logo search
Философский энциклопедический словарь

8 Абстракция

АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, Нумндия,—'. 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христ. теолог, пред­ставитель зап. патристики. Прошёл через увлечение манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона.

Онтология А. и его учение о боге как абс. бытии сле­дуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеч. мышления. Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Анселъму Кентерберийскому и противоположный под­ходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корреляте помнящей, созер­цающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо к-рых про­шла антич. мысль: динамики человеч. личности и дина­мики общечеловеч. истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирич. автобиография, рисующая внутр. развитие А. от младенчества до окончат, утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для антич. лит-ры и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость становления лич­ности. От констатации тёмных «бездн» души А. при­шел к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», к-рый написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противопо­ложных вида человеч. общности: «град земной», т. е. государственность, к-рая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, к-рая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе к-рого истолко­вывали учение А. в ср. века идеологи католицизма. А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантич. цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собств. городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Ис­поведи», до гос. насилия — для А. есть следствие гре­ховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необ­ходимость гос. власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».

Для средневековья А. был непререкаемым авторите­том в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация ранней схоластики. Протестан­тизм искал у А. обоснования религ. индивидуализма и своей веры в предопределение. В совр. католич. нео­схоластике к А. апеллируют мыслители, не удовле­творяющиеся рассудочностью томизма; представители экзистенциализма видят в А. одного из своих пред­шественников.

• Opera omnia, t. 1—li, P., 1864—65 (Migne, PL, t. 32—47); в рус. пер.— Творения Блаженного Августина, ч. 1—7, К., 1901—122; Исповедь, в кн.: Богословские труды, т. 19, М., 1978.

• Г е p ь е В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Лич­ность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391—96; Jaspers К., Die großen Philosophen, Bd l, Münch., 1967; Armstrong A. H., St. Augustine and Christian Platonism, Villanova, 1967; Markus R. Α., Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine, Camb., 1970.

АВГУСТИНИАНСТВО, направление в ср.-век. схола­стике, связанное с влиянием идей Августина. Для А. характерны: ориентация более на Платона и неоплато­низм, чем на Аристотеля; в теологии аналогия между тремя способностями души (памятью, разумом и во­лей) и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое т. н. онтологич. доказательствам бытия бога; в гносеологии тезис о вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуи­ции, в акте к-рой озарение свыше и деятельность человеч. ума неразделимы; в фнлос. антропологии крайне идеалистич. позиция, видящая в человеке душу, к-рая лишь «пользуется» телом как своим орудием; в доктри­не о спасении акцент на предопределении. До 12 в. А. было единственным господствующим направлением: ему противостояли только пантеизм Иоанна Скота Эриугены, номинализм Росцелина и Абеляра и край­ние еретич. позиции. В 13 в. А. оказывается нотеснён-ным аристотелианскими доктринами, прежде всего томиамом. В дебатах позднего средневековья А. от­стаивалось мыслителями францисканского и августин-ского орденов против доминиканцев-томистов. Отго­лоски критики томизма с позиций А. встречаются вплоть до 20 в., причём как в католич. религ. философии (И. Гессен), так, в преобразованном виде, и за её пре­делами (К. Ясперс).

АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (19.11.1843, Па­риж,— 18.8.1896, Цюрих), швейц. философ-идеалист, един из основоположников эмпириокритицизма. Центр, понятие философии А.— опыт, в к-ром он стремится растворить противоположность материи и духа, физи­ческого и психического, толкуя их лишь как содержа­ние внеш. и внутр. опыта. Учение А. о «принципиаль­ной координации» («без субъекта нет объекта и без объ­екта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объек­тивной истине А. противопоставляет биологич. цен­ность познания по принципу наименьшей траты сил. Философия А. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокрити­цизм».

• в рус. пер.: Критика чистого опыта, т. 1—2, М., 1907—08; Человеч. понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.

• Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202—301, 448—80; Совр. бурж. философия, М., 1972, гл. 2.

АВЕРРОИЗМ, направление западноевроп. ср.-век. фи­лософии, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Ибн Рушда (в лат. традиции Аверроэс). А. явился натуралистич. переработкой учения Аристотеля, в фор­ме комментария к произведениям к-рого и существова­ли осн. соч. Аверроэса и его последователей. А. раз­вил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божеств, творения, принимая бытие бога лишь в качестве первопричины сущего. Бог-перводвигатель в А. противостоит богу-творцу религии откровения, бог как чистый разум — богу как воле­вому началу. Представители А. разрабатывали учение о зарождении форм в недрах материи (в чём проявилось воздействие на А. позднеантич. неоплатонизма). Ут­верждая всеобщую причинную связь природных явле­ний, аверроисты приходили к своеобразному космич. детерминизму, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естеств. необходимости, к-рой подчинено всё происходящее на земле, в т. ч. я круговорот обществ, жизни, смена гос-в и религий («за­конов»). Рассматривая душу как форму материи, пред­ставители А. отвергали сотворение и индивидуальное бессмертие души и разрабатывали учение о «единстве интеллекта»: разум, будучи множествен и индивидуа­лен в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую нематериальную субстанцию.

Идеи А. получили распространение в Европе в 13— 16 вв., во многом через посредство евр. философии (Альбалаг, 13 в., жил в Испании). В Парижском ун-те гл. его представителями в 13 в. были Сигер Брабант-ский и Боэций Дакийский, в 14 в.— Жан Жанден. В 14—16 вв. гл. центрами А. были Падуанский (см. Падуанская школа) и Болонский ун-ты (Пьетро д'Абано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене); основанную на А. политич. теорию светского гос-ва раввивал Марсилий Падуанский. А. подвергался преследованиям со сторо­ны церк. властей и инквизиции. Своеобразной формой обоснования независимого от, откровения и теологии

филос. знания явилось учение о двойственной истине, согласно к-рому неистинное с т. зр. богословия может быть истинным в философии. В 16 в. традиция А. про­слеживается в творчестве П. Помпонацци, С. Порцио, Ч. Кремонини, воздействие идей А. обнаруживается в филос. воззрениях Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. К нач. 17 в. А. окончательно изживает себя в связи с кризисом аристотелевской физики и кос­мологии.

• Р е н а н Э., Аверроэс и А., пер. с франц.. К., [1903); Ш е л к и н а Г. В., Сигер Брабантский и парижские аверронсты XIII в., 1972; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Соколов В. В., Ср.-век. фи­лософия, М., 1979.

АВЕРРОЭС, см. Ибн Рушд.

АВИДЬЯ (санскр., букв.— отсутствие знания), одно из осн. понятий др.-инд. философии (как в ортодок­сальных, так и в неортодоксальных школах), означаю­щее исходное внутр. затемнение сознания, неведение и невежество, к-рое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является. С помощью А., как и майи, — соответственно субъективного и объек­тивного аспекта незнания — объясняется «двоемирие», т. е. наличие наряду с подлинным трансцендентным ми­ром (мир .брахмана — целостный, единый и бесконеч­ный) иллюзорного и неподлинного эмпирич. мира (раз­дробленного на части, множественного и конечного); в частности, А. порождает ложное чувство «Я», стано­вящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разры­вая связи с высшими ценностями действит. жизни, А. вынуждает человека цепляться за неподлинные ценно­сти неподлинного мира. Двенадцатичленная цепь стра­дания, определяющая схему причинных зависимостей в буддизме (см. Пратитьясамутпада), начинается с А., к-рая обусловливает желание, приводящее к су­ществованию, появлению чувств, эмоций, привязанно­стей и, следовательно, к рождению, становлению, ста­рости и смерти. Для раннего буддизма А.— это прежде всего незнание подлинной природы «Я» и «четырёх благородных истин»; в йоге Патанджали — одно из осн. препятствий на пути к сосредоточению и освобождению. В адвайта-веданте подчёркивается роль А. в смеше­нии трансцендентного и эмпирич. миров и сокрытии путей к брахману. Вместе с тем А.— это не сознат. и целенаправленное злое начало, а скорее результат не­минуемого несовершенства конечного сознания. Проис­хождение А. неизвестно. Она не реальна и не нереаль­на, природа её не может быть определена логически (Шанкара, Рамануджа). А. поддаётся преодолению с помощью «видьи» — знания, в частности «разграничи­вающего» (характерно, что А. понимается как неспо­собность к разграничению видимого и реального). Конт­роль над чувствами, отказ от привязанностей, осозна­ние неподлинности «Я» помогает устранить А. и по­знать истину. В нек-рых направлениях др.-инд. умозре­ния правильное познание считалось недостаточным условием устранения А. и освобождения: в джайнизме, напр., оно должно было сочетаться с правильной верой и правильным поведением. Разные филос. школы по-разному трактовали объём понятия А. и соотношение его с др. понятиями — вплоть до практич. отождествле­ния А. с майей и пракрити.

•Радхакрпшнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1 — 2, М., 1956—57, т. 1,с. 349 —50, 353—54, 467; т. 2, с. 517 и ел., 524 и ел., 529 и ел., 634—36 Hflp.;DasguptaS.,A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975.

АВИЦЕБРОН, см. Ибн Гебироль.

АВИЦЕННА, см. Ибн Сина.

АВРЕЛИЙ, см. Марк Аврелий.

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в нач. 20 в. в австр. социал-демократии под влиянием теоре-тич. работ и политич. деятельности её лидеров и идео­логов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфер-