logo search
Философский энциклопедический словарь

332 Мабли

(ср. традиционный для магич. заговоров мотив сопос­тавления частей тела человека и природных объектов). Элементы М. присущи обрядам всех религий.

Связанные с М. представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей, легли в основу древней­ших натурфилос. учений и разнообразных «тайных на­ук», получивших распространение в позднеантич. и ср.-век. эпоху (напр., алхимия и др.). Зачатки опытного естествознания в это время развивались ещё в значит. мере в тесной связи с М., что находит отражение во мн. работах учёных Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем развитии нау­ки происходит преодоление элементов М. (см. также Оккультизм).

МАДХВА (1199—1278), др.-инд. мыслитель, предста­витель дуалистич. веданты (т. н. двайта-веданта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в трактате «Анувьякхьяна»), к упа-нишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др. Остриё учения М. направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта). Раз­личая независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, М. считает, что сватантра являет­ся брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир под­чинены брахману и зависят от него, основаны на нём и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти осн. различий: бога и индивиду­альной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой, разных частей материи. Создатель ори­гинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со стороны последователей адвайта-веданты.

• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 4, Delhi, 1975.

МАДХЬЯМИКА (санскр., от мадхья — средняя, сре­динная), шуньявада (санскр., от шунья — пус­тая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит.

филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамита-сутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2 в. н. э. Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М. раз­делилась на М.-прасангика (5—8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно Чанд-ракирти (7 в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и культуры), и М.-сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), к-рая в свою очередь разделилась на две школы (пер­вая соединилась с вайбхашикой, вторая — с йогачарой). Гл. источники — «М.-карика» Нагарджуны и комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти — пролегомены не только к М., но и ко всей махаяне.

В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее радикальное в буддизме отри­цание реальности внеш. мира и одновременно, в отли­чие от др. школы махаяны, йогачары, — реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существо­вания всего — одна крайность, непризнание — дру­гая, истина — в середине, что и есть шунья, т. е. пусто­та. М. определяет эту позицию как утверждение сре­динной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку нирвана в системе М. предстаёт как истинное понима­ние мира, состояние шуньи, то для М. характерно под­чёркивание тождественности абсолюта и мира (нирва­ны и сансары).

Особенностью школ махаяны, в частности М., явля­ется развитие собственно гносеологич. проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет ему интуитивное прозрение (прадж-ня), определяющее состояние шуньи, в к-ром нет дуа­лизма субъекта и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для доказательства непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.» метод, приводящий кате­гории разума к противоречиям и утверждающий нераз­личимость мышления и бытия.

М. оказала влияние на веданту (философию Шанка-ры) — в формулировании учения о майе, иллюзии эмпирич. бытия.

• Радхакришпая С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Schmidt K., Leer ist die Welt, Konstanz, 1953; M u r t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, L., I9602; см. также лит. к ст. Маха-яна.

МАЙЕВТИКА, или мэевтика (греч. μαιευτική), букв. — повивальное иск-во, с к-рым герой платонов­ских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод фи­лософствования (Платон, Теэтет 150 а — 151 d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неиме­нием собств. мудрости, он не может учить чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим отвер­гались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты. МАЙМОНИД (Maimonides, наст. имя — Моше бен М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фус-тат, близ Каира), евр. ср.-век. философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый позднее был переведён на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории фило­софии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., I960).

В основе филос. системы М. лежит традиция аристо-телизма в интерпретации араб, мыслителей (Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозре­ния, Библии и Аристотеля, М. в своём рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем навлёк на себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже Священного писания грекам» и апеллировавших в борь­бе с его учением к помощи католич. инквизиции. Сог­ласно М., если к.-л. место Библии безусловно противо­речит твёрдым доказательствам от разума, оно должно быть понято иносказательно; в то же время тезис о несотворённости и вечности мира отвергался М. с по­зиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие схоластики 13—15 вв. (прежде

всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Вели­кого и Фомы Аквинского).

• История философии, т.1, [М.], 1940, с. 454—57; Moses ben Mai-mon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd l—2, Lpz., 1908—14; B a m b e r g e r F., Das System des Maimonides, B., 1935; Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the rationalism of Maimonides, Williamsport, 1935; Baeck L., Maimonides..., Düsseldorf, 1954; S i l v e r D. J., Maimonidean criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240 Leiden, 1965· Z а с S., Mai'monide, P., 1965.

МАЙЯ (санскр.), в др.-инд. мысли магич. сила сотво­рения, иллюзия, видимость. Слово и понятие М. име­ют длит. историю развития. В «Ригведе» М. обычно оз­начает обман, хитрость, колдовство, чары, враждеб­ную магич. силу (если речь идёт о демонах), божеств. магич. силу (если речь идёт о богах); иногда передаёт идею изменения, превращения, чуда, связанного с по­добными трансформациями (вероятно, значение «из­менение» было исходным). Концепция М. была развита в веданте — прежде всего в монистич. адвайта-веданте. Для Шанкары М. как магич. сила сотворения феноме­нального мира неотделима и неотличима от бога (по­добно тому, как сжигающая сила огня неотделима от самого огня). С помощью М. бог вызывает к жизни (правда, мнимой, иллюзорной, воспринимаемой лишь эмпирич., «средним» сознанием) весь мир объектов, к-рому человек, не обладающий подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не прео­долевший незнания — авидъи, поддаётся божеств. ил­люзии М., благодаря чему подлинная и единая реаль­ность оказывается скрытой или же искажённой через неверное соотнесение с чем-то похожим. Бог, порождаю­щий с помощью М. тварный мир, сам не определяется M.; M. вообще не является его внутр. свойством, это лишь некий способ действия, творч. энергия ишвары (или сагуны-брахмана), с помощью к-рой создаётся видимость; бог как чистое бытие (ниргуна-брахман) лишён М. Подобно неразрывному единству брахмана и атмана, М. связана с авидьей как объективный ас­пект незнания с субъективным; М. вечна, как вечен ишвара, тогда как авидья может преодолеваться через познание.

Критика учения Шанкары о М. была дана Рамануд-жей, отрицавшим иллюзорность мира. Оригинальное учение о М. было развито в «Бхагаватгите» [М. как сила, создающая изменчивую природу ишвары, к-рый вместе с тем обладает и неизменностью брах­мана; М. как шакти (энергия) ишвары и как способ­ность к самостановлению; взаимозависимость М. и ишвары; пракрита и пуруша как низшая и высшая М. бога и т. п.]. В истории инд. мысли понятие М, входи­ло в состав различных комплексов: М.-пракрити в упа-нишадах, М.-атман у Гаудапады, М.-шунья (пустота) у Нагарджуны и т. п. Понятие М.-иллюзии имело отк­лик и в европ. культуре и философии.

• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Елизаренкова Т. Я., О значении ведийского mayа, в сб.: Краткие сообщения Ин-та народов Азии, [в.] 57, М., 1961, с. 31—34; Shastrf P. D., The doctrine of Mäyä in Vedanta, L., 1911; K e i t h А. В., The religion and philosophy of the Veda and TJpanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the Upanishads, Calc., 1935.

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (22.6.1871, Лан­кашир, — 28.11.1938, Дарем,США), англо-амер. пси­холог. Основой психич. жизни считал стремление — «горме» (греч. ορμή — стремление, порыв), отчего пси­хология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трак­туется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода предрасположе­ниями — либо врождёнными инстинктами и склонно­стями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерар-хич. строение. Ведущими становятся сначала неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере

МАК-ДУГАЛЛ 333

одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познават. способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышле­ния над клинич. феноменом «множественной» личности натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. мета-психологич. концепции личности, исходящей из идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая лич­ность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на нек-рой «высшей» монаде — «самости», к-рая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью чело­века.

• Character and the conduct of life, L., 19272; Body and mind, L., 1928'; The energies of man, N. Y., 1933; An outline of psycho­logy, L., [1969]; в рус. пер.— Осн. проблемы социальной пси­хологии, М., 1916.

• W. McDougall. A bibliography, Camb., 1943.

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Фло­ренция, — 22.6.1527, там же), итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Проис­ходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич. деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512), выполнял важные дипломатич. поручения. После политич. пере­ворота, к-рый вернул власть семье Медичи, М. был за­подозрен в участии в антиправительств. заговоре, отст­ранён от дел и затем выслан в своё поместье близ Фло­ренции, где написал большую часть своих произведе­ний.

В политич. трактатах М. дано теоретич. описание гос-ва с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... по­стулат самостоятельной трактовки политики», «...тео­ретическое рассмотрение политики освобождено от мо­рали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Гос-во признаётся М. высшим про­явлением человеч. духа, а служение гос-ву — целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а гос-ву. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необ­ходимость гос-ва эгоистич. природой человека и пот­ребностью её насильств. обуздания.

Политич. идеал М. — Рим. республика, в к-рой он видел воплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сох­ранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.-рим. гос-ва с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика — лучшая форма правле­ния, т. к. каждого делает ответственным за судьбу гос-ва. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, ес­ли в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. рес­публика достигла могущества потому, что сумела вос­питать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуж­дения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к гос-ву и пытается вну­шить его своим современникам.

М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, к-рый он связывает с влиянием ка-толич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках ду­ховную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стрем­ление к служению гос-ву. В самом известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются спосо­бы создания сильного гос-ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все сред­ства дозволены для достижения политич. целей. Вы­ступая как частное лицо, государь должен руковод-