logo search
Философский энциклопедический словарь

672 Теизм

Гербарта. В целом учение Т. представляет собой свое­образный вариант христ. персонализма, противостоя­щий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия — личное «суб­станциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др. М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Ge­schichte der Begriffe, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschi­chte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.— Дар­винизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

* Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психоло­гии», 1894, кн. 24—25; Szylkarski W., Teichmüllers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь,— 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учё­ный (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и ка-толич. теолог. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Т. видел своё жизненное призвание в ра­дикальном обновлении христ. вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. наукой. За религ. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. догмы, Т. был лишён права преподавания, пуб­ликации своих филос.-теологич. сочинений и изгнан церк. властями из Франции. Более 20 лет прожил в Ки­тае. С целью палеонтологич. изысканий объездил все континенты. После повторного изгнания из Франции жил в США.

Осн. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал её статичность, к-рую стремился преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека — родоначальни­ка всего человечества, Т. считал, что человек — наи­более совершенный результат многотысячелетней эво­люции органич. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич. мира. Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эво­люции: «преджизнь» (литосфера),«жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).

Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуа­лизм, Т. определял свою филос. позицию как «мо­низм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Физиче­ской («тангенциальной») энергии, убывающей по зако­ну энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное начало имманентно всему сущему: как источник целост­ности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому. В живой материи сознание обретает психич. форму. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»).

Движущей силой эволюции является, согласно Т., целеустремлённое сознание («ортогенез»). Эволюция принимает у Т. телеологич. форму: её конечная при-тягат. сила — вершина прогресса — пункт «Омега» (символич. обозначение Христа). «Космогенез» превра­щается у Т. в «христогенез».

Появление человека, по Т.,— не завершение эволю­ции, а ключ к возрастающему совершенствованию ми­ра. Очеловечение сына божия (Т. оспаривает рождение Иисуса девой Марией) выражает исключит. роль чело­века в дальнейшей эволюции. Существующий мир не­совершенен. Человеч. страдания (символизируемые рас­пятием Христа) — стимул активного содействия чело­века совершенствованию бытия. Самосознание — источ­ник «персонализации» — влечёт за собой стремление к «социализации», понимаемой Т. как единодушие.

Социальные воззрения Т. носят гуманистич. харак­тер, но крайне утопичны. Обществ. прогресс основыва­ется у него на моральном начале — всеобщей любви,

нравств. побуждения облекаются в религ. оболочку; стремление «вперёд» сочетается со стремлением «ввысь». Социальный идеал Т. отождествляется со «вторым при­шествием» Христа. Т. о., теология у Т. перерастает в христологию.

Учение Т. получило широкое распространение в кру­гах интеллигенции как во Франции, так и в др. стра­нах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму.

* Oeuvres, v. l —13, P., 1955—76; в рус. пер.— Феномен че­ловека, М., 1965.

• Плужанский Т., Нек-рые черты воззрений Тейяр де Ш., в кн.: От Эразма Роттердамского до Б. Рассела, М., 1969; Бабосов E. M., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970; Пасика В. М., Теология и наука в интерпретации тейярдизма, в кн.: Наука и теология в XX в., М., 1972; Сахарова Т. А., От философии су­ществования к структурализму, М., 1974, с. 178—95; P i u-zau ski Т., Marksizm a fenomen Teilharda, [Warsz.j, 1967; Cuenot C., P. Teilhard de Chardin, [P., 1958]; С u y-p e i s H., Vocabulaire Teilhard de Chardin, P., 1963; B a u d-r у G. -H., Pierre Teilhard de Chardin. Bibliographie (1881 — 1972), Lille, 1972.

ТЁКЕИ (Tökei) Ференц (р. 3.10.1930, Будапешт), венг. философ и литературовед, чл.-корр. Венг. АН (1973). В 1969—72 директор Ин-та философии Венг. АН; с 1979 руководитель Отдела востоковедения Венг. АН. Осн. работы по проблемам истории, истории лит-ры и философии Китая, историч. материализма. Гос. пр. (1970).

• A kinai elegia születese. K'iü Jüan es kora, Bdpst, 1959; A kinai irodalom rövid törtenete, Bdpst, 1960 (совм. с P. Miklos); Kinai filozofia, köt. 1—3, Bdpst, 1962—67; Az"äzsiai termelesi mod"kerdesehez, Bdpst, 1975; Müfajelmelet kinäban a III— VI szäzadban. (Liu Hie elmelete a költöi müfajokrol), Bdpst, 1967; Antikvitäs es feudalizmus, Bdpst, 1969; Väzlatok a kinai irodalomrol, Bdpst, 1970; Sinologiai mühely, Bdpst, 1974; A szo-cializmus dialektikäjähoz, Bdpst, 1974; A tärsadalmi formäk marxista elmeletenek nehäny kerdese. Tanulmänyok, Bdpst, 1977; в рус. пер.— К теории обществ. формаций, М., 1975.

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрож­дения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.— «О природе вещей согласно её собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир. изд., libri l—9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Про­тивник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилосо­фия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Про­тивоположные стихии тепла и холода, по Т.,— глав­ные движущие начала всего, воздействующие на пас­сивную материю. Тепло — источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «ду­ха» (spiritus), присущего животным и человеку, у к-рого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опыт­ное познание Т. оказал большое влияние на Кампа-неллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

• Горфункель А. X., Философия эпохи Возрожде­ния, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio..., v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; T r o i-lo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. Υ., 1932; Abbagnano Ν., В. Telesio, Mil., 1941.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. τέλος род. падеж τέλεος — результат, завершение, цель и λόγος — слово, учение), идеалистич. учение о цели и целесообразности. В про­тивовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, от­вечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. Этот принцип «конечных причин» (causa finalis), согласно к-рому идеально постулируемая цель, конечный резуль­тат, оказывает объективное воздействие на ход процес­са, принимал разные формы в различных концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.— идеалистич. антропоморфизация природных про­цессов, приписывание цели природе, перенос на неё

способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща лишь человеч. деятельности.

Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внеш. целесообразности», устанавливае­мой якобы богом, в антропоцентрич. и утилитарной Т., согласно к-рой мир создан «ради целей человека» (Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т. е. приписывающей внутр. цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы вклю­чают бесконечную по содержанию цель своего «стрем­ления» (потенциальную цель), реализующуюся в про­цессе развития предмета. Эта внутр. цель являет­ся, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в нек-рый абсолют — энтелехию — как завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время разви­вались Лейбницем в его монадологии и учении о пред­установленной гармонии; они получили своё последо-ват. воплощение в учении Шеллинга о «мировой ду­ше», в объективном идеализме Гегеля.

В своеобразной форме идеи Т. развивал Кант. Созна­вая недостаточность концепции механич. детерминиз­ма в объяснении сложных процессов (прежде всего ор­ганич. жизни и человеч. деятельности), он постулиро­вал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключи­тельно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологич. «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристич. принципа.

В различных вариантах осн. формы Т. распрост­ранены в науке (витализм, неовитализм и др.) и фило­софии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).

В объяснении органич. целесообразности биологич. начиная с Дарвина и вплоть до совр. молекулярной био­логии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т. Объективные процессы, послужившие определ. основанием для «телеологич. мышления», по­лучили науч. объяснение в рамках диалектико-материа-листич. концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т. (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистич. Т.» имеют сугубо отрицат. значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «ква­зителеология» и пр., по существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения, вы­ражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминирован-ность результата действия (и соответственно направлен­ность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, к-рый тра­диционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый науч. подход — т. н. целевой под­ход как часть общего функционального анализа слож­ных органич. систем.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Фролов И. Т., Генетика и диалек­тика, М., 1968; его же, Органич. детерминизм, Т. и целевой подход в исследовании, «ВФ», 1970, № 10; На пути к теоретич. биологии, пер. с англ., М., 1970; Theiler W., Zur Ge­schichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches Denken, B., 1951; S с h m i t z J., Disput über das Teleologische Denken, Mainz, 1960; см. также лит. к ст. Целесообразность.

И. Т. Фролов.

ТЕЛОС (греч. τέλος — завершение, цель), термин др.-греч. философии, предназначение отд. вещей, человека

ТЕЛОС 673

или мира в целом. Представление о Т. формировалось в качестве антитезы учениям натурфилософов 6—5 вв. до н. э., считавших достаточными причинио-следств. объяснения устройства мира. Уже Платон в «Федоне» (97Ь—99с), не употребляя слова Т., критикует Анак­сагора за то, что тот не объясняет смысла и назначения устройства Вселенной, ограничиваясь механич. объяс­нениями. Одно из осн. положений философии Аристо­теля — «природа ничего не делает напрасно» («О душе» 432 b 22 и др.). При этом Аристотель рассматривал Т., т. е. цель существования вещей и Вселенной в це­лом, не как нечто заданное извне, а как имманентное свойство их природы. В стоицизме внутренне прису­щий миру Т. управляет космосом и является руково­дящим принципом поведения мудреца.

• HolwerdaD., ΤΕΛΟΣ, «Mnemosyne», 1963, ν. 16, .№ 4> ρ, 337—63; см. также ст. Телеология и лит. к ней.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надле­жащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. дея-тельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отд. пси­хич. процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три гл. компонента: общую активность инди­вида, его двигат. проявления и его эмоциональность.

В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие прояв­ления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в уче­нии Гиппократа — с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. κράσις — смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеч. ор­ганизме,—кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жид­костей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована Кантом («Антропология», 1798, рус. пер. 1900): сангвинич. Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический — горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступ­ков; меланхолический — глубиной и длительностью переживаний; флегматический — медлительностью, спо­койствием и слабостью внеш. выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера.

Попытка разработать морфологич. теорию Т. при­надлежит нем. психопатологу Э. Кречмеру (1888—1964), к-рый определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения. Напр., астенич. типу конституции соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимич.) Т. (замкнутость, уход во внутр. мир, несоответствие реакций внеш. стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий), пикническо-му типу — циклоидный (циклотимич.) Т. (соответствие реакций стимулам, открытость, мягкость и закруглён­ность движений и т. п.). В концепции амер. психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. консти­туции (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный), к-рым соответствуют три типа Т. Как И Кречмер, Шел-дон проводит мысль о фатальной соматич. обусловлен­ности самых разнообразных психич. черт личности, в т. ч. таких, к-рые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Теоретич. и экспериментальное обоснование веду­щей роли центр. нервной системы в динамич. особен­ностях поведения впервые дал И. П. Павлов. При разработке проблем типологии Т. сов. психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) исхо­дят из того, что свойства нервной системы — первич­ные и самые глубокие параметры психофизиологии, организации индивида.