logo search
Философский энциклопедический словарь

160 Диалектический

В развитии марксистско-ленинского мировоззрения и его теоретич. основы — Д. м., в борьбе против из­вращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма и коммунизма большое значение имеет тео­ретич. и практич. деятельность коммунистич. и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой ре­зультат творч. деятельности марксистов мн. стран.

Материя и сознание. Как ни многообразны филос. учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве свое­го отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является осн. вопросом любой философии, в т. ч. и Д. м. (см. Основной вопрос философии). Материализм ис­ходит из признания первичности материи и производ-ности сознания. Д. м., исходящий из принципа мате­риалистич. монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотво-рима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, прост­ранство и время. Движение — это универс. способ су­ществования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганич. и органич. природа, механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, человек и его сознание, жизнь общества. Но при всём качеств. многообразии составляющих мир вещей и процессов — мир един, поскольку всё, что входит в его состав, — лишь различные формы, виды и разновидно­сти движущейся материи, подчинённые нек-рым всеоб­щим законам.

Все составные части материального мира имеют ис­торию своего развития, в ходе к-рого, напр. в преде­лах планеты Земля, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в виде растит. и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.

Материя существовала до появления сознания, об­ладая в своём «фундаменте» лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения. На уровне живой организации материя обладает способностью раздражи­мости, ощущения, восприятия и элементарным интеллек­том высших животных. С воаникновением человеч. об­щества возникает обществ. форма движения материи, носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики он обладает сознанием и самосознанием. До­стигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неот­делимо от материи. Психика, сознание составляют осо­бое свойство высокоорганизованной материи, выступа­ют как высшее, качественно новое звено в ряду различ­ных свойств материального мира.

Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отра­жение объективного мира. Процесс осознания мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеоло­гии сознание не противостоит материи и «различие иде­ального от материального... не безусловно, не über­schwenglich (чрезмерно. — Ред.)» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в фор­ме образов — идеально. Идеальное же — это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъектив­ный образ объективного мира.

В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процес­са познания.

Теория познания. Исходными моментами теории по­знания Д. м. являются материалистич. решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания обществ. практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром

в конкретно-историч. условиях обществ. жизни. Практи­ка — основа формирования и источник знания, осн. стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и «... определитель связи предмета с тем, что нужно че­ловеку» (там же, т. 42, с. 290).

Процесс познания начинается с ощущений и вос­приятий, т. е. с чувств. ступени, и поднимается на уровень абстрактного логич. мышления. Переход от чувств. познания к логич. мышлению является скач­ком от знания об единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувств. отражение и мышление неразрывно свя­заны между собой, образуя последовательно восходя­щие звенья единого познават. процесса.

Человеч. мышление, будучи историч. явлением, пред­полагает преемственность приобретаемых от поколе­ния к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с к-рым мышление находится в не­разрывной связи. Познание мира отд. человеком все­сторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр. человека есть, т. о., продукт обществ.-историч. процесса. Из историч­ности человеч. познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость историч. метода, к-рый находится в диалектич. единстве с логич. методом (см. Историзм, Историческое и логическое).

Необходимыми приёмами познания являются сравне­ние, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индук­ция и дедукция, к-рые по-разному выявляются на раз­личных уровнях познания. Результаты процесса позна­ния, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объектив­ное содержание и составляют объективную истину.

Человеч. познание не может сразу полностью вос­произвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и поэтому заключает в себе не абс., а относит. истину. Но человеч. мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле воз­можности познания безграничны. Познание есть раз­витие истины, а последняя выступает как выражение исторически определ. ступени бесконечного процесса познания, из относит. истины складывается абс. исти­на. Признавая относительность знания в смысле исто­рич. условности пределов приближения к полному зна­нию, Д. м. вместе с тем отвергает релятивизм.

Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое обществ. яв­ление обусловлено специфич. обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего все­сторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не мо­жет быть правильно отражён в неподвижных категори­ях. Предупреждая против ошибок, связанных с некон­кретным подходом к истине, Ленин писал, что «... вся­кую истину, если ее сделать "чрезмерной" ..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсур­да, и она даже неизбежно, при указанных условиях, предращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46). Категории и законы Д. м. Категории — наиболее общие, осн. понятия и вместе с тем существ.опредедения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо , выражают универс. формы бытия и познания. В них аккумулирован весь предшествующий познават. опыт человечества, прошедший испытание обществ. практи­кой. В анализе категорий Д. м. основывается на прин-ципах марксистско-ленинской теории отражения и диалектики. В системе материалистич. диалектики каждая категория занимает определ. место, являясь

обобщённым выражением соответствующей ступени развития знания о мире. В основу исторически разви­вающейся системы материалистич. диалектики должна быть положена такая категория, к-рая не нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к развёртыванию всех остальных кате­горий. Таковой является категория материи; с ней не­разрывно связаны осн. формы существования материи: движение, пространство и время.

Исследование бесконечного многообразия форм ма­терии начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т. е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и отношения объекта. Каждый объект предста­ёт перед практически действующим человеком своей качеств. стороной. Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др. предметов. Осознание качества служит предпосылкой познания количества. Любой объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно определ. ка­чество, или меру. Раскрывая качеств. и количеств. опре­делённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

Все объекты обладают внеш. сторонами, непосредст­венно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внут­ренними, знания о к-рых достигаются опосредствован­но, путём отвлечённого мышления. Это различие ступе­ней познания выражается в категориях внешнего и

внутреннего. Формирование этих категорий в сознании человека предваряет осмысление причинности или от­ношений причины и следствия. Отношение причины и следствия может быть рассмотрено как взаимодействие, т. е. как универс. связь вещей и процессов, выражаю­щаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие пред­метов между собой и различных сторон, моментов внут­ри предмета, выражающееся в борьбе противоположно­стей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универс. причину их изменения и развития, к-рые со­вершаются не вследствие внеш. толчка как односторон­него действия, а в силу взаимодействия и противоре­чия. Внутр. противоречивость любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение про­тивоположностей. Развитие есть одновременно и непре­рывный и прерывный процесс, и эволюционный, и ре­волюционный (скачкообразный).

Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собств. отрицание, т. е. возможность перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие ве­щей не ограничивается их наличным бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или «буду­щее бытие», т. е. возможность, к-рая до своего превра­щения в наличное бытие существует в природе вещей в качестве тенденции их развития. При этом оказыва­ется, что в действительности заключены различные воз­можности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации к-рых имеются необходимые условия.

Углублённое осознание связи внешнего и внутренне­го раскрывается в категориях содержания и формы. Практич. взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей послужило основой для выработки категорий единичного, особенного и общего. Постоян­ное наблюдение предметов и явлений в природе и произ-. водств. деятельности подводило людей к уяснению того, что одни связи носят устойчивый, постоянно пов­торяющийся характер, а другие выступают нерегуляр­но. Это послужило основой формирования категорий необходимости и случайности. Постижение сущности, а на более высокой ступени развития — раскрытие по­рядка сущностей означает раскрытие заключённого в объекте внутр. основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с др. объектами. Позна­ние явлений означает раскрытие того, как обнаружи-

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 161

вается сущность. Сущность и явление обнаруживаются как моменты действительности, к-рая представляет собой результат возникновения наличного бытия из реальной возможности. Действительность богаче, кон­кретнее возможности, т. е. последняя составляет только один из моментов действительности, к-рая является един­ством осуществлённой возможности и источником новых возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в действительности и сама есть часть действительности.

С т. зр. Д. м. формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих форм предметной дея­тельности обществ. человека, преобразующего действи­тельность. Д. м. исходит из утверждения единства за­конов бытия и мышления. «... Наше субъективное мыш­ление и объективный мир подчинены одним и тем же законам...» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см. Маркс К. и Энгельс Ф., т. 20, с. 581). Всякий уни-верс. закон развития материального и духовного мира в определ. смысле является вместе с тем и законом по­знания: любой закон, отражая то, что есть в действи­тельности, указывает также на то, как следует правиль­но мыслить о соответствующей области действитель­ности.

Последовательность развития логич. категорий в со­ставе Д. м. диктуется прежде всего объективной после­довательностью развития знания. Каждая категория — обобщённое отражение объективной реальности, ре­зультат вековой общественно-историч. практики. Ло­гич. категории «... суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных яв­лений, природы. — Ред.), помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 85). Любая из логич. категорий определяется лишь путём систематич. прослеживания её связи со всеми другими, лишь внутри системы категорий и посредством неё. Разъясняя это положение, Ленин намечает общую пос­ледовательность развития логич. категории: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется н е ч-т о, — потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к по­знанию тождества — различия — основы — сущности versus (по отношению к ... — Ред.) явления, — при­чинности etc. Все эти моменты (таги, ступени, процес­сы) познания направляются от субъекта к объекту, про­веряясь практикой и приходя через эту проверку к ис­тине...» (там же, с. 301).

Категории диалектики находятся в неразрывной свя-зи с её законами. Каждая область природы, общества и мышления имеет свои законы развития. Но вследствие материального единства мира в нём существуют нек-рые общие законы развития. Их действие распространяется на все области бытия и мышления, по-разному развива­ясь в каждой из них. Диалектика как раз и изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами материалистич. диалектики являются: переход коли­чественных изменений в качественные, единство и борь­ба противоположностей, отрицанния отрицания закон. Эти законы выражают универс. формы движения и развития материального мира и его познания и состав­ляют основу всеобщего метода диалектич. мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осу­ществляется путём раздвоения единого на взаимоисклю­чающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противо­речий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет внутр. импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Закон вза­имного перехода количеств. изменений в качественные