logo search
Философский энциклопедический словарь

642 Социология

теории, а социологич. теория — в эмпирич. проверке своих положений.

Возникнув на стыке неск. различных дисциплин и не имея чётко очерченного собственного предмета, С. на первых порах встречала сильную оппозицию со сто­роны представителей более старых дисциплин (особенно философов и историков) и не вписывалась в систему классич. гуманитарного образования. Однако постепен­но положение менялось. В кон. 19 в. С. становится уни­верситетской дисциплиной, начинают выходить спец. журналы.

Несмотря на этот рост С., её положение оставалось весьма неопределённым. Идеологич. кризис, связанный с перерастанием домонополистич. капитализма в импе­риализм, революция в физике и кризис механич. детер­минизма в общенауч. мировоззрении, рост интереса к ме-тодологич. вопросам в связи с дальнейшей дифференциа­цией и специализацией обществ. наук, методологич. кри­зис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении 19 в., и усиление антипозитивистских течений в философии — всё это не могло не повлиять на С. Вульгарный механицизм и натурализм позитивист­ской С. подверглись резкой критике со стороны неоидеа-листич. течений, вплоть до полного отрицания права С. как науки на существование (Дильтей, Кроче). Острая теоретико-методологич. полемика развёртывается и внутри С.

Крупнейшие зап.-европ. и амер. социологи кон. 19 — нач. 20 вв. Теннис, Зиммель, Дюркгейм, М. Вебер, Паре-то, Веблен ставили одни и те же осн. вопросы. Все они ясно понимали, что бурж. общество переживает кризис и испытывали тревогу по поводу его проблем, решения к-рых они не видели. Стремясь поднять С. до уровня объективного, научного знания, они вместе с тем понима­ли недостаточность для обществоведения естеств.-науч. методов. Настаивая на самостоятельности С. и её от­делении от философии, экономики и права, они в то же время анализировали такие филос. вопросы, как при­рода социальной реальности, гносеологич. специфика социального познания, соотношение науки и мировоз­зрения. Воспринимая кризис бурж. общества прежде всего как кризис его ценностных систем, они уделяли много внимания изучению норм и ценностей культуры и особенно — религии. При этом историко-эволюционный подход постепенно уступил место структурно-аналити­ческому, а теоретич. построения начали всё теснее связываться с эмпирич. исследованием (напр., кн. «Са­моубийство» Дюркгейма). Но в рамках общей пробле­матики формируются разные теоретич. ориентации. «Социологизм» Дюркгейма, предлагающий рассматри­вать социальные факты «как вещи», продолжает линию позитивистского объективизма. «Понимающая социо­логия» М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутр. смысл социальных действий, связана, напротив, с идея­ми неокантианства и философии жизни. Функционализм Дюркгейма контрастирует как с историч. ориентацией Вебера, к-рый считает социологич. понятия «идеальны­ми типами», необходимыми для упорядочения сложной историч. действительности, так и с подходом Зиммеля, для к-рого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. Важно, что в последней трети 19 в. началась активная конфронта­ция бурж. С. с марксизмом как по идеологич., так и по теоретич. вопросам. Особенно усилился этот процесс после Великой Οкт. социалистич. революции.

Совр. немарксистская С. неоднородна по своим идео­логич. установкам. Наряду с явными апологетами ка­питализма, разрабатывающими его политико-идеоло-гич. и военную стратегию или общие теории, прямо на­правленные против марксизма и коммунизма, такие, как теория конвергенции, имеется значит. число учё­ных, к-рые стараются отделить свою науч. работу от по­литики, ограничиваясь исследованием спец. проблем; их идеологич. установки в большинстве случаев явля­ются буржуазно-либеральными, реформистскими. На-

конец, существует т. я. «радикальная», или «критиче­ская», С., с леволиберальных и мелкобурж. позиций под­вергающая критике капиталистич. строй и его учрежде­ния. Соотношение этих идеологич. течений изменчиво и неодинаково в разных странах. Кроме того, нужно иметь в виду специфику самого социологич. знания и множест­венность его социальных функций. В результате интен­сивной профессионализации и специализации С. заня­ла одно из центральных мест в системе обществ. наук, она изучается и преяодаётся в большинстве стран мира и насчитывает св, 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эм-пирич. информации и её теоретич. интерпретацией С. вы­полняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (напр., исследование социальных аспектов изменения природ­ной среды), так и на микроуровне (напр., в масштабах отд. предприятия). Значит. успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный под­ход, математич. моделирование социальных процессов, количеств. методы обработки и обобщения данных). Хотя границы между С. и нек-рыми смежными дисцип­линами, напр. социальной психологией, не вполне оп­ределённы, это объясняется не только тем, что С. ис­пользует методы др. наук, но и растущей социологиза-цией др. обществ. наук, стремящихся рассматривать свои объекты в более широком социальном контексте.

В послевоенный период в бурж. С. существовало неск. различных теоретико-методологич. ориентации. Самой влиятельной из них был структурный функцио­нализм (Парсонс, Мертон), к-рый выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Инте-ракционизм (Дж. Хоманс, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе к-рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и уч­реждения. Сильное влияние на социологич. теорию ока­зывали неопозитивизм, феноменология (Шюц), неофрей­дизм (Фромм и др.), франц. структурализм. Хотя между общетеоретич. ориентациями и т. н. теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирич. исследованиях, су­ществует большой разрыв, исходные установки суще­ственно влияют и на тематику, и на методы исследова­ния. Представители интеракционистской ориентации изучают преим. межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества. Со­циолог-позитивист старается свести социальные ценно­сти и нормы к фактам «открытого», наблюдаемого пове­дения (напр., статистике участия и неучастия в выбо­рах), феноменолог, напротив, интересуется тем, какой внутр. смысл имеет то или иное социальное действие для его участников.

Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап. С., к-рый стал явным в кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. В идеологич. плане этот кри­зис связан с обострением социальных противоречий капитализма и ростом демократич. движения. В теоре­тико-методологич. плане кризис С. выступает как кри­зис позитивистско-сциентистских иллюзий относитель­но возможности «беспартийной» С., а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент един­ства и устойчивости «социальной» системы и смазыва­ющего её внутр. противоречия. Критика этих течений заняла одно из центральных мест на 9-м (1978) и 10-м (1982) Всемирных социологич. конгрессах.

В связи с этим наблюдается рост внимания и интереса к марксизму, в к-ром учёных привлекает ориентация на исследование глубинных, объективных социальных процессов и отношений в обществе в целом, диалектич. подход, историзм и, наконец, революционно-критич. тенденция, стремление не просто к изучению, но к об­новлению мира. Наряду с этим среди учёных Запада широко распространены всевозможные подделки, ис-

толковывающие марксизм в романтическом, анархист­ском и т. д. духе. Среди части левонастроениых моло­дых социологов бытует вульгарно-нигилистич. отноше­ние к технике социологич. исследования, эппирич. ме­тоды огульно приравниваются к «апологетике», партий­ность противопоставляется науч. объективности и т. д. В своём отношении к работам социологов Запада учё­ные-марксисты сочетают принципиальную критику с ис­пользованием их науч. достижений.

• Общие труды. Социологич. теория. С. в СССР, т. 1—2, М., 1966; С. и идеология. [Сб. ст.], М., 1969; Хаан Э., Историч. материализм и марксистская С., пер. с нем., М., 1971; Федосеев П. Н., Коммунизм и философия, M., 19712; Историч. материализм как теория социального позна­ния и деятельности, М., 1972; Афанасьев В. Г., Науч. управление обществом, M., 19732; Ильичев Л. Ф., Филосо­фия и науч. прогресс, М., 1977; С. и современность, т. 1—2, М., 1977; С. и проблемы социального развития, М., 1978; О с и-п о в Г. В., Теория и практика социологич. исследований в СССР, М., 1973; Сов. С., т. 1—2, М., 1982; С. сегодня, пер. с англ., М., 1965; Амер. С., пер. с англ., М., 1972; Mer­lon R. К., Social theory and social structure, N. Y., 1968; Методология и техника. Количеств. методы в С., М., 1966; Математич. методы в совр. бурж. С., Сб. ст., М., 1966; Количеств. методы в С., М., 1966; 3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969; Ш у б к и н В. Н., Социологич. опыты, М., 1970; Ядов В. А., Социологич. исследование, М., 1972; Михайлов С., Эмпи-рич. социологич. исследование, пер. с болг., М., 1975; Процесс социального исследования, пер. с нем., М., 1975; Рабочая кни­га социолога, М., 1976; Математич. моделирование в С., Ново-сиб., 1977; Социальные исследования: построение и сравнение показателей, М., 1978; Саморегуляция и прогнозирование со­циального поведения личности. Л., 1979. История С, Совр. состояние С. за рубежом. Кон И. £., Позитивизм в С., Л., 1964; Чагин Б. А., Очерк истории со­циологич. мысли в СССР, Л., 1971; Л а щ у к Л. П., Введение в историч. С., в. 1—2, М., 1977; Критика совр. бурж. теоретич. С., М., 1977; Новые направления в социологич. теории, пер. с англ., М., 1978; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. С. 19 —нач. 20 в., М., 1979; История бурж. С. первой пол. 20 в., М., 1979; И о н и н Л. Г., Понимающая С. Историко-критич. анализ, М., 1979; Антонович И. И., Бурж. со­циологич. теория, ч. 1—2, Минск, 1980—81; Madge J. Н., The origins of scientific sociology, Glencoe, 1962; Nisbet R. A., The sociological tradition, N. Y., 19663; Ar on R,, Las etapes de la pensee sociologique, P., 1967; Gouldner A. W., The coming crisis of Western sociology, N. Y.— L., 19703; O b e r-schall Α., The establishment of empirical sociology, N. Y., 1972; Crisis and contention in sociology, ed. by T. Bottomore, L., 1975; С о s e r L·. Α., Masters of sociological thought, N. Y. 19772. И. С. Κон.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (знания), направле­ние теоретич. и эмпирич. исследований, рассматри­вающее проблемы социальной природы познания, социально-историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты произ-ва, распро­странения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социаль­ных групп, организаций.

Осн. проблемы С. п.— учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историч. природа позна­ния, методология их изучения разработаны классика­ми марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уров­ням и степени адекватности отражения им действитель­ности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистич. трактовке, так и вульгарному социологизму.

В марксистской С. п. изучаются методологич, про-блемы социологич. подхода к сознанию и процессу поз-, нания, общественно-историч. природа познания, со­циально-классовая обусловленность объективного от­ражения действительности и его извращённых, иллю­зорных форм — «ложного сознания»; подвергаются критике различные концепции бурж. С. п. Проводятся также исследования механизмов познавательной дея­тельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уров­не социальных групп, коллективов.

СОЦИОЛОГИЯ 643

В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С. п. как относи­тельно самостоятельная отрасль исследований (работы М. Шелера и К. Манхейма — Германия, а также П. Со­рокина, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, II. Бергера, Т. Лукмана — США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, бурж. С. п., к-рая крайне разнородна в теоретич. и методоло­гич. планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (тех-нологич., организационного, лингвистич. и т. д.). При этом игнорируется роль общественно-историч. прак­тики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-на-уч. знание.

В бурж. С. п. при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носите­лей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т. д.) рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, «очищению» знания от ценностных сужде­ний (концепции «деидеологизации», «конца идеологии»). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к ре­лятивизации науч. знаний (см. Релятивизм), к идеоло-гизации науки. При эмпирич. исследовании состояний сознания (обществ. настроений, мнений и т. д.) различ­ных классов, социальных, проф. и др. групп и общно-стей подчёркивается функциональный характер взаимо­отношений между сознанием индивида и его непо-средств. окружением. Бурж. С. п. в значит. части на­правлена против марксизма-ленинизма. * M a p к с К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Соч., т. 3; M a p к с К., К критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; Ленин В. И., Материализм и эмпириокрити­цизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ. со­знания, М., 1959; Мамардашвили М. К., Формы и со­держание мышления, М., 1968; Москвичев Л.Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, М., 1971; Мегрелидзе К. Р., Осн. проблемы социологии мышле­ния, Тб., 19733; Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980; The sociology of knowledge. A reader, N. Y., 1970; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.—L., 1970; Wissenssoziologie, «Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie», 1980, Sonderheft 22.

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. μετρέω — измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преиму­щественное внимание количественным измерениям сим­патий и антипатий между участниками.

Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индиви­дов. Морено придал новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и включив в С. наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а также реак-ционно-утопич. рассуждения о возможности разреше­ния всех социальных конфликтов капиталистич. об­щества с помощью изучения и «улучшения» межличност­ных отношений. С развитием социальной психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения опре-дел. методов исследования взаимоотношений в малых группах.

Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспек­тивная С. и др. методы основаны на вербальных отчё­тах испытуемых относительно внутригрупповых меж­личностных предпочтений в определ. ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту,