logo search
Философский энциклопедический словарь

266 Коммунизм

вления науч. представлений о будущем обществе. В их работах накладываются методология, основы науч. предвидения будущего, выявляется различие между бурж. и пролет. революциями, предстоящее коммунистич. преобразование общества рассматри­вается как длит. и сложный процесс снятия частной собственности и всех видов отчуждения, выдвигает­ся и развивается идея всемирно-историч. роли про­летариата как творца нового общества и выясняет­ся особая роль пром. пролетариата.

На основе материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс обосновали необходимость коммунистич. преобразования общества, разработали целостную диалектико-материалистич. теорию коммунистич. об­щества; они выяснили материальные предпосылки, ин-тернац. характер коммунистич. преобразований обще­ства, взаимосвязь изменения условий жизни, обществ. отношений и самих людей в процессе революции, высказали идею диктатуры пролетариата. С выходом в свет «Манифеста Коммунистич. партии» (1848) за­вершается период формирования марксизма и вместе с тем марксистской теории коммунистич. общества.

В период тэоретич. обобщения опыта революций 1848—49 (1850-52) основоположники науч. К. раз­вивают теорию коммунистич. преобразования общест­ва как стадиального процесса, вводят термин «дик­татура пролетариата» и положение «обобществление средств произ-ва», формулируют выводы о необхо­димости слома старой, бурж. гос. машины, союза про­летариата и крестьянства.

В период интенсивной работы по созданию «Капита­ла», в к-ром дано экономич. обоснование неизбеж­ности К., Маркс анализирует экономику будущего общества, разрабатывает методологию науч. предви­дения, методологию теории коммунистич. общества, специально рассматривает такие проблемы, как авто­матизация произ-ва, превращение науки в непо-средств. производит. силу, возрастание роли духов­ного произ-ва в совокупном обществ. произ-ве, за­кон экономии времени, соотношение свободы и необ­ходимости, рабочего и свободного времени, распре­деление совокупного обществ. продукта и др.

После Парижской Коммуны основоположники науч. К. разрабатывают проблему гос-ва и револю­ции. При этом процесс слома бурж. гос. машины рас­сматривается ужо дифференцированно (одни элемен­ты должны быть уничтожены, другие сохранены и развиты дальше); подчёркивается необходимость экономич. централизации после отмирания политич. гос-ва. В «Критике Готской программы» Маркс даёт классич. формулировку концепции осн. стадий ста­новления и развития коммунистич. общества: пере­ходного периода от капитализма к К. (социализму) и двух фаз развития коммунистич. общества.

В «Анти-Дюринге» Энгельс систематизирует и раз­вивает положения о необходимости обобществле­ния средств произ-ва, уничтожения противополож­ности между городом и деревней, между умств. и фи-зич. трудом; о необходимости осуществления социаль­ного равенства; о возрастании и качеств. изменении роли обществ. сознания.

В дальнейшем Энгельс обращает особое внимание па диалектику будущего общества, подчёркивает его динамич. характер; высказывает мысль о возможности перехода иек-рых стран к социализму, минуя капита­лизм; исследует перспективы развития семьи и др.

Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистич. общества как целостную систему, включающую ана­лиз осн. стадий становления и развития осн. сфер деятельности коммунистич. общества.

Всестороннее развитие теория науч. К. получила в трудах Ленина, что было обусловлено потребностя­ми революц. движения в новую эпоху: необходимостью применения марксистской теории к конкретным усло­виям россии; переходом капитализма в фазу импе-

риализма — монополиетич., а затем и гос.-монопо-листич. капитализма; началом эпохи пролет. рево­люций и началом практич. перехода от капитализма к социализму в России. Соответственно этому в теоретич. деятельности Ленина особое значение приобретает раз-работка таких проблем, как предпосылки коммунистич. преобразования общества; стадии революции, перехода к К., их различные формы; гос-во и революция; зако­номерности переходного периода, конкретный план строительства социализма. В своих работах Ленин постоянно проявляет интерес к проблемам методологии марксистской теории коммунистич. общества.

В. И. Ленин в связи с вопросом о развитии капита­лизма в России обращает особое внимание на пробле­му предпосылок коммунистич. преобразования об­щества. Проблемы коммунистич, преобразования об-щества рассматриваются им особенно глубоко в свя­зи с разработкой программы партии (1903, а затем 1919). Революция 1905 обусловила дальнейшее раз­витие теории социалистической революции. Внима­ние Ленина к проблемам будущего общества резко возрастает в период 1-й мировой войны в связи с пер­спективой и началом революции в России. Ленин ис­следует последнюю фазу развития капитализма, соот­ношение войны и революции, гос-ва и революции, нац. вопрос, обосновывает возможность победы социализ­ма первоначально в одной стране, разнообразие форм перехода от капитализма к социализму. Важнейшее значение имеет книга Ленина «Государство и рево­люция», в к-рой даётся классич. анализ марксистско­го учения о трёх осн. стадиях становления и развития коммунистич. обществ. формации (переходный период от капитализма к социализму и две фазы коммунистич. общества), формулируются осн. методология, прин­ципы марксистской теории коммунистич. общества, делается вывод о необходимости гос-ва при социализ­ме, т.е. на первой фазе К.

В послеоктябрьский период внимание Ленина со­средоточивается на проблемах переходного периода: его длительность и сложность, формы и этапы перехо­да к социализму, соотношение различных экономич. укладов и формы классовой борьбы, гос-во диктатуры пролетариата, роль учёта и контроля, роль и харак­тер труда, создание материально-технич. базы со­циализма, кооперативный план, культурная револю­ция; рассматривая вопрос об этапах движения к полному К., Ленин выдвигает понятие развитого со-циалистич. общества.

Дальнейшее развитие теории коммунистич. об­щества в трудах выдающихся деятелей междунар. ком­мунистич. движения, в теоретич. деятельности КПСС и других братских коммунистич. партий, в работах исследователей-коммунистов связано гл. обр. с обоб­щением практич. опыта социалистич, стран. При этом особо выделяется проблема этапов становления и разви­тия коммунистич. обществ. формации (закономерности, формы, этапы переходного периода; индустриализация, коллективизация, культурная революция; условия под­вой и окончат. победы социализма; формы диктатуры пролетариата и её перерастание в общенар. гос-во; концепция развитого социалистич. общества; возмож­ность преодоления классовых различий в рамках пер­вой фазы коммунистич. общества), а также соотноше­ние совр. науч.-технич. революции и коммунистич. преобразования общества.

В междунар. плане особое значение приобрели про­блемы способов осуществления социалистич. револю­ции, взаимодействия социалистич. стран, различных отрядов революц. движения, мирного сосуществова­ния стран с различным обществ. строем, борьбы за мир и предотвращение термоядерной войны.

Общей филос. основой теории науч. К. является диалектич. материализм, а непосредственной филос. основой — историч. материализм, диалектико-мате-риалистич. понимание общества и его истории. Ком-

мунистич. общество рассматривается основополож­никами науч. К. но просто как желаемый идеал, а прежде всего как закономерный результат развития общества, действия объективных историч. законов и практич. революц. деятельности людей.

Предпосылки коммунистич. преобразования общест­ва. Необходимость социалистич. революции и перехо­да к К. выводится классиками марксизма-ленинизма из анализа общих закономерностей развития человеч. общества и объективных законов развития бурж. об­щества, его основы — капиталистич. способа произ-ва (марксистская политэкономия), из анализа развития противоречий капитализма. Открытие диалектики производит. сил и производств. отношении позволи­ло выявить общую объективную основу пролет. ре­волюции — противоречие между производит. силами и производств. отношениями бурж. общества, между ставшими общественными но своему характеру сред­ствами произ-ва и частной формой присвоения, капата-листич. частной собственностью на средства и продук­ты произ-ва, превратившейся в оковы дальнейшего развития производит. сил. Специфич. отличием науч. К. от всех утопич. концепций явилось открытие объек-тивных материальных предпосылок коммунистич. пре образования общества: это развитие производит. сил и формирование революц. класса. Высокий уровень развития крупного машинного произ-ва создаёт необ­ходимость и возможность уничтожения частной собст­венности на средства произ-ва. Только порождённый развитием машинного произ-ва совр. крупнопромыш­ленный пролетариат может и вынужден осуществить коммунистич. преобразование общества. С учётом сложности классовой структуры бурж. общества разви­вается учение о союзе рабочего класса и других тру­дящихся и эксплуатируемых классов.

Теория науч. К. исследует не только материальные предпосылки, но всю систему экономич., социальных, политич., идеологич. предпосылок коммунистич. преобразования общества, в т. ч. необходимость науч. мировоззрения, науч. самосознания революц. класса, революц. политич. партии, без чего формирование ре-волюц. класса как предпосылка революции не может произойти. Необходимо, наконец, развитие и обостре­ние всех противоречий капитализма, ведущее к созре­ванию революц. ситуации.

Переходный период от капитализма к коммунизму (социализму). Процесс коммунистич. преобразования, к-рый подготавливается в недрах бурж. общества, начинается политич. революцией, приводящей к уста­новлению в той или иной форме власти рабочего клас­са. Переход власти к рабочему классу означает начало переходного периода. Необходимость такого периода вытекает как из общего диалектико-материалиетич. понимания историч. процесса, так и из конкретного анализа развития бурж. общества. Развитое бурж. общество содержит все необходимые и достаточные предпосылки для уничтожения частной собственности на ося. средства произ-ва, но необходимо дальнейшее развитие производит. сил, чтобы довести до конца про­цесс их обобществления, и также определ. период времени, чтобы уничтожить эксплуататорские классы и классовые антагонизмы.

Классич. определение сущности переходного пе­риода дал Маркс в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим об­ществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и по­литический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как pe-волюционной диктатурой пролета­риата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27). Характер и продолжительность переход-

КОММУНИЗМ 267

ного периода зависят от уровня развития общества, при к-ром начинается процесс социалистич. преобра­зований, а также от междунар. условий. Это период сосуществования и борьбы различных экономич. ук­ладов при ведущей, а затем и господствующей роли социалистич. способа произ-ва, период классовой борь­бы между господствующими трудящимися классами и свергнутыми, но ещё не ликвидированными эксплуата­торскими классами, борьбы между социалистич. и бурж. идеологиями. Развитие материального произ-ва и классовой борьбы позволяет довести до конца про­цесс обобществления средств произ-ва и устранения эксплуататорских классов и классовых антагонизмов. Гос-во рабочего класса является осн. орудием преоб­разования общества в этот переходный период.

Первая фаза коммунистич. общества (социализм). Результатом переходного периода является построе­ние общества, основанного на обществ. собственности на осн. средства произ-ва, общества, в к-ром продукты произ-ва распределяются по труду. Крупное машинное произ-во образует как необходимую историч. предпо­сылку, так и материальную основу нового общества. Материально-технич. базу социализма образует высо­коразвитое крупное машинное произ-во. Производит. силы, освобождённые от оков частной собственности, получают простор для ускоренного развития. Общество планомерно регулирует всё произ-во. Труд, являясь обязанностью всех членов общества, всё более приоб­ретает непосредственно-обществ. характер.

Социализм — это общество, в к-ром нет антагони-стич. классов, нет эксплуатации человека человеком. Развёртывается процесс преодоления старого раз­деления труда, а также социальных различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом. Рабочая сила перестаёт быть товаром. Совокупный обществ.

продукт распределяется на обществ. нужды (возмещение потреблённых средств произ-ва, резервный или страховой фонд, издержки управления, расходы на просвещение и здравоохранение, фонды для нетру­доспособных и т. д.), на индивидуальное потребление трудящихся. Однако существ. различия в производств. деятельности, обусловленные прикованностью работ­ников к орудиям труда и характером труда (умств. и физич., квалифициров. и неквалифициров. труд), а также распределение по труду (т. е. пропорцио­нально труду), являющееся применением равной ме­ры к неравным индивидам (различным по способно­стям, по семейному положению), предопределяют тот факт, что на данной стадии ещё не может быть осу­ществлено полное социальное равенство. Преобразо­вание производств. отношений обусловливает изме­нение всех др. обществ. отношений. Вместе с исчез­новением классовых антагонизмов внутри общества исчезают и антагонизмы между нациями и народами, к-рые устанавливают новые по своей природе отноше­ния дружбы и сотрудничества.

Гос-во диктатуры пролетариата с достижением пол­ной и окончат. победы социализма превращается в об-щенар. гос-во. По мере исчезновения классовых анта­гонизмов и классовых различий исчезают внутр. при­чины, порождающие политич. функции гос-ва, начинает­ся постепенный процесс отмирания таких функций. Вместе с тем развиваются функции управления эко­номикой и всем обществом. Возрастает роль коммуни­стич. партии, как руководящей и направляющей си­лы общества.

Стихийное развитие общества всё более превращает­ся в сознательно, планомерно направляемый процесс. Качественно возрастает роль науки, возникает куль­тура нового типа, идёт процесс отмирания религии. Вместе с изменением всех обществ. отношений изме­няется и сам человек. Постепенно создаются условия