logo search
Философский энциклопедический словарь

670 Тарский

В 18 в. Кант специально анализирует творч. деятель­ность в учении о продуктивной способности воображе­ния. Последняя есть единство сознат. и бессознат. дея-тельностей, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит при­рода, с той разницей, что этот объективный, т. е. бес­сознат., процесс протекает всё же в субъективности че­ловека и, стало быть, опосредствован его свободой. Сог­ласно Шеллингу и йенским романтикам, Т., и прежде всего Т. художника и философа,— высшая форма че­ловеч. деятельности; здесь человек соприкасается с аб­солютом.

В идеаяистич. философии кон. 19 — 20 вв. Т. рас­сматривается по преимуществу в его противоположно­сти механически-технич. деятельности. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция Т. дана Берг­соном: Т. как непрерывное рождение нового составля­ет сущность жизни; оно есть нечто объективно совер­шающееся (в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании — в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т. е. как нек-рое иррациональное начало свободы, экста­тический прорыв природной необходимости и разум­ной целесообразности, выход за пределы природно­го и социального, вообще «посюстороннего» мира. В таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, ин­струментализм и близкие к ним варианты неопозити­визма, Т. рассматривается с односторонне прагматист-ской т. зр. прежде всего как изобретательство, цель к-рого — решать задачу, поставленную определ. ситуа­цией (Дьюи). Др. вариант интеллектуалистич. понима­ния Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (Александер, Уайтхед, Гуссерль, Н. Гартман и др.). Основой Т. оказывается не деятель­ность, как в инструментализме, а скорее интеллекту­альное созерцание, так что это направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму.

П. П. Гайденко.

Марксистское понимание Т., противостоящее идеа-лиотич. и метафизич. концепциям, исходит из того, что Т,— это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объ­ективных законов действительности. Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью (по ха­рактеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-историч. (а не только индивидуальной) уникальностью, Человеч. сознание, по словам В. И. Ле­нина, «...не только отражает объективный мир, но и творит его» (ПСС, т. 29, с. 194).

Диалектич. материализм отвергает т. зр., согласно к-рой природа тоже творит. В природе происходит про­цесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца — субъекта творч. деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы и предпосылки Т. имеются и у высших животных, но своё специфич. вы­ражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.

Одним из необходимых условий развития науч. и художеств. Т. является свобода критики, творч, дис­куссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними мето­дов, критич. отношение к традиции. Ленин писал, что для Т. «... необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» (там же, т. 12, с. 101). Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития личности как гл. пред­посылки Т., создание условий для свободного творч. труда. А. Г. Спиркин.

В психологии Т. изучается как психологический про­цесс созидания нового и как совокупность свойств лич­ности, к-рые обеспечивают её включённость в этот процесс.

Т. как процесс рассматривалось первоначально ис­ходя из самоотчётов деятелей иск-ва и науки (описание «вдохновения», «мук Т.» и т. п.). Нек-рые крупные ес­тествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кен-нон и др.) выделили в этих самоотчётах неск, стадий в процессе Т.— от зарождения замысла до момента (к-рый нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Англ. учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творч. процесс на 4 фазы: подготовку, соз­ревание (идеи), озарение и проверку. Так как гл. звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило до­водом в пользу концепций, отводивших решающую роль в Т. подсознат. и иррациональному факторам. Од­нако экспериментальная психология показала, что бес­сознательное и сознательное, интуитивное и рассудоч­ное в процессе Т. дополняют друг друга.

Совокупность психич. свойств, характерных для творч. личности, стала объектом конкретно-науч. изу­чения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Положение Гальтона о наследств. характере способности к Т. было подвергнуто в дальнейшем крити­ке в психологич. науке (работы швейц. учёного А. Де-кандоля и др.), как и сближение гениальности с психич. расстройством у Ломброзо и др. Интерес к исследованию психологич. аспектов Т. (особенно научного) резко обострился в сер. 20 в. под воздейст­вием науч.-технич. революции. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности тра-диц. тестов, к-рые часто давали низкую оценку умст­венных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность, нестандартность мышления. Разрабатываются новые системы тестов для определе­ния (с помощью факторного анализа и др. статистич. ме­тодов) творч. признаков личности. Особая роль при­даётся воображению, гибкости ума, дивергентному (т. е. расходящемуся в различных направлениях) мыш­лению, а также внутр. мотивации Т. Разрабатываются методики стимуляции группового Т., среди к-рых на­ибольшую популярность в США приобрели «брейн-шторминг» и синектика. Первый исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адапта­ции к внеш. среде, препятствуют выявлению творч. воз­можностей ума; нейтрализация этих барьерных меха­низмов достигается разделением двух этапов процес­са Т.— генерирования идей и их критич. оценки (ин­дивиды, входящие в группу, сначала производят воз­можно больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наи­более оригинальные и перспективные). Синектика ста­вит целью актуализацию интуитивных и эмоциональ­ных компонентов умств. деятельности в условиях груп­пового Т.

Успехи кибернетики, передача технич. устройствам поддающихся формализации умств. операций резко повысили интерес к творч. действиям личности, слособ-ностям, к-рые не могут быть формализированы. Пред­принимаются также попытки технич. моделирования процесса поиска и открытия нового знания (см. Эврис­тика).

* Грузенберг С. О., Гений и Т., Л., 1924; Науч. ,, М., 1969; Проблемы науч. Т. в совр. психологии, Μ., 1971, Художеств и науч. Т., Л., 1972; Creativity and its cultivation, N.Y., 1959; Scientific creativity, N.Y.— L., 1963.

М. Г. Ярошевский.

ТЕЗИС (греч. έσις — положение, утверждение), 1) ос­новополагающее утверждение в нек-рой концепции или теории. 2) В философии Гегеля — исходный момент в процессе диалектич. развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезом триаду. 3) В логике Т. принято называть утверждения, подлежащие аргументации или доказательству. В этом смысле термин «Т.» использует-

ся как синоним термина «теорема» (в отличие от аксиом, определений или постулатов). Вместе с тем в логике и математике Т. называют и такие утверждения, к-рые, не являясь логически или математически строгими ут­верждениями, не могут быть дедуктивно доказаны, но необходимы для уяснения вполне строгих (с логич. или математич. т. зр.) понятий; подобные утвержде­ния можно сравнить с естеств.-науч. гипотезами.

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ», название небольшой ру­кописи К. Маркса, состоящей из 11 тезисов, к-рые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.) 1845. Написание тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», к-рый возник у Марк­са и Ф. Энгельса в это время. Они представляют собой набросок идей, подлежавших разработке в 1-й гл. «Не­мецкой идеологии» («Фейербах»). По определению Эн­гельса, это — «...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 21, с. 371).

Центр. идея тезисов — решающая роль материальной революц. практики в жизни общества. Практика есть исходный пункт, основа, критерий и цель познания. Введение Марксом категории практики в теорию по­знания означало подлинную революцию в гносеологии и явилось одним из главных элементов революц. перево­рота в философии.

Определяя своё мировоззрение как новый материа­лизм, Маркс подвергает критике и прежний материа­лизм за его созерцательность, и идеализм за сведение практики к чисто теоретич. деятельности. В противо­положность идеализму Маркс подчёркивает: чтобы изменить действительность, недостаточно чисто тео­ретич. критики, необходима практически-критическая, революц. деятельность, необходимо изменить не толь­ко сознание, но и бытие. Только в процессе революц. практики человек изменяет как окружающую его дей­ствительность, так и самого себя.

В противоположность метафизич. и антиисторич. представлениям Фейербаха о человеке как абстрактном изолированном индивиде Маркс формулирует одно из важнейших положений историч. материализма: сущ­ность человека есть совокупность всех обществ. отно­шений .

С позиций последовательного, пролет. атеизма Маркс решает вопрос об условиях преодоления религии. Он подчёркивает, что религия вырастает из противоречий её земной основы, из социальных антагонизмов, и для устранения религии необходимо революционизировать существующее общество. Впоследствии эта мысль была развита и получила классич. формулировку в 1-м т. «Капитала».

Созерцательности и метафизичности предшествующе­го материализма Маркс противопоставляет революц. практику, новый, диалектич. материализм как филос. основу коммунизма. Принцип нового мировоззрения он формулирует в заключит. тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело зак­лючается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там же, т. 3, с. 4). Не интерпретиро­вать мир так или иначе, чтобы примириться с существу­ющим, а действительно познать его, чтобы изменить мир,— таков подлинный смысл этого тезиса.

«Т. о Ф.» были впервые опубликованы Энгельсом, с нек-рыми ред. изменениями, в 1888 в приложении к отд. изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Первонач. вариант Маркса был опубликован в 1924 в «Архиве К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1—5, т. 21, с. 370—371, т. 42, с. 261 — 266; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 2, с. 347); Карл Маркс. Биография, М., 1973», гл. 3; Б а г а т у ρ и я Г. А., «Т. о Ф.» и «Нем. идеология», «Научно-информац. бюллетень сектора произведе-

ТЕЗИСЫ 671

ний К.Маркса и Ф. Энгельса», 1965, № 12; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 3, М., 1968; гл. 4; Ойзерман Т. И., Формирование философии марк­сизма, [М., 1974 '], ч. 2, гл. 1; Марксистская философия в 19 в., кн. 1, М., 1979, гл. 5.

ТЕИЗМ (от греч. δέος — бог), религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворив­шей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря­жающейся им (в ортодоксальном христианстве бог по­нимается как «триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постули­руется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации, т. е. природно-необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающей­ся сознат. активности бога в мире отделяет Т. от деиз­ма — отсюда характерные для Т. представления о божеств.

провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трёх генетически связанных религий — иудаизма, христи­анства и ислама. Термин впервые употреблён англ. философом Р. Кедвортом.

Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разно­видности религ. мировоззрения основывается на об­щих принципах критики всякого религ. сознания. См. Религия.

ТЕЙЛОРИЗМ, система организации труда и управле­ния произ-вом, возникшая в США на рубеже 19—20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса. Названа по имени амер. инж. Ф. У. Тейлора (F. W. Taylor; 1856—1915). Т. представляет собой со­вокупность разработанных им и его последователями методов организации и нормирования труда и управле­ния производств. процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на существ. повышение интенсивности и производительности тру­да. Т. предусматривает детальное исследование трудо­вых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения. Позже Т. послужил основой для совр. систем организации труда, применяемых в капитали-стич. странах.

В. И. Ленин называл систему Тейлора «"научной" системой выжимания пота» (ПСС, т. 23, с. 18), системой порабощения человека машиной (см. там же, т. 24, с. 369). Вместе с тем Ленин указывал, что эта система «...соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д.» (там же, т. 36, с. 189— 190). Обращая внимание на противоречивость и двойств. характер системы Тейлора, Ленин рекомендовал вы­явить содержащиеся в ней рациональные элементы и творчески их использовать. Ленинский анализ Т. и его рекомендации по использованию этой системы сыграли большую роль в разработке основ науч. орга­низации труда в СССР.

• Ленин В. И., «Научная» система выжимания пота, ПСС, т. 23; его же, Система Тейлора — порабощение чело­века машиной, там же, т. 24; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; Тейлор Ф. У., Науч. органи­зация труда, M., 19252; Мошенский М. Г., Ленинский анализ и современность, «Социалистич. труд», 1970, № 4.

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmüller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяю­щим влиянием Лейбница через посредство Лотце и