logo search
Философский энциклопедический словарь

Москва «советская энциклопедия»

1983

НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

Д-р филологич. наук С. С. АВЕРИНЦЕВ (история антич. и ср.-век.философии); д-р филос. наук Б. В. БИРЮКОВ (логика); д-р филос. наук В. Э. БЫХОВСКИЙ (история фило­софии); д-р филос. наук В. И. ГАРАДЖА (общие вопросы атеизма и религии); д-р филос. наук В. Е. ЕВГРАФОВ (история философии народов СССР); д-р филос. наук А. Г. ЗДРАВОМЫСЛОВ (социология); д-р филос. наук В. Ж. КЕЛЛЕ (историч. материализм); д-р филос. наук И. С. КОН (социология); д-р филос. наук В. А. ЛЕКТОРСКИЙ (диалектич. материализм); акад. АПН СССР А. Н. ЛЕОНТЬЕВ (психология); акад. Т. И. ОЙЗЕРМАН (история новой и новейшей философии); д-р филос. наук Г. И. РУЗАВИН (филос. вопро­сы естествознания); чл.-корр. АН СССР А. Г. СПИРКИН (диалектич. материализм); д-р психол. наук М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ (психология).

РЕДАКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Зав. редакцией кандидат филос. наук Н. М. ЛАНДА, ст. науч. редактор В. М. СМОЛКИН (диалектич. материализм, филос. вопросы естествознания, логика, история философии но­вого и новейшего времени), науч. редактор кандидат филос, наук В. И. ХМЕЛЕВСКИЙ (историч. материализм, социология), ст. науч редактор Ю. Н. ПОПОВ (эстетика, этика, психология, история антич. и ср.-век философии, история философии Востока), науч. редактор кандидат филос наук Н. И ДЕМИНА (история философии нового и новейшего времени, история рус. философии, науч. редактор О. Е. НЕСТЕРОВА, мл. редактор Л А. ДЕМИДЕНКО.

В подготовке словаря принимали участие

Редакция словника — зав. редакцией А. Л. ГРЕКУЛОВА.

Литературно-контрольная редакция —зав. редакцией М.М.ПОЛЕТАЕВА,

редакторы Т. Н. ПАРФЕНОВА, В. А. ПРОТОПОПОВА.

Группа библиографии — зав. редакцией В. А. СТУЛОВ, ст. редактор В. Г. СО­КОЛОВА.

Группа транскрипции и этимологии — ст. науч. редактор Л. Ф. РИФ, науч­ные редакторы М. Д. ДРИНЕВИЧ, Н. П. ДАНИЛОВА, Р. М. СПИРИДОНОВА.

Группа сопоставления и проверки фактов — руководитель группы Г. М. ЛЕБЕДЕВА, редакторы Ю. К. ЗАСС, В. Р. КЕЙМАХ.

Проверка цитат — Г. И. ЛАЧИНА.

Отдел комплектования — зав. отделом Р. Б. ИВАННИКОВА.

Техническая редакция — зав редакцией А. В. РАДИШЕВСКАЯ, ст. художе­ственно-технический редактор Л. А. ЛЕБЕДЕВА. Корректорская — зав. корректорской М. В. АКИМОВА.

Главный художник издательства — Л. Ф. ШКАНОВ.

(С) ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1983.

A

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15.7.1901, Салер-но,— 1977, Турин), итал. философ-идеалист, предста­витель экзистенциализма. В отличие от пессимистич., «негативного» умонастроения нем. и франц. экзистен­циалистов, А. обосновывал оптимистич. прогнозы чело-веч, существования — т. н. позитивный экзистенциа­лизм. Отвергая естеств.-науч. и историч. детерминизм, А. абсолютизировал категорию возможности. Он вы­двигал универс. формулу «возможность возможности», означающую, что выбор должен осуществляться так, чтобы исключалась невозможность последующего вы­бора. А. признавал совместимость науч. познания с ре-лиг, верой, эмпиризма с иррационализмом. Автор ра­бот по истории философии, истории науч. познания, а также социологии, эстетике, совр. физике.

* La struttura dell'esistenza, Torino, 1939; L'esistenzialismo po-sitivo, Torino, 1948; Storia del pensiero scientifieo, v. l—3, Tori­no, 1951—53; Introduzrone all'esistenzialismo, [Mil,, І9703]; Di-zionario di iilosofia, 6Torino,-19712]; Storia della filosofia, v. 1—3, Torino, 19743.

• Эфир ob С. Α., Итал. «позитивный экзистенциализм», в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; е г о ж е, Итал. бурж. фи­лософия 20 в., М., 1968, гл. 4; G i a n n i n i G., L'esistenzialis­mo positivo di N. Abbagnano, Brescia, 1956.

АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. исто­рия любви А. к Элоизе закончилась уходом их в мона­стырь (1119).

Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроиз­водящее нек-рые черты аристотелевой концепции и по­лучившее назв. концептуализма: универсалии не обла­дают самостоят, реальностью, реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают извест­ную реальность в сфере ума в качестве понятий, пред­ставляющих собой результат абстрагирующей дея­тельности ума, обособления им отд. свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в акте чувств, созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств, уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич. законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо восприни­мать множество вещей нек-рого вида, а также схваты­вать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования).

В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовав­шего, чтобы разум формировался на основе веры («ве­рую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособля­ется от веры и становится её предварит, условием («по­нимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церк. таинства, не подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитет церк. преда­ния и догматики должен быть удостоверен разумом. Ло­гич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде слу­чаев расходился с принятым толкованием. Теологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью — на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

В центре этики А.— вопрос о сущности греха, к-рый он определяет как согласие на недолжное, на зло, на­мерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и

оценке. Закон должен предшествовать принятию воле­вого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. закон религ. жизни, свободны от вины. Одна­ко в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины от­носится им только к сфере человеч. деятельности и знания.

А.— один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет» («Sie et поп»)], намеченного им как логи­ческий анализ противоположных суждений по к.-л. вопросу.

• Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V. Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Münster, 1919—33; в рус. пер.— Ис­тория моих бедствий, М., 1959.

• Г а у с p а т А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Φ е-дотов Г. П., А., П., 1924; RemusatCh. de, Abelard, sä vie, sä Philosophie et sä theologie, nouy. ed., v. 1—2, P., 1855; O t t a v i a n o C., Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma, 1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard, P., 1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T., Introduziöne a Abelardo, Roma, 1974.

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неогра­ниченный), понятие идеалистич. философии, обозначаю­щее духовное первоначало всего сущего, к-рое мыслит­ся как нечто единое, всеобщее, безначальное и беско­нечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Термин «А.» впервые был применён в кон. 18 в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, к-рые использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом (1800). По содер­жанию понятие А. близко к таким понятиям, как «пер-водвигатель» (Аристотель), «абс. „Я"» (Фихте), «не­познаваемое» (Спенсер) и др. Для Гегеля высшее опре­деление А. состоит в том, что А. есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общест­ва и достигший завершённости в самосознании. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и др. сто­ронников «абс. идеализма», отождествляющих её с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, к-рое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся «непосредств. опытом». Брэдли от­рицал личностный характер А. и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь её «основой» или «предпосылкой».

Диалектич. материализм, отвергая представление об А. как о неизменной и «самодостаточной» сущности, утверждает, что единств, бесконечной и неуничтожи­мой основой мира является вечно движущаяся и разви­вающаяся материя.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ, основная категория филосо­фии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). А. и. своим содержанием имеет процесс своего же собственного рас­крытия в виде последоват. движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённо­сти, её раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущ­ности. Разворачивая своё содержание от первой кате­гории (бытие) до последней (А. и.), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой в системе несливаю­щихся, но органически соединённых смыслов. А. и.

как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания (теоретнч. идеи), дан­ное в форме понятия, постигающего себя. Гегель счи­тает, что в этом смысле А. и. тождественна аристоте­левскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап самодвижения А. и.— природа, т. е. «от­пустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и. Раскрывая содержание в «ином», к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.— проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат, соединение единичного со все­общим и воплощая полноту А. и.

• см. к ст. Гегель.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, категории материалистич. диалектики. Абсолютное — безуслов­ное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеоб­щее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались как вы­ражение единства и противоположности мира види­мых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в др.-греч. философии определя­лось как сторона совершенства, завершённости, само­достаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе». У Аристоте­ля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому. В ср.-век. фило­софии господствовало религ. толкование абсолютного как «божественного», противостоящего относительно­му — «земному», «мирскому». В философии нового вре­мени (в особенности в нем. классич. идеализме) выде­ляются различные аспекты А. и о., к-рые раскрывают­ся в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т. п. В целом для метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из понимания относительного толь­ко как релятивного, исключающего момент абсолют­ности. Различным формам абсолютного идеализма при­суща трактовка абсолютного в отрыве от его противопо­ложного момента — релятивности; абсолютное понима­ется в качестве самодовлеющей сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич. диалектики противополож­ность А. и о. не исключает, а предполагает их един­ство. С одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в относительном и через относительное. Формой этой реализации вы­ступает бесконечное как выражение неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскры­вает относит, моменты в его структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы отно­сит, моментов и тем самым характеризует данное абсо­лютное как относительно абсолютное. Так, абсолют­ность материи реально раскрывается посредством бес­конечности её преходящих, относит, форм существова­ния. С др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент самостоятельности и как сто­рона перехода, движения к безусловному, непрелож­ному. Об абсолютной и относительной истине см. в ст. Истина.

• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и «о.» в историко-филос. освещении, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по фило­софии. 8», 1965, в. 165; Л евин Г. Д., Категории «А.» и «о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, № 5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ, в филос. системе Гегеля заклю­чит, ивено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абс. знанию. Фор-