logo search
Философский энциклопедический словарь

340 Манхейм

последних к власти утопия, по М., автоматически пре­вращается в идеологию, и т. д. В конечном итоге кон­цепция М. подменяет подлинно классовое сознание пар­тикулярными интересами проф. слоев, поколений и т. п., среди к-рых он выделяет творч. интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способ­ную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. свя­зывал надежды на сохранение бурж. демократии в условиях т. н. «массового общества», подверженного социальной демагогии и опасности установлейия тота­литарной, фашистской диктатуры. Считая неизбеж­ными социальную стратификацию и существование т. н. демократич. элиты, М. особое внимание в этой связи уделял проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей социальной роли, ин­теграции в бурж.-демократич. обществ. системе. Ста: рый экономич. либерализм, по М., исчерпал свои воз­можности, поэтому он призывал к расширению вме­шательства бурж. гос-ва в экономику и др. обществ. сферы.

Взгляды М. оказали влияние на бурж. социологию, в частности Служили теоретич. обоснованием социоло­гии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко использовали сторонники концепции де-идеологизации общественных наук; многие предста­вители буржуазной футурологии, особенно О. Флехт-хайм, рассматривали себя как продолжателей традиции М., будто бы преодолевших антиномию идеологии и утопии.

• Ideologie und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.

• Москвичев Л. Н., Теория «яеидеологизации»: иллюзии ч действительность, М., 1971; его же, Совр. бурж. социоло­гия знания, М., 1977, гл. 3; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979, гл. 4; M i l l s С. W., Power, politics and people. The col­lected essays, N. Y., 1963; M e r t o n R. K., Social theory and social structure, N. Y., 1968; F r i e d r i с h s R. W., A sociolo­gy of sociology, N. Y., 1970; L e m b e r g E., Ideologie und Ge­sellschaft, Stuttg,—Köln — B., 19742.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление в неокантианс­тве, исходящее из «трансцендентально-логич.» истол­кования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость науч. знания объясняются саморазвёр­тыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе». Кантовский дуализм «преодолевается» с последо­вательно идеалистич. позиций: познание отрывается от психики, а предмет познания отождествляется с по­нятием о предмете, само же бытие истолковывается как совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп и Кассирер опре­деляют предмет познания «...не как субстанцию, лежа­щую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а с-с и p е p Э., Познание и действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung) мышления и бытия. Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом по­знании обосновывает» (Наторп П., Кант и Мар-бургская школа, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление, данное в форме науки и ориентированное на неё, выступает законосооб­разным творцом культуры.

Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к гипертрофированшо активности мыш­ления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъ­ективизм, её представители прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве пред­посылок бытия, мышления и нравственности бога (Ко­ген) или логос (Наторп). Философы М. ш. возводили к трансцендентальным основаниям не только познание,

но культуру в целом, включая правовые, этич. и эсте-тйч. её элементы. В понимании общества М. ш. исхо­дит из человека как юридич. лица. Поскольку же выс­шим юридич. лицом является гос-во, человек подчиня­ется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с одной стороны, юриспруденцией и эти­кой т- с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) — математика обществ. наук, тогда как этика — их ло­гика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В., 1904, S. 62—63). Идеи представителей М. га. служили ос­новой ревизионистской концепции «этич. социализма», стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.

• С а в а л ь с к и й В. А., Основы философии права в науч. идеализме. М. ш. философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др., т. 1, М., 1908; Вурж. философия кануна и начала империализма, М., 1917, гл. 2, § 2; Кант и кантианцы, М., 1978; D u s s o r t H., L'ecole de Marbourg, P., 1963; см. также лит. к статьям Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (позднелат. marginalis — находя­щийся на краю, от лат. margo — край, граница), со­циология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к.-л. со­циальными группами, что накладывает определ. отпе­чаток на его психику. Введено амер. социологом Р. Пар­ком, к-рый обозначал этим понятием положение му­латов и считал, что «маргинальная личность» обла­дает рядом характерных черт: беспокойством, агрес­сивностью, честолюбием, чувствительностью, стеснён­ностью, эгоцентричностью. В сов. лит-ре понятие М. распространения не получило.

МАРИЙ ВИКТОРИН (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философ-неоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич. работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти об­щих понятиях»), возможно, Ямвлиха («О богах»). Ав­тор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич. силлогизмах», «Об определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахож­дению»). Написанные им после обращения в христиан­ство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка использования неоплатонич. докт­рины при разработке тринитарной проблемы. В част­ности, М. В. использовал намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии с к-рой он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын— определение этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря к-рому бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум, святой Дух). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.

Труды М. В. оказали значит. воздействие на духов­ное становление Августина.

• Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Hen­ry, introd., trad, et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz., 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1Я76.

• H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.

МАРИТЕН (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 29.4.1973, Тулуза), франц. религ. философ, предста­витель неотомизма. Был учеником Бергсона, в 1906 принял католичество.

_ Всё развитие философии нового времени М. считал упадком и вырождением филос. мысли. Фигуры Лю­тера, Декарта и Руссо знаменуют для него последоват. торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса М. видел в возврате к ср.-век. «ясности» и надличной объек­тивности. Выступая против интуитивизма Бергсона, М. .стремился примирить «...благодать и природу, ве­ру и разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1347, p. 133).

М. основал в Нью-Йорке спец. серию. издаий по проблемам «политич. философии» («Цивилизация»), где публиковал работы, критиковавщие совр. капитализм и бурж. демократию с позиций «христ. демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистич. преобра­зование общества. М. известен также своими работами в области иск-ва и педагогики.

• Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanis-rae integral, P., 1936; Clmstianisme et democratic, N. Y., 1943.; Trois reformateufs, P., 1947; Art et scolastique, P., 1-947; Refle­xions sur l'Amerique, P., 1958; Pour une Philosophie de l'idaya-tion, P., 1959; La philosophic morale, P., 1960; La Philosophie dans la cite, P., I960; Dieu et la permission du mal, P., 1963; L'intuition creatrice dans l'art et dans la pocsie, P., 1976.

• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в.,М., 1970, с. 173—201; Ярошевский Т. М., Личность и общест­во, пер. с польск., М., 1973; С а х a p о в а Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с· 147—78; К о s s i Е., Il pensiero politico di J. Mafitain, Mil., 1956; S i m on s e n V. L., L'esthetique de J. Maritain, Cph., 1956; G a l l a g h er D. and G a 1 l a K h e r I., The achievement of Jacques and Raisia Maritain: A bibliography (1906—1961), N, Υ 1962; TOrn-i.G,., La filosofia deüa storla nel pensiero politico di Jacques Starttain, Bologna, [1965]; Fecher'Ch. A., The philosophy of J, Jfarl-tain, N.. Y., 1969.

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), рим. философ-стоик, император (с Ϊ61). Автор соч. «К самому себе» (на др.-Греч, яз.), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики. Практицизм и скептицизм М. А. не позво­лили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. фило-софия сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурей­цев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отно­шение к миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё происходит согласно естеств. закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало. В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония. М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы.

М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, Μ.,1914. * Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Münch., 1967 см. также лит. к ст. Стоицизм.

МАРКОВ Андрей Андреевич [р. 9(22).9.1903, Петер-бург,— 11.10.1979, Москва], сов. математик и логик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1953. Осн. тру-ды по топологии, топологич. алгебре, теории динамич-систем, теории алгорифмов и конструктивной матема­тике. Основатель отечеств. конструктивного направл-ления. Ввёл понятие нормального алгорифма.

* Теория алгорифмов, М,— Л., 1954 (Труды Математич. ин-та АН СССР, т. 42); О логике конструктивной математики, M.,

1972.

МАРКОВ 341

• H а г o p н ы й H. M., III а н и н, Η, Α., Α. Α. Μ., «Успехи математич. наук», 1964, т. 19), в. 3 (117).

МАРКОВИЧ (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философ-материалист, революц. публицист и лит. критик; основоположник социалис­тич. движения в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе рус. секции 1-го Интернационала. В созданной им первой на Балканах социалистич. газете «Работник» (1871—72) пропаган­дировал социалистич. идеи, выступал в защиту Па­рижской Коммуны, боролся против нац. романтизма и мещанского либерализма в Сербии.

На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. ре­волюц. демократов, особенно Чернышевского. Позд­нее М. познакомился также с нек-рыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретич. основой взгля­дов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), к-рую он называл реализмом. Свои ма­териалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание человеч. истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ. развития, понимал значение классов и классовой борь­бы. В то же время М, преувеличивал роль обществ. сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от умств. развития народа. Рассматривая философию, науку, иск-во как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он пе­реоценивал роль интеллигенции в этом процессе.

М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе сел. общин, минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации всех балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. лит-ре.

• Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М., 1956.

• История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.

МАРКС (Marx) Карл (полное имя — Карл Генрих) (5.5.1818, Трир,— 14.3.1883, Лондон), гениальный тео­ретик и великий пролетарский революционер, осново­положник диалектич. и историч. материализма, мар­ксистской политэкономии и науч. коммунизма, основа­тель и руководитель первых междунар. пролет. орга­низаций.

Родился в семье адвоката. Учился в Трирской гимна­зии (1830—35), затем на юридич. ф-те Боннского (1835— 1836) и Берлинского (1836—41) ун-тов, где изучал гл. обр. философию и историю. В 1837 познакомился с гегелевской философией и примкнул к младогегельян­цам, к-рые стремились делать из философии Гегеля атеистич. и революц. выводы. В 1839—41 изучал др.-греч. философию и философию нового времени, рабо­тал над дисс. «Различие между натурфилософией Де­мокрита и натурфилософией Эпикура», получил дип­лом, д-ра философии, готовился преподавать логику в Боннском ун-те. В 1841-43 познакомился с работами Фейербаха «Сущность христианства», «Предваритель­ные тезисы к реформе философии», «Основы филосо­фии будущего», которые оказали на него значительное влияние.

В нач. 1842 М. написал первую публицистич. статью «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», в, к-рой выступил как революц. демократ. В апр. 1842 начал сотрудничать в бурж.-демократич. газ. «Rhei­nische Zeitung», а в октябре переселился в Кёльн и стал её редактором. Под его руководством газета прев­ратилась в орган революц. демократии, в марте 1843 она была запрещена. В опубликованных здесь статьях («Дебаты по поводу закона о краже леса», «Оправдание мозельского корреспондента» и др.) наметился пере­ход М. от революц. демократизма к коммунизму. Ра­бота в газете заставила М. заняться изучением положе­ния трудящихся масс, впервые столкнула его с ма­териальными жизненными отношениями, привлекла