. Бебелю от 18—28 марта 1875, содержащее ана­логичную критику проекта программы. «К. Г. п.» была впервые опубликована Энгельсом с его предис­ловием в 1891 в связи с предстоявшим на Эрфуртском съезде пересмотром Готской программы.

Критикуя ряд антинауч. положений и теоретич. усту­пок лассальянству, имевшихся в проекте Готской прог­раммы, Маркс разработал в «К. Г. п.» ряд важнейших положений теории коммунистич. обществ. формации. В этой работе достигает классич. зрелости марксистское учение о стадиях становления и развития коммунистич. формации: о переходном периоде от капитализма к ком­мунизму (социализму) и двух фазах развития комму­нистич. общества.

В «К. Г. п.» Маркс даёт классич. определение пере­ходного периода как периода диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим об­ществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и по­литический переходный период, и государство этого пе­риода не может быть ничем иным, кроме как рево­люционной диктатурой пролета­риата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27).

Описывая две фазы коммунистич. общества, Маркс выявляет как их общую основу, так и существ. разли­чия между ними (см. там же, с. 16—21). Говоря о пер­вой фазе, Маркс подчёркивает, что поначалу новое общество только выходит после долгих мук родов из старого общества и поэтому во всех отношениях ещё сохраняет родимые пятна старого общества. Только на следующей ступени коммунистич. общество развивает­ся на своей собств. основе. Маркс исследует распреде­ление совокупного обществ. продукта, принцип рас­пределения по труду, проблемы равенства и права на первой фазе; даёт классич. характеристику высшей фазы коммунистич. общества; углубляя понимание проблемы отмирания гос-ва, ставит вопрос о «госу­дарственности коммунистического общества», т. е. о том, «...какие общественные функции останутся тогда, аналогичные теперешним государственным функ­циям» (там же).

Теоретич. содержание «К. Г. п.» было специально про­анализировано и развито дальше в книге В. И. Лени­на «Государство и революция».

φ Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 19, с. 1—32, т. 22, с. 95—96; Ленин В. И., Гос-во и революция. ПСС, т. 33, гл. 5; Карл Маркс. Биография, М., 19732, гл.14; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М., 1975, гл. 1; Марксистская философия в 19 в., кн. 2— Развитие марксист­ской философии во второй пол. 19 в., М., 1979, гл. 11; Revolu-

tionäres Parteiprogramm — Hevolutlonäre Arbeitereinheit, В., 1975.

КРИТИКА И САМОКРИТИКА, метод раскрытия и преодоления противоречий обществ. развития; необ­ходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных принципов революц. преобразую­щей деятельности марксистско-ленинских партий, а в социалистич. обществе — и всего народа; одна из дви­жущих сил развития социалистич. общества; принцип нравств. воспитания, самовоспитания и духовного раз­вития людей. Сущность К. и с. состоит в познании и раскрытии в той или иной форме противоречий, оши­бок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе обществ. практики с целью их преодоления.

Объективной основой К. и с. служит противоречивый процесс историч. развития, различия в обществ. инте­ресах классов и групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах обществ. жизни, в сознании людей. «...Жизнь идет вперед противоречиями...» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 47, с, 219).

В условиях капиталистич. общества с присущими ему социальными антагонизмами К. Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из действенных средств классовой борьбы пролетариата. В. И. Ленин подчёр­кивал жизненное значение К. и с. для осуществления социалистич. революции, для деятельности Коммунис­тич. партии (см. там же, т. 44, с. 150, 205, 209). В ра­бочем и коммунистич. движении, нац.-освободит. борь­бе народов оружие критики широко использовалось и используется для разоблачения эксплуататорской сущности капитализма и политики господств. классов.

В условиях социализма изменение характера обществ.

отношений, ликвидация антагонистич. противо­речий и эксплуататорских классов коренным образом меняют назначение и характер критики. Из оружия разрушения и революц. ниспровержения старого строя она превращается в орудие созидания социализма и коммунизма.

Объективными предпосылками К. и с. в социалистич. обществе служат противоречие между быстро расту­щими обществ. потребностями и возможностями их удовлетворения, достигнутым уровнем развития производит.

сил, необходимость постоянного совершенство­вания производств. и всех обществ. отношений (см. там же, т. 42, с. 37).

Строительство социализма и коммунизма — непре­рывный процесс борьбы за новое в производстве, в от­ношениях людей, в психологии и морали членов общества. В условиях достигшего высокой зрелости идейно-политич. единства народа при социализме эта борьба не выливается в крупные социальные конфлик­ты, но это не исключает серьёзного характера и остро­ты борьбы. К. и с. выступает одними из важнейших средств оценки обществ. практики, переоценки уста­ревших взглядов и представлений. Необходимость К. и с. диктуется также субъективными ошибками и недостатками, неизбежными в сложных условиях со­зидания нового общества.

Ленинские положения о К. и с. воплощены в Прог­рамме КПСС (1961) и Уставе КПСС (1971), в Конститу­ции СССР (1977). С помощью К. и с. народы Сов. Сою­за выявляют противоречия, нерешённые проблемы и трудности, «...отбирают лучшие формы и методы ком­мунистического строительства» (Программа КПСС, 1972, с. 133).

Развитие К. и с. определяется совокупностью объек­тивных и субъективных условий — экономич. и по­литич. зрелостью социализма, внутр. и внеш. положе­нием страны, масштабом и характером стоящих перед ней задач, уровнем развития демократии, степенью

КРИТИКА 285

идейной и политич. сознательности и культуры граж­дан, активностью парт. орг-ций, общественности. Кри­тика является ответств. политич. актом, затрагиваю­щим широкие обществ. интересы, и поэтому отношение к ней определяется в зависимости от того, с каких по­зиций и с какими целями она ведётся. Критерием об­щественно полезной критики служат объективные закономерности обществ. развития, принципы марк­систско-ленинской идеологии и политики, сов. Консти­туция и социалистич. законность.

Принципиальные К. и с. проникнуты заботой об ин­тересах социализма и коммунизма, интересах народа, укреплении и развитии Коммунистич. партии и социа­листич. гос-ва. Критике, направленной на устране­ние недостатков в парт. и гос. руководстве, в теории и практике социалистич. и коммунистич. строительства, не ставится никаких ограничений. Каждый сов. граж­данин имеет право критиковать деятельность любых парт. и сов. органов, а также любых работников, не­взирая на то, какой пост они занимают.

Борьба против нарушений обществ. и гос. интере­сов, ошибок и недостатков во всех сферах жизни страны является для каждого сов. гражданина обществ. дол­гом, а для коммунистов также парт. обязанностью. Устав КПСС прямо предписывает членам партии «раз­вивать критику и самокритику, смело вскрывать недос­татки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местниче­ства, давать решительный отпор всяким попыткам зажи­ма критики, выступать против любых действий, нанося­щих ущерб партии и государству, и сообщать о них в партийные органы, вплоть до ЦК КПСС» (1971, с. 9—10).

Содержание, характер, формы критики в социалис­тич. обществе и в партии определяются в зависимости от объекта критики с учётом существующих социалистич. обществ. отношений, внутрипарт. отношений, целей, к-рые ставятся перед критикой.

КПСС всегда была и остаётся беспощадной в критике империализма и его политики, в критике бурж. идеоло­гии. Разногласия и противоречия со своими союзника­ми, соратниками по борьбе КПСС стремится ликвиди­ровать с помощью терпеливой товарищеской критики, убеждения. Этот подход КПСС распространяет и на внутрипарт. критику.

Поскольку объектом критики в Коммунистич. пар­тии и социалистич. обществе обычно служат недостатки и ошибки, к-рые допускаются людьми, поддерживаю­щими цели, за к-рые борются партия и народ, к крити­ке предъявляется требование, чтобы она открывала перспективу исправления допущенных отступлений, а не носила уничтожающий характер. Партия учит правильно пользоваться методом критики, выступать с обдуманным мнением, с проверенными фактами, обос­нованными предложениями, тактично, чтобы добивать­ся положит. изменений в работе коллективов трудя­щихся, парт., гос., хоз. органов и обществ. орг-ций, в поведении и личной жизни членов общества.

Отличит. черта принципиальной критики — её кон­структивный характер. Она более действенна, когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и вы­ясняются их причины, вскрываются их корни, вносят­ся конкретные предложения о путях их исправления.

Трибуной К. и с. служат систематически созываемые парт. собрания и собрания трудящихся, парт. и проф­союзные конференции и съезды, пленумы парт. коми­тетов, совещания партийного, советского, профсоюз­ного, комсомольского актива, печать, радио, телевиде­ние, кино и др.

КПСС добивается, чтобы принципиальная критика повсеместно находила необходимую обществ. поддерж­ку, чтобы каждое критич. замечание своевременно учитывалось и претворялось в жизнь.