logo search
Философский энциклопедический словарь

68 Буриданов

ком понимании Б.— ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс. Противоположное понятие — абхава (санскр.— небытие, несуществование), получив­шее особое развитие в ряде филос. систем, где обозна­чало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение», «отрицание», «смерть». Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.— как положительная. Со­гласно Кумариле (система пурва-миманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится и энергия, сила — см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а аб­хава — предшествующее, последующее, абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонен­том адвайта-веданты Мадхвой: сущее (падартха) бы­вает независимым и зависимым (паратантра); зависи­мые же существа или положительны (Б.), или отрица­тельны (абхава). Кал отрицат. категория абхава вы­ступает и у Канады (система вайшешика), где она про­тивопоставлена шести положит, объектам познания, из к-рых состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность). На убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его последователей построена и оригиналь­ная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т. е. отсутствие чего-либо и в чем-то другом) — 1) не­бытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2) не­бытие вещи после ее уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянта-абха-ва, или абс. небытие); аньйонья-абхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их взаимоисключае-мость). Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава — скорее логич. категория, определяемая не столько своим содержанием, сколько местом в сис­теме. Однако в истории др.-инд. мысли были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому понятию самостоят. онтологич. ста­тус.

• Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40—42, 114—16, 226—29; Радха-кришнанС., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 96, 192—04, 369 и др.; Stcherbatsky T h., Buddhist logic, v. l, Leningrad, 1932 (Reality of the external world, pt 5).

«БХАГАВАДГИТА» (санскр., букв.— песнь Бхагава-та, т. е. бога Кришны), одна из наиболее известных час­тей «Махабхараты», входящая в состав её 6-й кн. (18 глав); посвящена религ.-филос. проблемам. Время со­здания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. «Б.» представляет собой диалог между эпич. ге­роем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступаю­щим как возница и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма На-раяну. Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и стремление к обретению правил поведения вырастают из осознанного противо­речия между практич. долгом и нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию умозрения, намеченную в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от упа-нишад, «Б.» актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и подчёркивает особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с путём знания — джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность обретения внутр. свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому деяние, реализующее развитие, должно всег­да уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.» развивается учение о йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич. равнове­сия. Усвоив элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала влияние на мн. школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели особое значение для инд. возрождения 19—20 вв. (ср. их влияние на фило­софию Гхоша),

• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 442—97; Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита. пер., введение н прим. Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602, кн. 6, гл.

25—42; The Bhagavad-GItä. With a coram. based on the original sources, by R. C. Zaehner, O.xf., 1969.

БХАКТИ (санскр.— наделение, вычленение, от бхадж — наделять, а также привязанность, приверженность), в др.-инд. религ.-филос. мысли привязанность к бо­жеству, преданность и сопричастность ему. Истоки уче­ния о Б. восходят, по меньшей мере, к древнейшей ве­дийской эпохе (ср. «Ригведа» VIII, 22, II— см. Веды), но наибольшее развитие оно получило в «Бхагавадгите» и веданте; поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б. высшая цель — освобождение (мокша) — достигается соединением души с божеств. началом. Три пути ведут к этой цели: мудрость (джня-на), понимаемая как интуитивное (а не интеллектуаль­ное) знание сущего во всей его полноте; служение бо­жеству, или деяние (карма) и Б., т. е. тот вид любви, когда достигается полное единение души (адепта) с бо­жеством, их тождество. Нередко Б. рассматривается как гл. средство достижения моральной чистоты и слия­ния с божеством, образующее особый «путь Б.» (Б.-марга) — путь любви-преданности, но не менее распро­странён взгляд (напр., у Шанкары), согласно к-рому Б., как и карма и йога., цриводит только к .джняне — муд-рости, являющейся высшим средством. Б., вырываю­щее человека из эгоистич., частной сферы, требует оп-редел. подготовки, тренировки. Раманцджа называет в качестве предварит. условий вступления на путь Б. пренебрежение к пище, освобождение от всего мирско­го, неустанное размышление о боге, совершение бла­гих деяний, желание всем добра, правдивость, чест­ность, сострадание, непротивление (ахимса), милосер­дие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. сос­тояние высшей радости, восторга, экстаза может вызы­ваться соединением не только с божеством как объек­том религ. почитания, но и с безличным, бескачеств. аб­солютом (ниргуна Б.). Возрастание Б. влечёт за собой духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных эмоций. С Б. связыва­лись также идеи социального характера (равенство всех перед богом, отрицание кастового устройства и т. п.).

* Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ т. 1, М., 1956, с. 477—83; т. 2, М., 1957, с. 637 — 41; D a s g u р-ta S., A history of Indian philosophy, v. 2—3, Delhi, 1975.

БЫТ, сфера внепроизводств. социальной жизни, вклю­чающая как удовлетворение материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддер­жании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широ­ком смысле Б.— уклад повседневной жизни.

Б. оказывает огромное влияние на др. области соци­альной жизни и прежде всего на труд, обществ. деятель­ность, настроение и поведение людей.

Различают обществ., гор., сел., семейный, индиви­дуальный Б. Структура Б. может рассматриваться с т. зр. соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т. д.). Под влиянием социальных, а также географич. условий у различных народов вырабатывается комплекс традиций, обычаев, обрядов, связанных с жизнедеятельностью в Б. При этом в условиях антагонистич. общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне скла­дываются разные формы Б., выражающие свойствен­ные этому обществу социальные противоречия.

В ходе историч. развития общества изменяется ха­рактер как самих элементов Б., так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счёте лежит раз­витие производит. сил и смена способов произ-ва. Зна­чение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Рас­ширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления)! оказывает влияние на семейный и индивидуальный Б. Наряду с процессом интернационализации Б. он со­храняет нац. и социальные особенности у разных наро­дов и социальных групп.

В социалистич. гос-вах индустриализация, коопери­рование с. х-ва, рост образования и культуры населе­ния приводят к коренным преобразованиям в Б. Осу­ществляется технич. перевооружение Б., повышается общий уровень материального и духовного потребле­ния. В условиях социализма всё большее значение при­обретают обществ. формы удовлетворения потребностей людей (бесплатное образование и мед. обслуживание, широкая сеть бытовых предприятий, общедоступных библиотек, клубов, домов отдыха). Постепенно преодо­леваются существ. различия между образом жизни ин­теллигенции и людей физич. труда, гор. и деревенским В., существующие в Б. пережитки прошлых эпох.

Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов определ. проф. и социальных групп.

Планы развития нар. х-ва в СССР и др. социалистич. странах предусматривают ликвидацию отставания Б. от совр. требований. Постоянно растут гос. ассигнова­ния на жил. стр-во, благоустройство городов и сёл, со­вершенствование торговли и обществ. питания, расши­рение сети больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев. Намечаются зна-

чит. развитие сферы услуг, её дальнейшее технич. ос­нащение.

БЫТИЕ, филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от со­знания человека. Филос. понимание Б. и его соотноше­ния с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектич. материализм исходит из мате-риалистич. решения осн. вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизич. материализму, не сво­дит Б. к предметно-веществ. миру, вычленяя различ­ные уровни Б.— материально-предметную реальность, объективно-идеальное Б. (ценности культуры, общезна­чимые принципы и категории науч. знания и др.), Б. личности.

Первую филос. концепцию Б. выдвинули досократики, для к-рых Б. совпадает с материальным, неразруши­мым и совершенным космосом. Одни из них рассматри­вали Б. как неизменное, единое, неподвижное, само­тождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит). Б. противопоставляется не­бытию; с др. стороны, досократики различали Б. «по истине» и Б. «по мнению», идеальную сущность и ре­альное существование. Платон противопоставил чувств. Б. чистым идеям — миру истинного Б. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер Б. (поскольку для него форма — неотъемлемая характеристика Б.) и строит учение о различных уров­нях Б. (от чувственного до интеллигибельного). Ср.-век. христ. философия противопоставляла «истинное», божеств. Б. и «неистинное», сотворённое Б., различая при этом действит. Б. (акт) и возможное Б. (потенция), сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б., природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного разви­тием науки, техники и материального произ-ва, под­готовила концепции Б. 17—18 вв. В них Б. рассматри­вается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. От­сюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоя-