logo search
Философский энциклопедический словарь

100 Гальтон

Г. опирается на функциональную теорию стратифика­ции и сравнят, этологию. Понятие насилия и сферу конфликтных социальных процессов Г. распространяет на любые действия или уклонения от действия, мешаю­щие другим людям жить «полной жизнью». Так, смерть от недоедания из-за неравного распределения ресурсов, по Г., есть насилие. В своих «моделях мира» (мирного развития) Г. близок к экологич. движению на Западе, выступающему за оптимизацию отношений общества и природы, за гуманизацию ноосферы. Но в целом Г. остаётся в рамках техницистской идеологии. Прогнос-тич. многофакторные модели социальных изменений Г. противопоставляет марксистской теории обществ, раз­вития.

• Gandhis politiske etikk, Bergen, 1955; Synthetic Sociology, Oslo, 1968; Members of two worlds, Oslo, 1971.

ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кенигс­берг,— 21.6.1788, Мюнстер), нем. философ-иррациона-лист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вёл существование непрофессиональ­ного философа сократич. типа («северный маг»), зара­батывая на жизнь службой в акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагмен­тарно, намеренно темно и зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В них отразился кризис нем. просветит. рационализма, с критикой к-рого выступал Г., акцентировавший ин­туитивный момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно в соч. «Aesthetica in nuce» в составе «Крестовых походов филолога» — «Kreuzzüge des Philologen», 1762). Представления Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности поэзии оказали огромное влия­ние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бу­ри и натиска», Гёте). Содержащиеся в работах Г. мо­тивы религиозной критики культуры проявились позд­нее у Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее, начиная с эпохи романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма разума» — «Metakritik über den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).

• Sämtliche Werke, hrsg. v. J. Nadler, Bd i—6, W., 1949—57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemer und A. Henkel, Bd 1—7 Wiesbaden — Fr./M., 1955—79; Hauptschriften erklärt, Bd l, 2, 4, 5, 7, Gütersloh, 1956—63; в рус. пер.— Пять пастырских посланий о школьной драме, в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 149—59.

• Гегель Г. В. Ф., О соч. Г., в кн.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Работы разных лет, т. 1, М., 1970, с. 575—642; Jorgеn­sen S--Α., J. G. Hamann, Stuttg., 1976 (лит.).

ГАНДИЗМ, социально-политич. и религ.-филос. докт­рина, возникшая в период борьбы Индии за независи­мость и получившая название по имени её основополож­ника — М. К. Ганди (1869—1948). Г.— идеология нац.-освободит. движения Индии, руководимого нац. бур­жуазией. Осн. политич. принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средст­вами, путём вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев, без различия ре­лигии, национальности, касты и класса под руководст­вом Инд. нац. Конгресса; в области социальных отно­шений — утверждение возможности достижения клас­сового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке кре­стьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеа­лизация патриархальных отношений, призывы к воз­рождению сел. общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха), апелляция к религ. чувствам нар. масс.

Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработан­ная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильств. борьбы за независимость получила назв. сатьяграхи (букв.—упорство в истине). Она выража­лась в двух формах: несотрудничества и гражд. непо­виновения. Несотрудничество заключалось в отказе от

титулов, пожалованных англичанами, бойкоте прави­тельств, уч. заведений, организации мирных демонст­раций. Гражд. неповиновение выражалось в наруше­нии отд. законов колон. властей, в проведении поли­тич. забастовок, харталов (прекращение всякой де­ловой активности) и, в исключит. случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты с англ. властями, а также социальные противоречия путём переговоров и согла­шений на основе взаимных уступок.

В философии Г. исходит из идеи божеств. реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины свя­зано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахинсы, к-рая трактуется расширительно: не только как воз­держание от нанесения физич. вреда живым сущест­вам, но предполагает и воздержание от нанесения ду­ховного вреда. Источником самоусовершенствования служат «закон любви» и «закон страдания», согласно к-рым последователь ахинсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожерт­вованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и доб­ровольного ограничения потребностей, отказ от жиз­ненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из религ.-этич. концепции Г. естественно сле­дует убеждение в том, что условия обществ. жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависи­мость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравств. воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политич. действия.

Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и филос. основы Г. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значе­ния принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении так­тики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в Индию).

После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проб­лемам социального, экономич. и политич. развития

страны.

* P о л л а н Р., Махатма Ганди, пер. с франц.. Л., 1924; Намбудирипад E. M., Махатма Ганди и Г., пер. с англ., М., 1960; Комаров Э., Л и т м а в А., Мировоззрением. Ган­ди, М., 1969; Мартышин О. В., Политич. взгляды М.К.Ганди, М., 1970; Ульяновский P.A., Политич. портреты борцов за нац. независимость, М., 1980.

ГАНОВСКИЙ, Гановски Сава Цолов (псевд.— Т p у д и н) (р. 1.3.1897, с. Кунино Врачанского окр.), болг. философ-марксист, педагог, обществ. деятель, акад. Болг. АН (1952). Чл. БКП с 1918. Иностр. чл. АН СССР (1971). Участник антифаш. и партиз. движения в Болгарии (1944). После 9 сент. 1944 занимал ряд гос. и парт. постов, гл. обр. в области науки и куль­туры. С 1954 чл. ЦК БКП. Г. известен своими трудами по истории философии, диалектич. и историч. материа­лизму, теории социалистич. культуры и коммунистич. воспитанию. С 20-х гг. Г. популяризирует и разрабаты­вает ленинское филос. наследие, раскрывает роль ле­нинского этапа в развитии марксистской философии, даёт критику различных течений бурж. философии (в т. ч. ремкеанства), каутскианства и др. * Основни направления във философията, София, 1934; Ос-новни закони на научната философия, София, 1940; Проблеми на възпитанието, София, 1940; Кратка история на философията от древноста до най-ново време, София, 19452; в рус. пер.— Об-щественно-экономич. формации и мирное сосуществование, М., 1964.

ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер, антич. уче­ние о муз. звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представ­лений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдок-са не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристо-

тель просто о звучании «светил») и — шире — о музы-кально-математич. устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонич. традиции. В лат., в т. ч. ср.-век., текстах употребляется также термин harmo-nia (musica) caeli (mundi) —«гармония (музыка) неба (или мира)».

В др.-греч. философию учение о Г. с. было введено Пифагором, но впервые засвидетельствовано для «пи­фагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем в 9-й гл. II кн. трактата «О небе» (290 Ь 12 слл.), где оно подверг­нуто сокрушит. критике, косвенно направленной про­тив Платона (ср. также Метафизика 982 Ь 32: пифаго-рейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении Аристотеля «скорости (светил), измерен­ные по расстояниям, относятся между собой так же. как тоны консонирующих интервалов», и поэтому «зву­чание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию» (т. е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин αρμονία оз­начал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий — Луне. Адаптация Г. с. в эсха­тология, мифе об Эре в 10-й кн. «Государства» Пла­тона (617 b , ср. также 530 d и Кратил 405с) предопре­делила долгую жизнь идеи Г. с. и её необычайный ус­пех на исходе античности и в ср. века.

Согласно гипотезе Д. Бернета — В. Кранца, в древ­нейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла толь­ко о трёх сферах — звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квар­той (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся муз.-математич. сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме Г. с. служила «доказательством» сокровенной числовой природы ми­ра и имела глубокий этич., эстетич. и эсхатологич. смысл, поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармо­ния», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней — приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредст­венно слышать Г. с. мог только Пифагор, остальные не различают её «за неимением контрастирующей с пей тишины»).

Г.с. входила в более широкий круг концепций «кос-мич. музыки», не обязательно связанной с астрономией. От Г. с. в собств. смысле следует отличать корреля­цию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной ли­ры) и четырёх элементов (Боэций, О музыке 1, 20) или «пифагорейскую» теорию музыки времён года в изло­жении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15 W.—I.): весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету и т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для др.-вост. традиций, в частности «халдейской» (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. I, 16, 1) и особен­но китайской (ср., напр., соответствие пяти нот кит. гаммы «пяти элементам» и временам года).

Благодаря оживлению идеи Г. с. в неопифагореиз­ме и неоплатонизме и гл. обр. через посредство Авгус­тина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновс-кое космологич. понимание музыки подчинило себе всю ср.-век. и зап.-европ. муз. эстетику. Параллель­но — благодаря включению Г. с. в систему Птолемея — идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологич. традиции вплоть до нового времени («Гар­мония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представления о Г. с. имели успех у поэтов всех веков — от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V, 1),

ГАРМОНИЯ 101

Гёте (Пролог к «Фаусту»), романтиков и «звёздного хо­ра» А. А. Блока.

• G r a n e t M., La pensee chinoise, P., 1934, p. 209 sq.; T a-tarkiewicz Wl., History of aesthetics, v. 1—2, The Ha­gue — P.— Warsz., 1970; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; BurkertW., Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972, p. 350 sq.

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30. 8. 1705, Армли,— 28. 8. 1757, Ват), англ. мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника, изучал богословие в Кембридже; в дальнейшем получил мед. образование и работал врачом.

Стремясь установить точные законы психич. про­цессов для управления поведением людей, Г. пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Г., вибрации внеш. эфира вызывают соот­ветствующие вибрации в органах чувств, мозге и мыш­цах, а эти последние находятся в отношении параллель­ности к.порядку и связи психич. явлений, от элемен­тарных чувствований до мышления и воли. Следуя уче­нию Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциа­ции в универсальный принцип объяснения психич. деятельности. По Г., психич. мир человека склады­вается постепенно в результате усложнения первич­ных элементов посредством ассоциации психич. явле­ний в силу их смежности во времени и частоты повто­рений; побудительные силы развития — удовольст­вие и страдание. Сходным образом Г. объяснял форми­рование общих понятий: они возникают из единич­ных путём постепенного отпадания от ассоциации, ос­тающейся неизменной, всего случайного и несуществен­ного; совокупность постоянных признаков удержи­вается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.

Несмотря на механистичность, учение Г. было круп­ным шагом вперёд на пути материалистич. понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным привержен­цем учения Г. был Дж. Пристли.

• Размышления о человеке, его строении, его долге и упова­ниях, в кн.: Англ. материалисты XVIII в., Собр. произв., т. 2, М., 1967.

* Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762, гл. 6.

ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20. 2. 1882, Рига,-9. 10. 1950, Гёттинген), нем. философ-идеалист, осно­воположник т. н. критич. (или новой) онтологии. Вна­чале был последователем марбургской школы неокан­тианства; не удовлетворённый её субъективизмом («ме-тодологизмом»), Г. под влиянием Э. Гуссерля и М. Ше-лера разработал онтологич. концепцию, к-рая предс­тавляет собой модернизацию аристотелевски-схолас-тич. учения о бытии («К основам онтологии» — «Zur Grundlegung der Ontologie», 1935; «Новые пути онто­логии» — «Neue Wege der Ontologie», 1942). Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно раз­личных пластов: неорганического, органического, ду­шевного и духовного. Формы существования и катего­риальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренит­ся в низшем, но полностью им не определяется. Низ­шие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы неразрешимыми. В этике Г. вслед за Шелером развивал теорию неиз­менных «этич. ценностей». Осн. вопросом для Г. яв­ляется в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношения двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика» — «Ethik», 1926).