logo search
Философский энциклопедический словарь

814 Юмор

пер.—Сочинения, т. 1—2, М., 1065; Хатчесон Ф., Ю. Д., Смит А., Эстетика, М., 1973.

• Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; его ж е, Л. Фейербах и конец классич. нем. философии, там же т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т. 18; Виноградов Н. Д., Философия Д. Ю. ч. 1—2, М., [1905—И]; Нарский И. С., Философия Д.Ю. М., 1967; его же, Д. Ю., М., 1973; Kemp-Smith N. The philosophy of D. Hume, L., 1949; Mac N a h b G. С. D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951; L e-r о у A. - L., D. Hume, P., 1953; B a s s o n A. H., D. Hume, Harmondsworth, 1958; Z a b е е h F., Hume, precursor of mo­dern empiricism, The Hague, 1960; F o r b e s D., Hume's phi­losophical politics, Camb., 1975; Jessop T. E., A biblio­graphy of D. Hume and of Scottish philosophy from Francis Hu-tcheson to .lord Balfour, L., 1938. И. С. Нарский.

ЮМОР (англ. humour — причуда, нрав, настроение, от лат. humor — влага, жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеч. тела, определяющем четыре темперамента, или характе­ра), особый вид комического, переживание противоречиво­сти явлений, соединяющее серьёзное и смешное и харак­теризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания Ю., в отличие от иро­нии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему ду­шевному строю человека, выступает как свойство его ха­рактера.

Своеобразие Ю. связано с тем, что в противополож­ность др. формам комического, исходящим из интел­лектуально постигаемого несоответствия между пре­тензией явления и его действит. сущностью, сводя­щим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполага­ет умение увидеть возвышенное в ограниченном и ма­лом, значительное в смешном и несовершенном. Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтож­ное или смешное, то Ю., наоборот, раскрывает серьё­зность и значительность того, что кажется смешным. В истории эстетики неоднократно отмечался «субъек­тивный» характер Ю. в противоположность «объектив­ному» характеру др. форм комического. Действитель­но, в Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного ему (как в иронии, сатире, остроте и т. п.), но скорее отождествляет себя с ним. Внутр. участие в том, что представляет­ся смешным, — специфич. черта Ю. В нём нет той конвульсивной напряжённости отталкивания, к-рая ха­рактеризует др. виды смеха: внеш. выражением Ю. яв­ляется скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или амбивалентного хара­ктера: это не осмеяние, свойственное сатире, не ре-лятивистич. парение иронии, а примиряющая улыбка, часто улыбка «сквозь слезы» (Жан Поль Рихтер), выражающая внутр. принятие мира, несмотря на все его несовершенства.

Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно разработана в зстети-ке романтизма, прежде всего Жан Поль Рихтером, к-рый видел в Ю. специфически «романтич.» форму комического, выражающую контраст между бес­конечной идеей и конечным миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. — это возвышенное «наизнанку», он со­размеряет и связывает бесконечное с малым; в юморис-тич. смехе содержится и скорбь, и величие. Ю. универ­сален — это взгляд на мир в целом, а не отд. его явле­ния, и субъективен — это рефлексия субъекта, способ­ного поставить себя на место комич. объекта и прило­жить к себе мерку идеала.

Зольгер рассматривает Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в юморе. Шопен­гауэр видит источник Ю. в конфликте возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить одно через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. — впечатление намеренно смешного, через к-рое просвечивает серьёз­ное. Кьеркегор связывает Ю. с преодолением тра-

гического и переходом личности от «этической» к «религиозной» стадии: Ю. примиряет с «болью», от к-рой на этич. стадии пыталось абстрагироваться «отчаяние».

В эстетике Гегеля Ю. связывается с заключит. ста­дией художеств. развития (разложением последней, «романтич.» формы иск-ва). Характеризуя «субъектив­ный Ю.» как произвольную ассоциативную игру художеств.

фантазии, Гегель но существу отождествляет его с критикуемой им романтич. иронией и противо­поставляет ему «объективный Ю.» как внутр. движе­ние духа, всецело отдающегося своему предмету.

Гегельянец Ф. Т. Фишер, подчёркивая «примиряю­щую» функцию Ю., видит в нём «абсолютную» форму ко­мического. Для эстетики 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. характерно это гипостазирование Ю. как «эстетич. формы метафизического» (Ю. Банзен), как «самой глу­бокой» формы комического, приближающейся к траги­ческому (И. Фолькельт), или даже как единственно эстетической формы смешного (К. Грос и особенно Т. Липпс) и т. д.

В сов. эстетике Ю. рассматривается в его общест-венно-историч. обусловленности: вычленение Ю. из безличного древнейшего типа комического, становле­ние и развитие его в культуре нового времени начи­ная с эпохи Возрождения и т. д. (Μ. Μ. Бахтин, Л. Е. Пинский и др.).

* Π и н с к и й Л., Комедии и комическое начало у Шекс­пира, в кн.: Шекспировский сб. 1967, М., [1968]; R i с li­ter J. Р., Vorschule der Ästhetik, Hamli., 1804, S. 166—220; B a h n s e n J. F. A., Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1877; H ö f f d i n g H., Humor als Lebensgelülil, Lpz., 19302; G r o t j a h n M., Beyond laughter; humor and the subconsci­ous, N. Y., 1966; см. также литературу к ст. Комическое.

Ю. H. Попов

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,— 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направле­ний глубинной психологии — «аналитич. психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, раз­работал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907—12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трак­товка либидо как психич. энергии вообще, отрица­ние сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функцио­нирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wand­lungen und Symbole des Libido», 1912) Ю. исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. моти­вов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо инди­видуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечат­левшееся в структурах мозга. Содержание его сос­тавляет общечеловеч. первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика к-рых лежит в основе мифов, сим­волики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осоз­наются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Ин­теграция содержаний коллективного бессознательно­го — цель процесса становления личности (самореа­лизации, индивидуации). Осн. задача психотерапии — восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. рав­новесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о

психике как некой безличной субстанции и т. п., гра­ничащими с оккультизмом.

Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921, рус. пер. 1924), в основе к-рой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей напра­вленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др.). В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 — Междунар. об-во аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955).

• Gesammelte Werke, Bd l —17, Z.— Sluttg., 1958—76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.— Психоз и его со­держание, СПБ, 1909.

• Аверинцев С. С., «Аналитич. психология» К. Г. Ю. и закономерности творч. фантазии, «Вопр. лит-ры», 1970, № 3; J а с о b i J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,— Stuttg., 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komp­lexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975; Ford h am F., An introduction to Jung's psychology, Harmondsworth, 19783.

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взгля­дов на право и гос-во как основу, главный движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы буржуазии против феод. отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. «классическим мировоззре­нием буржуазии», к-рое приходит на смену теологич. ми­ровоззрению ср. веков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 496). Суть его может быть выражена словами Гельвеция «законы могут всё». Появление представления о праве как первооснове общества было связано с тем, что правовые формы простого товарного произ-ва, от­ражённые ещё рим. правом, оказались необходимыми и для капиталистич. товарного х-ва. Эти правовые фор­мы, пережившие смену обществ. формаций и политич. систем, были признаны наиболее прочной и совершенной основой общества. Кроме того, в период становления капиталистич. общества существенно возрастает роль права как в экономике, так и в политике. Это так­же способствовало развитию юридико-мировоззренч. представлений. Положительным в Ю. м. является под­чёркивание важности правовых начал и законности в жизни общества, антифеод. требование «заменить пра­вление людей правлением законов». Вместе с тем Ю. м. в перевёрнутом и смещённом виде изображает действит. закономерности обществ. развития; оно ведёт к право­вому фетишизму, когда реальное социальное содер­жание обществ. отношений скрывается за юридич. фор­мой (напр., за формальным равноправием фактич. не­равенство, за свободой договора — экономич. принуж­дение, и т. д.). В действительности «... общество ос­новывается не на законе. Это — фантазия юристов. Наоборот, закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интере­сов и потребностей...» (Маркс К., там же, т. 6, с. 259). На идеях Ю. м. был основан и т. н. «юридич. социализм» (А. Менгер и др.), реформистская теория о возможности превращения капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов. В условиях общего кризиса капитализма и развития ми­рового революц. процесса Ю. м. теряет господствующие позиции в бурж. идеологии. Вместе с тем усиление роли гос-ва в условиях гос.-монополистич. капитали­зма и связанная с этим активизация законодат. дея­тельности вызвали оживление установок Ю. м., в т. ч. выдержанных в духе «юридич. социализма».

• Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971, гл. 1; Мольнау К., Суеверия юридич. мировоззре­ния, в кн.: Критика бурж. политико-правовых концепций (в марксистской лит. ГДР), пер. с нем., М., 1977.

ЮРИДИЧЕСКОЕ 815

я

ЯВЛЕНИЕ, см. в ст. Сущность и явление.

ЯЗЫК, система знаков, служащая средством человеч. общения, мышления и выражения. С помощью Я. осу­ществляется познание мира, в Я. объективируется самосознание личности. Я. является специфически социальным средством хранения и передачи информа­ции, а также управления человеч. поведением.

Марксизм рассматривает Я. как обществ.-историч. явление, служащее средством выражения и объектива­ции идеального, поскольку «идеи не существуют ото-рванно от языка» (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1935, с. 99). Формирование и развитие категориаль­ной структуры Я. отражают формирование и развитие категориальной структуры человеч. мышления.

Как факт духовной культуры человечества Я. в сво­ём функционировании и развитии обусловлен всей со­вокупностью процессов духовного и материального про-из-ва, обществ. отношений людей. Вместе с тем Я. характеризуется относит. самостоятельностью, выра­жающейся в наличии специфич. внутр. закономернос­тей его функционирования и развития.

С т. зр. материализма, Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной тру­довой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действитель­ное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29). Биологич. предпосылками чело­веч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку, когда возник труд в собств. смысле, связанный с из­готовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая сигнальная система; звуки из средства выраже­ния эмоций постепенно становятся средством обо­значения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; скла­дывается относительно устойчивая связь между пред­ставлением о предмете и кинестетич. ощущениями ре-чедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплек­сов первобытные люди — по мере усложнения процесса материального произ-ва, обществ. отношений и со­знания — постепенно переходили ко всё более слож­ным обобщённым звуковым комплексам.

Возникновение членораздельной речи явилось мощ­ным средством дальнейшего развития человека, общест­ва и сознания. Благодаря Я. осуществляется специ­фически человеч. форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через Я. реализуется преемственность различных поколений и историч. эпох.

История каждого отд. Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Совр. языки складывались в связи с формированием совр. народов. Первоначаль­ные родо-племенные Я. по мере слияния племён и об­разования народностей трансформировались в Я. на­родностей, в дальнейшем, с образованием наций, воз­никают единые нац. языки.

Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи наиболее тесно свя­зан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и мыслит. процессов (соот-