680 Теософия
ния, отражения объективного мира. Процесс человеч. отражения, т. о., понимается в неразрывной связи с процессом материального и идеального творчества.
История Т. п. доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критич. анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) науч. данных. Однако Т. п. не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера филос. знания задолго до появле-ния совр. науки; к тому же не всякое метанауч. исследование носит гносеологич. характер. Как анализ ло-гич. структуры той или иной конкретной науч. теории (напр., метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата совр. формальной логики связей между элементами языка целых классов науч. теорий (т. н. логич. анализ языка науки) сами по себе не являются гносеологич. исследованиями. Теоретико-познават. истолкование науки начинается там, где теоретич. конструкции интерпретируются с т. зр. их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной науч. области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирич. данных, подтверждающих теорию с т. зр. их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематич. знания. Гносеологич. интерпретация конкретных науч. теорий выступает, с одной стороны, как приложение нек-рых общих принципов Т. п. к анализу спец. случаев, с другой — как своеобразная ассимиляция новых науч. результатов для уточнения, а иногда и пересмотра нек-рых общих гносеологич. постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологич. интерпретации её результатов.
• Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; его же, Экономическо-филос. рукописи 1844 года, там же, т. 42; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ЛСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и Т. п., М., 1963; X и л л Т. И., Совр. Т. п., пер. с англ., М., 1965; Совр. проблемы Т. п. диалектич. материализма, т. 2, М., 1970; Ленинская теория отражения и совр. наука, [т. 1—3], София, 1973; К о п-нин П. В., Гносеологич. и логич. основы науки, М., 1974; Диалектика науч. познания, М., 1978; Проблемы материали-стич. диалектики как Т. п., М., 1979; Лекторский В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980. В. А. Лекторский.
ТЕОСОФИЯ (от греч. eςó — бог и σοφία — мудрость, знание), 1) в широком смысле слова — мистич. богопо-знание (см. Мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопаги-та синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христ. традиции,— Я. Бё-ме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения синтеза мистич. богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Т.» у Вл. Соловьёва.
2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Б. П. Блаватской (1831—91; соч. «Тайная доктрина» — «The secret doctrine», v. 1—2, 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении человеч. души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и нек-рых элементов гностицизма. Отбрасывая «историч. формы религии», Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов
и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной к.-л. определ. догматикой. Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестеств. способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немного-числ. «посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом. Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, к-рая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религий, к-рые она пытается заместить собой.
• Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М—Л.,1965; G u 6 n o n R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; B ich l ma i r G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.
ТЕОФРАСТ, Феофраст (Θεόφραστος) (ок. 370, Эрес на Лесбосе,— между 288 и 285 до н. э., Афины), др.-греч. философ и учёный, крупнейший представитель перипатетической школы. Друг, сотрудник и преемник Аристотеля, с 322 и до конца жизни схоларх Ли-кея. Биография Т. изложена у Диогена Лаэртия (V 2, 36—57); кроме подлинного завещания, важного для истории Ликея, Диоген сохранил 4 каталога (частично дублирующих друг друга) соч. Т., из к-рых первые два составлены в Александрийской библиотеке.
От огромного наследства Т. до нас дошла ничтожная часть: логич. фрагменты (изд. с комм.: I. М. Во-chenski, La logique de Theophraste, 1947; A. Graeser, Die logischen Fragmente des Theophrast, 1973; L. Repi-ci, La logica di Teofrasto..., 1977), небольшой трактат «Метафизика» (Metaphysics, ed. W. D. ross and F. H. Fobes, 1929, repr. 1967), фрагменты «О душе» (изд. с комм. в кн.: E. Barbotin, La theorie aristotelici-enne de l'intellect d'apres Theophraste, 1954, p. 245—88) и значит. отрывок «Об ощущениях» с критикой досокра-товских теорий (изд. в кн.: H. Diels, Doxographi Graeci, 1879, p. 499—527; с комм. G. M. Stratton, Theophrastus and the Greek physiological psychology before Aristotle, 1917, repr. 1964; рус. пер. Г. Ф. Церетели в приложении к кн.: П. Таннери, Первые шаги др.-греч. науки, 1902; иногда считается частью «Мнений физиков»), малые естеств. науч. трактаты (вероятно, извлечения из «Физики»): «О камнях», «Об огне», «О запахах», «О ветрах», «О приметах погоды» и др. Наиболее значительны по объёму из сохранившихся соч. Т. два трактата о растениях, заложившие фундамент европ. ботаники. Этич. трактаты (минимум 17) полностью утрачены, сохранились только «Нравств. характеры» с описанием 30 ха-рактерологич. типов, отклоняющихся от норм поведения,— соч., принёсшее Т. в новое время наибольшую славу, вызвавшее множество подражаний и лучше всего изученное. Из соч. по религии благодаря Порфирию в значит. мере сохранился трактат «О благочестии», проповедующий родство всего живого и запрещающий кровавые жертвы [изд. W. Pötscher, Theophrastos,
Περί ευσέβειας, 1964 (Philosophia antiqua, v. XI)]. Полностью утрачены политич. соч., из к-рых грандиозные «Законы» в 24 кн. (описание социально-политич. институтов греч. гос-в) были одним из самых влият. трудов Т. в древности; фрагменты собраны Хагером (см. H. Hager, «Journal of Philology», 1927, v. 6, № 1). От многочисл. книг по риторике (16 трактатов), поэтике и музыке остались только фрагменты трактата «О стиле». Исключительны заслуги Т. в истории науки и философии: 16 книг «Мнений физиков» положили начало древней доксографии и послужили одним из осн. ис-
точников наших знаний о досократиках (см. Доксо-графы). В идущую от древности и в значит. мере верную традиц. характеристику Т. как философа, «трактующего темы, которые до него трактовал Аристотель» (Цицерон, de fin. 1, 6), новейшие исследования внесли много поправок. В ботанике и истории философии Т. был первопроходцем, в логике он проложил путь стоицизму, в физике (отход от телеологич. понимания природы, возможно — отказ от эфира и т. д.) — детерминизму Стратона; в этике он выдвинул на первый план понятие «природы» (цель этики — осуществление «естеств. задатков»); его концепция религии («благочестия») — одна из вершин антич. гуманности. При Т. происходит упрочение и расцвет Ликея (отчасти благодаря покровительству Деметрия Фалерского), его лекции посещают до 2 тыс. слушателей (Диоген Лаэртий V 37), в т. ч. Деметрий, Менандр и Эрасистрат; соч. Т. имели многовековое влияние в древности (Цицерон, Сенека, Плутарх, Порфирий, комментаторы Аристотеля) и в ср. века, в т. ч. на араб. и сирийскую науку.
• в рус. пер.: Исследование о растениях, пер. M. E. Сергеен-ко, М., 1951; Характеры, пер. Г. А. Стратановского, Л 1974
• Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич. идей от античности до эпохи Возрождения, М., 1974, с. 88-92; Regenbogen O., Theophrastos von Eresos, в кн.: re, Suppl. VII, 1940, col. 1354—1562; Reale G., Teofrasto e la sua aporetica metafisica, Brescia, 1964; Steinmetz P., Die Physik des Theophrastos von Eresos, Bad Homburg — Z., 1964; Mo via G., Anima e Intelletto. Ricerche sulla psicolo-gia peripatetica da Teofrasto a Cratippo, Padova, 1968; Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrast, hrsg v I During Hdlb., 1969; Pötscher W., Strukturprobleme der aristotelischen und theophrastlschen Gottesvorstellung, Leiden, 1970.
А. В. Лебедев.
ТЕРМ (англ. term, франц. terme, от лат. terminus — граница, предел, позднее — выражение, определение), в логико-математич. исчислении — аналог подлежащего или дополнения естеств. языков, т. е. выражение, обозначающее (или описывающее — см. Дескрипция) к.-л. объект из универсума — предметной области предполагаемой модели этого исчисления. Частным случаем Т. являются переменные.
ТЕРМИН (от лат. terminus — граница, предел, конец),
1) имя с оттенком спец. (науч.) его значения, уточняемого в контексте к.-л. теории или отрасли знания.
2) В антич. философии — понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым её чувств. образам (аналог совр. понятия «закон»). 3) В аристотелевской силлогистике и традиц. логике — элементы суждений, входящих в состав силлогизма: субъекты и предикаты его заключения и посылок. Субъект заключения наз. меньшим Т., его предикат — большим Т., а Т., общий посылкам,— средним Т.
ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок. 160, Карфаген,— после 220, там же), христ. богослов и писатель. Выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов».
Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если совр. ему христ. мыслители стремились привести библейские учения и греч. философию в единую систему, то Т. всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике против абстрактного теоретич. разума Т. подчёркивает права «естественного» практич. рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно рим. стоицизма. Он развёртывает программу возвращения к природе
ТЕРТУЛЛИАН 681
не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр чело-веч, души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистико-психологич., так и в сенсуалистико-реалистич. аспектах. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистич. тенденциям; всё сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, к-рое, впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т.— тоска по эсхатологич. концу истории. Рим. гос. порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное бойкотирование политики.
• Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 76, Vindobonae, 1890—1957; в рус. пер.— Творения, ч. 1, К., 1910.
• Попов К., Т., К., 1880; Ш т е р н о в Н., Т., пресвитер карфагенский, Курен, 1889; Преображенский П. Ф., Т. и Рим, М., 1926: Barnes T. D., Тег-tullian. A historical and literary study, Oxf., 1971.
ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения к-рых позволяет измерять нек-рые психофизиологич. и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Т. начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретич. основы тестирования были разработаны англ. психологом Ф. Гальтоном (1883). Термин «Т.» впервые ввёл амер. психолог Дж. Кеттел (1890). Франц. психолог А. Бине применил принцип тестологич. исследований к высшим психич. функциям человека: в его серию Т. (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетич. и этич. чувства и т. д. Нем. психолог В. Штерн ввёл коэффициент интеллектуальности (1911).
В нач. 20 в. начинают разграничиваться психологич. и педагогич. направления в разработке Т. Первый стандартизированный педагогич. Т. был составлен амер. психологом Э. Торндайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математич. методов. Ста-тистич. методы К. Спирмена (в частности, применение факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т. Прогнозирование развития личности породило особый вид Т., основывающихся гл. обр. на методах глубинной психологии,— проективные Т. (напр., тесты Роршаха). Практич. использование Т. в совр. психологии связано гл. обр. с диагностированием отд. личностных характеристик человека, выражаемых че-
рез количеств. показатели. Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и за рубежом, Таганрог, 1969; Психологич. диагностика. Сб. ст., М., 1981; Аванесов В. С., Тесты в социологам, исследовании, М., 1982; G r o n b а с h L. J., Essentials of psychological testing, N. Y., 19602; Anastasi A., Psychological testing, L., 19693.
ТЕХНИКА (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы. Т. (вместе с людьми, создающими её и приводящими в действие) образует составную часть производит. сил общества и является показателем тех обществ. отношений, при к-рых совершается труд, составляет материальный базис каждой обществ. формации.
Совр. Т. можно разделить на след. функциональные отрасли: производств. Т., Т. транспорта я связи, Т. науч. исследований, воен. Т., Т. процесса обучения, Т. культуры и быта, мед. Т., Т. управления. Нек-рые из развитых областей Т. (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на Т. пассивную и активную. Пассивная Т. включает: связующую систему произ-ва (особенно в химич. пром-сти); производств.
помещения; технич. сооружения наземной свя-
- Энциклопедический словарь
- Философский
- Москва «советская энциклопедия»
- 6 Абсолютное
- 8 Абстракция
- Австромарксизм 9
- 10 Автогенез
- 14 Адлер
- 16 Аккультурация
- 18 Алан
- 20 Аллегория
- 22 Анаксагор
- 24 Аналитические
- 26 Ансельм
- 28 Антиномия
- 30 Антиципация
- 32 Апостериори
- 34 Аристотелизм
- 36 Аристотель
- 38 Аркесилай
- 40 Астика
- Атомистика 41
- 42 Атрибут
- 44 Бадараяна
- 46 Баумгартен
- 48 Белл
- 50 Бердяев
- 52 Берталанфи
- 54 Биологическое
- 56 Боас
- 58 Богословско
- 62 Брйджмен
- 64 Буддхи
- 66 Буржуазная
- 68 Буриданов
- Бытие 69
- 70 Быховский
- 72 Бюхнер
- 76 Веблен
- 78 Верификация
- 80 «Вехи»
- 84 Винцент
- 86 Влечение
- 88 Война
- 90 Вольф
- 92 Вопросы
- 94 Время
- 96 Вульгарный
- 98 Выготский
- 100 Гальтон
- 102 Гартли
- 104 Гегельянство
- 106 Гейлинкс
- 108 Географическая
- 110 Гербарт
- 112 Герметизм
- 116 Гипотетико
- 118 Глубинная
- 120 Гобино
- 122 Государственный
- 124 Государство
- 126 Готама
- 128 Грех
- 130 Гудмен
- 132 Гуны
- 134 Дамаский
- 136 Дарвинизм
- 138 Движение
- 140 Деидеологизация
- 142 Декадентство
- 144 Деметрий
- 146 Демократия
- 148 Демонстрация
- 150 Дешан
- 152 Джаймини
- 154 Дзэн
- 156 Диалектика
- 158 Диалектика
- 160 Диалектический
- 162 Диалектический
- 164 Дизъюнкция
- 166 Диктатура
- 168 Диоген
- 170 Дифференциальная
- 172 Добролюбов
- 174 Доказательство
- 176 Достаточного
- 178 Дуализм
- 180 Дхарма
- 182 Дюэм
- 184 Ересь
- 186 Жизнь
- 188 Заблуждение
- 190 Защитные
- 192 Знанецкий
- 194 Ибн сина
- 196 Идеализация
- 198 Идеи
- 200 Идеология
- 202 Иероглифов
- 204 Императив
- 206 Индивид
- 208 Индустриальное
- 210 Интеграция
- 212 Интеллигибельный
- 214 Интериоризация
- 216 Интроспективная
- 220 Иовчук
- 222 Исключённого
- 224 Ислам
- 226 Исследование
- 228 Исторический
- 230 Исторический
- 232 История
- 234 Исчисление
- 236 Йогачара
- 238 Кабанис
- 240 Казуистика
- 244 Кан ювэй
- 246 Капитализм
- 248 Каппадокийский
- 250 Касб
- 252 «Катедер-социализм»
- 254 Кедворт
- 256 Киреевский
- 258 Классовая
- 260 Классы
- 262 Клаус
- 264 Коллектив
- 266 Коммунизм
- 268 Коммунизм
- 270 Коммунистическое
- 272 Кондильяк
- 274 Конструктивная
- 276 Конформизм
- 278 Конфуций
- 280 Корнфорт
- 282 Котарбиньский
- 284 Крижанич
- 286 Критика
- 288 Критика
- 290 Кроссер
- 292 Куайн
- 294 Культура
- 298 Лавров
- 300 Ламенне
- 302 Лебон
- 304 Легизм
- 306 Ленин
- 308 Ленин
- 310 Лесевич
- 312 Либкнехт
- 314 Ликей
- 316 Логика
- 318 Логика
- 320 Логика
- 322 Логические
- 324 Локаята
- 326 Лосский
- 328 Лу цзююань
- 330 Людвиг
- 332 Мабли
- 334 Макиавелли
- 336 Малиновский
- 338 Манифест
- 340 Манхейм
- 342 Маркович
- 344 Марксизм-ленинизм
- 346 Марксизм-ленинизм
- 348 Массовая
- 350 Материализм
- 352 Материализм
- 354 Материя
- 356 Махизм
- 358 Мелисс
- 360 Меньшевиствующий
- 362 Метафизика
- 364 Метаязык
- 366 Методология
- 368 Метриопатия
- 370 Микросоциология
- 372 Мимесис
- 374 Мирное
- 376 Мистика
- 378 Мифы
- 380 Михельс
- 382 Модель
- 384 Мокша
- 386 Монизм
- 388 Морган
- 392 Мэйо
- 394 Навья-ньяя
- 396 Народная
- 398 Народность
- 400 Народонаселение
- 402 Настика
- 404 Наука
- 406 Наука
- 408 Научно-техническая
- 410 Научно-технический
- 412 Научный
- 414 Национализм
- 416 Национальный
- 418 Начала
- 420 Недонсель
- 422 Необходимость
- 424 Неодаосизм
- 426 «Неомарксизм»
- 428 Неопозитивизм
- 430 Неосхоластика
- 432 Неоэволюционизм
- 434 Непротиворечивость
- 438 Нищета
- 440 Новый
- 442 Ноумен
- 444 «О душе»
- 448 Общественное
- 450 Общественные
- 452 Община
- 454 Объективный
- 456 Оккамизм
- 458 Онтология
- 460 Определение
- 462 Оптимизм
- 464 Организмические
- 466 Ортега-и-гасет
- 468 Основной
- 470 Отношение
- 472 Отчуждение
- 474 Павлов
- 476 Панентеизм
- 478 Парацельс
- 480 Парсонс
- 482 Партия
- 484 Патриотизм
- 486 Первобытнообщинная
- 488 Переход
- 490 Перцепция
- 492 Пиаже
- 494 Пифагор
- 496 Платон
- 498 Платонизм
- 500 Плеханов
- 502 Плутарх
- 504 Поведение
- 506 Познай
- 508 «Политика»
- 510 Политическая
- 512 Политцер
- 514 Поппер
- 516 Порецкий
- 518 Потребности
- 520 Правило
- 522 Прагматика
- 524 Пратитьясамутпада
- 526 Предметность
- 528 Престиж
- 530 Природа
- 532 Причинность
- 534 Прогресс
- 536 Производительные
- 538 Происхождение
- 540 Пропедевтика
- 542 Протагор
- 544 Противоположность
- 546 Противоречия
- 548 Психоанализ
- 550 Психология
- 552 Птолемей
- 554 Рабовладельческая
- 556 Рабочий
- 558 Равенство
- 560 Радищев
- 562 Разделение
- 564 Различие
- 566 Расово-
- 568 Расы
- 570 Реализм
- 572 Реальность
- 574 Революция
- 576 Рейхенбах
- 578 Релятивизм
- 580 Реформа
- 582 Речь
- 584 Риккерт
- 586 Робине
- 588 Ростоу
- 590 Самадхи
- 592 Санкции
- 594 Сатья
- 596 Свобода
- 598 Свободомыслие
- 600 Селлерс
- 602 Семь
- 604 Сенека
- 606 Сигер
- 608 Симметрия
- 610 Сирацкий
- 612 Система
- 614 Скандха
- 616 Служащие
- 618 Смирнов
- 620 Совесть
- 622 Созерцание
- 624 Сознательность
- 626 Соловьёв
- 628 Софизм
- 630 Социализм
- 632 Социалистическая
- Социалистический 633
- 634 Социалистическое
- 636 Социальная
- 638 Социальный
- 640 Социологические
- 642 Социология
- 644 Социометрия
- 646 Спенсер
- 648 Спиритуализм
- 650 Справедливость
- 652 Средний
- 654 Стереотип
- 656 Страта
- 658 Структурно
- 660 Сублимация
- 662 Субъективный
- 664 Сумма
- 666 Сущность
- 670 Тарский
- 672 Теизм
- 674 Темперамент
- 676 Теология
- 678 Теория
- 680 Теософия
- 682 Тест
- 684 Тимашев
- 686 Титченер
- 688 Тойнби
- 690 Торо
- 692 Традиция
- 694 Трансцендентальный
- 696 Труд
- 698 Турен
- 700 Уайтхед
- 702 Универсалии
- 704 Уотсон
- 706 Урбанизация
- 708 Установка
- 710 Утопия
- 712 Файхингер
- 714 Фашизм
- 716 Фейерабенд
- 718 Феноменологическая
- 720 Феодализм
- 722 Феодальный
- 724 Физикализм
- 726 Филон
- 728 Философия
- 730 Философия
- 732 Философия
- 734 Философия
- 736 Философские
- 738 Философские
- 740 Философский
- 742 Фишер
- 744 Формализм
- 746 Формация
- 748 Франкфуртская
- 750 Фрустрация
- 752 Футурология
- 756 Холизм
- 758 Христианство
- 760 Художественный
- 762 Целесообразность
- 764 Ценностные
- 766 Цинизм
- 770 Человек
- 772 Чернышевский
- 774 Чикагская
- 776 Чувства
- 778 Шартрская
- 780 Шеллингианство
- 782 Шинкарук
- 784 Шпенглер
- 786 Щепаньский
- 788 Эйхгорн
- 790 Экология
- 792 Эксперимент
- 794 Элиты
- 796 Эмпедокл
- 798 Энгельс
- 800 Энергия
- 802 Эпигенез
- 804 Эразм
- 806 Эстетика
- 808 Эсхатология
- 810 Этика
- 812 Этнометодология
- 814 Юмор
- 816 Язык
- Основные сокращения
- Именной указатель
- А в т ор ы словаря*