logo search
Философский энциклопедический словарь

782 Шинкарук

в застывших понятиях, его можно только «откры-вать и созерцать» в символах — художеств. образах и филос. идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетич. разума»), созидающе­го символы.

В кёльнских лекциях по философии (1804—06) —пер­вом систематич. изложении идей Ш. — мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это лишь некое «протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватываю­щую критику фидос. систем, иди типов мировоззре­ний, каждое из к-рых (материализм, скептицизм, панте­изм, дуализм и идеализм) является звеном в «после-доват. развитии» мировой философии.

После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой лит-ры» (Bd l—2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гер-дера и занимающей значит. место в утверждении роман-тич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выра­жение духовной жизни народа в тесной связи с религ., филос. и политич. историей. Республиканизм и привер­женность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились в 1810—20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи», олицетворяемой австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesun­gen, insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христ. философии». Критикуя различные филос. системы, осо­бенно нем. классич. идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жиз­ни», основанной на принципах христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч. со­знания в единстве всех душевных и духовных спо­собностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Ш.— один из основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости индий­цев» — «Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

* Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14, 18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.— Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем. романтизма, Л., 1934, с. 169—210. • Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в Германии, Л., 1973; E n d e r s C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Wer­dens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels philosophische Ent­wicklung, Bonn, 1939; A n s t e t t J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schle­gels Poesiebegriff, Müncli., 1971. Ю. H. Попов.

ШЛЕЙЕРМАХЕР ( Schleiermacher ) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, — 12. 2. 1834, Берлин), нем. протестант­ский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок круж­ку йенских романтиков. В рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах» (1800, рус. пер. 1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание — основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание универсума», позд­нее — как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом трудов по филосо­фии («Диалектика» — «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии, протестантской догмати­ке. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первен­ствующей роли внутр. чувства в познании, в непости­жимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на ли­беральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменев-

тики.

* Sämtliche Werke, Bd 1—30, В., 1835—64; Ästhetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.— B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ν. H.Κim-merle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.

• Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben Schleierrnachers, Bd 1—2, В., 1922—66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und Werk, В., 1968; Brandt R. B., The philosophy of Schleiennaoher, N. Υ., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B. Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 19742

ШЛИК (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий пред­ставитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. — «последо­вательный эмпиризм», к к-рому он пришёл, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. дан­ного» — чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отно­шения чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логи­ки и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы приро­ды для него — формальные правила, определяемые син­таксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

• Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjenti-fique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Auf­sätze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.

• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.

ШОВИНИЗМ (франц, chauvinisme), крайня« форма национализма, проповедь нац. исключительности, проти­вопоставление интересов одной нации интереса« всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается, что прообразом этого персона-жа была реальная личность — ветеран наполеонов­ских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «вели-чия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различ­ные проявления националистич. экстремизма. В Вели­кобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наи­менование — джингоизм.

Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители κ-poro выступали в период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики бур­жуазии своих стран, получило название социал-шови-низма.

Разновидность Ш. — великодержавный Ш. — идео­логия и политика господствующих классов нации, зани­мающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и куль­турной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. — че-ловеконенавистнич. идеология и политика фащ. гчзс-в.

Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу против любых разновид­ностей идеологии Ш. и её ноеителей.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9. 1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vor-stellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априор­ные формы — время, пространство, категории рассуд­ка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания». Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых складыва­ется мир как «представление». С др. стороны, мир,

взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», к-рая дробится в бесконеч­ном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выра­жается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли су­ществует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смы­сле) — адекватных объективации воли. Высшая сту­пень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познаю­щий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все про­чие индивиды существуют в его представлении как неч­то зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь си­стемой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во — создание гения, основыва­ющееся на способности «незаинтересованного созер­цания», в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект — как идея. Высшее из иск-в — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёрки­вая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленно­стью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противо­вес Лейбницу — называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение — «пессимизмом». Подлинным основанием морали Ш. считал чувство со­страдания, благодаря к-рому обманчивая видимость ин­дивидуальности растворяется в сознании единства все­го сущего.

Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

• Sämtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 19723; Der hand­schriftliche Nachlaß, Bd i—5, Fr ./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т. 1—4, M., 1900—10.

• Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фоль-кельт И., А. Ш., его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский Б. Э., Ш., М- ,1975; Pfeiffer К., Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel, 1954; Von der Aktua­lität Schopenhauers, Pr./M., 1972; Hübscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern heute — morgen, Bonn, 1973; его же, Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G. Ha/ftnans, Z., 19782.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия «здравого смыс­ла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах и полу­чила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. III. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредствен­ная внутр. достоверность, заложенная в человеч. при­роде богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассуд­ки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала ос­нованные на врождённом «общем чувстве» доводы в поль­зу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она от­стаивала от нападок субъективного идеализма, скепти­цизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно уче­нию Ш. ш., является уверенность, что материальный

ШОТЛАНДСКАЯ 783

мир существует независимо от сознания: люди, по сло­вам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Однако глав­ное для Ш. ш. — признание самоочевидности религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике материалистом Дж. Пристли. Наиболее ак­тивными пропагандистами философии «здравого смыс­ла» в США были Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П. Ру-айе-Коллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и Т. Жуфруа.

• История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; Гряз­нов А. Ф., Философия Ш, ш., М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D. S. (ed.), The story of Scottish philo­sophy, [N. Y.], 1961.

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкен-бург, Гарц, — 8. 5. 1936, Мюнхен), нем. философ-идеа-лист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха гл. труда «Закат Европы» (Bd 1—2, 1918—22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг. выступал как публицист консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933 от­клонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гит­леровский режим подверг Ш. бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей демагогии.

Решающее влияние на Ш. оказала философия Ницше. Ш. исходит из понятия органич. жизни, подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как «организм», к-рый, во-первых, обладает жёстким сквоз­ным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не может. Ш. нас­читывает 8 культур: египетская, индийская, вавилон­ская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому куль­турному «организму», по Ш., заранее отмерен определ. (около тысячелетия) срок, зависящий от внутр. жиз­ненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеров-ских понятий мёртвой «протяжённости», бездушного «интеллекта», а с другой — стоит в контексте вос­ходящих к Ницше концепций «массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окосте­нению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для греко-рим. культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира — в 19 в., с к-рого начинается его «закат».

С наступлением цивилизации художеств. и лит. твор­чество делается якобы ненужным; поэтому Ш. предла­гает отречься от культурных претензий и предаться го­лому техницизму.

Стиль изложения у Ш. построен на оперировании раз­вёрнутыми метафорами, причём метафорич. сближение слов часто подменяет логику понятий.

* Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Münch., 1931; Reden und Aufsätze, Münch., 195l3; TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965; в рус. пер.— Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922, Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.

• Лазарев В. Н., О. Ш. и его взгляды на иск-во, М., 1922; О. Ш. и закат Европы, М., 1922; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, в его кн.: Избр. филос. труды, т. 2, М., 1971; Hughes H. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N. Υ., [1962]; Spengler-Studien. Festgabe für M. Schröterzum 85. Geburts­tag, hrsg. v. A. M. Koktanek, Münch., 1965.

ШПЕТ Густав Густавович [26. 3 (7. 4). 1879, Киев, — 23. 3. 1940, Томская обл.], рус. философ-идеалист, последователь феноменологии Гуссерля и филос.-исто-рич. концепции Гегеля. Проф. (1918—23) Моск. ун-та; в 1924 —29 вице-президент Росс. академии художеств.