logo search
Философский энциклопедический словарь

398 Народность

кает гос. собственность, на основе к-рой складываются производств. отношения по своей тенденции социа­листич. типа.

Н.-д. р. представляет собой ближайший этап, под­ступ для перехода к социалистич. преобразованиям. Она видоизменяет задачи и формы развития непосред­ственно следующей за ней социалистич. революции, открывает мирный путь для перехода к социализму.

• Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демокра-. тич. революции, ПСС, т. 11; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Π и к В., Избр. произв., М., 1956; Георгиу-Деж Г., Статьи и речи, т. 1—2, М., 1956; Димитров Г., Избр. произв., т. 1—2, М., 1957; Живков Т., Избр. статьи и речи, т.1—2, М., 1964—65; Кадар Я., Избр. статьи и речи, М., 1964; Гусак Г., Избр. статьи и речи. 1973—1980 ,М., 1981; Основы марксизма-лениниз­ма, M., 19784; Б у т е н к о А. П., Социализм как обществ. строй, М., 1974. А. П. Бутенко.

НАРОДНОСТЬ, исторически сложившаяся языко­вая, территориальная, экономич. и культурная общ­ность людей, предшествующая нации. Начало форми­рования Н. относится к периоду консолидации племен­ных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородств. связей терри­ториальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продол­жался и в последующие эпохи. Н. обычно складыва­лись из неск. племён, близких по своему происхожде­нию и языку (польская — из слав. племён: полян, вис-лян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён дру­гими (французская — из галльских племён, рим. коло­нистов и герм. племён: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. её частями, язык одного из этнич. компонен­тов (более многочисленного или более развитого) пре­вращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н. превращаются в на­ции. Н., оказавшиеся разделёнными на части гос. гра­ницами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус. Н. явилась общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР нек-рые Н. (туркменская, киргизская и др.) прев­ратились в нации, минуя капиталистич. стадию раз­вития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и не превратиться в на­ции; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос. независимости уско­рили процессы этнич. консолидации и рост нац. само­сознания. Из племенных территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.

• Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственно­сти и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ле­нин В. И., Что такое «Друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; А л е к с е е в В., Род, племя, П., нация, М., 1962; Численность и расселение народов мира, М., 1962; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969.

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА, одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств. явле­ний жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремле-

ниями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, ин­тересов и психологии нар. масс.

В процессе историч. развития Н. и. приобретала раз­личные формы. Художеств, творчество в первобытнооб­щинном строе ещё не обособилось в самостоят. сферу деятельности и, будучи непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития т. н. нар. творчества — иск-ва, непосредственно созда­ваемого трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда и постепенным обособ­лением проф. иск-ва как особой формы духовной куль­туры — процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые фор­мы Н. и. На исходе эпохи Возрождения нар. творчество впервые отчётливо расходится с «учёным» иск-вом, ори­ентирующимся на «образованную» верхушку общест­ва, но концентрирующим в себе осн. потенции эс­тетического прогресса. Осмысление этого процесса привело к возникновению теории Н. и. в эпоху Про­свещения.

Просветители указали на связь «учёного» иск-ва с нар. мышлением, с образным и метафорич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, Гумбольдт и др.). Центр. место занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художеств. творчестве. Однако большинство представителей романтич. школы подчёркивало преим. патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляло его как нечто бессознатель­ное и естественное проф. иск-ву как искусственному и индивидуалистическому.

Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана рус. революц. демократами, особенно Белинским и Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не толь­ко с жизнью и интересами масс, но и с освободит. борь­бой трудящихся. В просвещении и раскрепощении на­рода они видели условие освоения художественных до­стижений широкими массами, преодоления той ограни­ченности распространения профессионального иск-ва только в среде «образованных классов», к-рая заста­вила Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.

Анализ и критика противоречий капиталистич. циви­лизации стали исходным пунктом марксистского пони­мания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств. явле­ний (антич. художеств. мифологии, ср.-век. нар. поэ­зии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленнос-ти нар. масс в сфере иск-ва в бурж. обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция.

Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. револю­ции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превра­щения иск-ва в общенар. достояние как один из центр. моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего анта­гонистический разрыв между художественной культу­рой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина — решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетической теории, так и художеств. политики.

Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетич. сознания, порож­дённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строи­тельства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что «искусство при­надлежит народу. Оно должно уходить своими глубо-

чайшими корнями в самую толщу широких трудящих­ся масс. Оно должно быть понятно этим массам и лю­бимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Ц е т к и н К., Вос­поминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области лит-ры и иск-ва, воплощается в практике художеств. творчества на основе метода социалистического реализма, харак­теризующегося последоват. осуществлением принципа Н. и.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб.], т. 1—2, М., 19763; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб.], М., 19796.

Г. А. Недошивин.

НАРОДНЫЕ МАССЫ И ЛИЧНОСТЬ, их роль в истории, одна из важных проблем историч. материа­лизма. В домарксистской и совр. бурж. обществ. мыс­ли вопрос о роли Н. м. и л. в истории решался и реша­ется гл. обр. с идеалистич. позиций. Осн. идея при этом сводится к тому, что главное действующее лицо исто­рии — «абсолютное "Я"» (М. Штирнер), «великие лич­ности» (Т. Карлейль), «сверхчеловек» (Ф. Ницше), «творч. элита» (В. Парето, Г. Моска), «технократич. или управленч. элита» (Дж. Бёрнхем, Г. Лассуэлл), «выдающиеся личности» (в современных теориях ли­дерства). Ряд ценных соображений по этой проблеме был высказан в работах Гегеля, французских исто­риков времён реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье.

Подлинно науч. решение вопроса о роли Н. м. и л. было дано с позиций материалистич. понимания исто­рии. Выдвижение сферы материального произ-ва в ка­честве определяющей все остальные формы жизнедея­тельности людей характеризует трудящиеся классы или подавляющее большинство населения как главную производит. силу общества. Народ — творец и созида­тель материальных ценностей, активная сила социаль­ных революций. Не менее важна роль нар. масс в соз­дании языка и духовной культуры. Содержание поня­тия «народ», «нар. массы» в марксизме складывалось и развивалось одновременно с формированием материа­листич. понимания истории и отражало не только фи-лос. аспект этой проблемы, но и революц. направлен­ность новой концепции, её гуманистич. сущность. Уже в полемике с «критич. критикой» младогегельянцев, к-рые считали «массу» враждебной истине и прогрессу, К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что именно массы творят историю в соответствии со степенью собств. зрелости. Марк­сизм-ленинизм включает в содержание понятия «на­род», «нар. массы» те социальные слои, группы и клас­сы, к-рые в тот или иной момент историч. развития ста­новятся активными участниками социального прогрес­са, выступая наряду с трудящимися массами в борьбе за изменение социально-экономич. строя общества. Классики марксизма сформулировали закон возраста­ния роли нар. масс в истории, согласно к-рому вместе с основательностью историч. действия «будет... расти и объем массы, делом которой оно является» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 90). В. И. Ленин раз­вил и конкретизировал закон возрастающей роли нар. масс в истории, подчёркивая, что, помимо роста массы, участвующей в историч. творчестве, растёт и созна-тельнось масс и что осн. задача идейно-воспитат. ра­боты коммунистич. партии — неуклонный подъём соз­нательности как необходимой основы углубления и рас­ширения социалистич. преобразований. «Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях уча­ствует, и, наоборот, чем глубже преобразование, кото­рое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в

НАРОДНЫЕ 399

этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» (ПСС, т. 42, с. 140). Действуя как тенден­ция в условиях классово антагонистич. формаций, этот закон с особой силой проявляется в период социали-стич. революции и строительства коммунистич. об­щества, в ходе к-рых появляются новые условия, спо­собствующие активности и сознат. творчеству широких нар. масс в созидании новых форм жизни.

Выступая с резкой критикой бурж. концепций, вы­двигающих в качестве гл. агентов историч. развития «ве­ликие личности» или «творч. элиту», марксизм-ленинизм не отрицает и не умаляет роли личности в истории. Своё конкретное содержание эта проблема получает в анализе роли классов, партий, вождей и руководите­лей. Деятельность личности протекает в конкретной историч. обстановке борьбы классов и политич. партий, членом к-рых является конкретная личность. Партии, в свою очередь, выдвигают политич. руководителей и вождей своего класса, к-рые как бы персонифицируют борьбу различных групп общества. В связи руководи­теля с определ. обществ. группой, классом, партией проявляется зависимость его деятельности от деятель­ности нар. масс. В то же время умение политич. руко­водителя видеть дальше, понимать происходящие собы­тия глубже других, учитывать расстановку сил, способ­ность ставить реальные задачи и цели движения, ру­ководить их осуществлением оказывает значит. влия­ние на ход событий. Конечно, даже самая выдающаяся личность не может отменить ход историч. событий или изменить их по своему усмотрению. Руководитель, вы­ступающий с подобных позиций, в конце концов терпит поражение вне зависимости от тех конкретных побужде­ний, к-рыми он руководствовался. Ленин подчёрки­вал, что партия должна постоянно заботиться о созда­нии необходимых условий для выявления и роста вож­дей рабочего класса, обладающих высокой культурой, широким политич. и интеллектуальным кругозором, спо­собных встать во главе движения, дать действитель­ный лозунг борьбы. Он никогда не противопоставлял деятельность нар. масс деятельности личности. Подчёркивая их взаимодействие. Ленин считал, что деятельность руководителя будет в той мере успешна, в какой он сумеет идти впереди стихийного движения масс, указать ему путь раньше других, разрешить теоретич., политич., тактич. и организац. вопросы, на к-рые «"материальные элементы" движения стихийно наталкиваются» (ПСС, т. 5, с. 363), т. е. уметь подни­мать стихийность массового движения до сознатель­ности.

Отдавая должное роли руководителей, марксизм вместе с тем самым решит. образом выступает против культа личности, против идеалистич. представлений о том, что нар. массы являются «чистым листом бумаги», на к-ром один человек может написать свои иероглифы. КПСС осудила культ личности как явление, не совме­стимое с социалистич. строем, с природой социалистич. демократии. Резкой критике был подвергнут и субъек­тивизм, игнорировавший мнение коллективных орга­нов и подменивший науч. руководство волюнтаристски­ми решениями.

В совр. марксистской лит-ре для характеристики роли личности в истории употребляются два понятия: «историч. личность» и «великая личность». Понятие «историч. личность» характеризует связь деятельно­сти политич. руководителя с крупными историч. собы­тиями, на к-рые он накладывает свой индивидуаль­ный отпечаток. Этим понятием охватывается широкий круг политич. деятелей, прямо или опосредованно связанных с прогрессивными или реакц. реформами, войнами и политич. движениями, восстаниями угне­тённых или, напротив, с контрреволюц. выступления­ми свергнутых классов и т. д. Их роль в историч. со-