logo search
Философский энциклопедический словарь

76 Веблен

Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в высшем авторитете Вед, псе содержание к-рых рассматривается как открове­ние (шрути), источник истинного знания. Веды сущест­вовали до начала мира π возникли из дыхания брах­мана. Предание (смрити — воспоминание), содержа­щееся в др. священных книгах — «Бхагавадгите», «Законах Ману», лишь разъясняет и дополняет явлен­ное в откровении. Достижение истинного знания (видья) — знания брахмана (брахмавидья) предпола­гает ряд условий: осознание различий между вечным и невечным бытием; отказ от к.-л. материального воз­даяния как в этой жизни, так и в будущей; обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение, сосредоточенность, вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддиз­мом и его уравнит., плюралистич. и нигилистич. тен­денциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В. признавались только принадлежащие к выс­шей касте брахманов), монизма и высшей реальности брахмана как основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого»).

Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. уче­ния о едином, пуруше, космич. жаре (тапасе), сотво­рении мира и т. п. (гимны последней, десятой манда-лы «Ригведы»). В истории развития В. выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и наметившие осн. понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой стадии характерно преобладание интуитивно-поэтич. образов. 2) «Брахма-сутра», или «В.-сутра», приписываемая Бадараяне (2—3 вв.), иногда Вьясе,— опыт более строгой систематизации упанишад (обосно­вание высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной душе, а также по­пытки примирения религ. переживания единого с ви­димым многообразием форм жизни). 3) Многочисл. ком­ментарии к «Брахма-сутре» и последующая разработка проблем В.: Гаудапада (8 в.), близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику мадхъямики с религ.-филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и линг­вист, автор «Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что брахман одновременно един и двойствен. В этот период форми­руются три осн. направления В., различающиеся ре­шением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта Шанкары (последоват. монизм), ви-шишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-веданта Мадхеы (дуалистич. концепция). Боль­шое значение в развитии В. имели труды Бхаскары, Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбар-ки, Валлабхи и др.

Последовательная В. (адвайта-В.) фактически исклю­чает из рассмотрения вопрос о возникновении мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те на­правления В., к-рые признают реальность зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч. потенции (шакти) производить мно­жество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого се­бя паутину явлений и законов, ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В. подробно анализирует и индивидуальную душу, «Я»,— прежде всего с т. зр. того, как возникает ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности и иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскры­вается, напр., в учении о четырёх состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, запредельное состояние), отличающихся друг от друга тем, что реальность предыдущего состояния снимается на следующем уровне, выступая как ил­люзия. В. развивала учение о переселении душ (см. Метемпсихоза).

В. играла ведущую роль среди всех ортодоксальных систем инд. философии; ведантистскую окраску прини­мали различные направления филос. и религ. мысли Индии 19—20 вв. (т. н. «интегральная» В. Вивекананды, учения Раммохана Рая, Гхоша, Рамакришны, Радха-кришнана и др.).

*М ю л л е p M., Философия В., пер. с англ., М., 1912; аттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; p а д χ a kji и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеология, течения совр. Ин­дии. [Сб. ст.], М., 1965; D е u s s е n P., Das System des Vedänta, Lpz., 19062; Walleser M., Der ältere Vedänta. Geschichte, Kritik und Lehre, Hdlb., 1910; Ghate V. S., The Vedänta, Poona, 1926; Belvalkar S. K., Shree Gopal Basu Mallik lectures on Vedänta, philosophy delivered December, Poona, 1929; Das S. K., A study of the Vedänta, Calc., 19372; La-combe 0., L'absolu selon le Vidänta, P., 1937; Hein­rich W., Verklärung und Erlösung im Vedänta, Salzburg— Klosterneuburg, 1956; G l a s e n a p p H. V., Die Philosophie der Inder, Stuttg., 19582; Nagaraja B. a o P., Introduction to Vedänta, Bombay, 1958; DasguptaS., A history of Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Адвай-та-веданта, Индуизм, Шанкара, Рамануджа. В. Н. Топоров.

ВЕДЫ (санскр. веда, букв.— знание, ведение, от вид — знать), совокупность наиболее ранних текстов на др,-инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н. а. до 6 в. до н. э. Название «В.» отно­сится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения, из к-рого позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно соответ­ствует др.-греч. слову «философия»).

В., или ведийская лит-pa, являются ценным источ­ником др.-инд. умозрения. Их древнейшую часть со­ставляют четыре В.— гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), напевов («Самаведа») и закли­наний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода комментарии к текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всегo —жертвоприношений. Особо выделяются ара-ньяки, тексты спекулятивного характера, предназна­ченные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют упанишады, трактаты ре-лиг.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели филос. части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении мира, о пуруше, космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складыва­лись такие понятия и концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т. п.; выдвигались и обсуждались про­блемы космологии, эсхатологии, теологии (соотноше­ние монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания (проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источ­ников познания и т. п.; ср. также в упанишадах концеп­цию мировой души, теорию причинности, учение о пе­реселении душ и т. д.); предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к види­мому миру — пути, ведущие к освобождению. В. пред­ставляют собой обширный фонд идей, к к-рому обраща­лись на всём протяжении истории инд. философии. От­ношение к авторитету В. определило и классификацию систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали наследие В. в соответствии с ве­рой в их непререкаемую истинность, однако и неорто­доксальные системы, не признававшие высшего авто­ритета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во мно­гом обязаны им.

• P а д χ а к p и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 49—226; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; G 1 as e n a p p H. v., Die Philoso­phie der Inder, Stuttg., 19582, S. 23—49; Studies in the history of Indian philosophy, ed. by D. Chattopadhyaya, v. l — The proto-historic and Vedic period, Calc., 1978.

ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818 — 26.8. 1866, Сент-Луис), деятель герм. и амер. рабочего движе­ния, первый пропагандист марксизма в США. До сбли­жения с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Сою­за коммунистов в 1847 стал его активным деятелем.

Участник Революции 1848-49. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против сектантской фракции Виллиха — Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию, затем в США. где в 1852 основал марксистский журн. «Die Revolution», положив начало распространению науч. коммунизма. В этом журнале впервые была опубликована работа Маркса «Восемнад­цатое брюмера Луи Бонапарта». В. способствовал про-паганде в США идей 1-го Интернационала. Во время Гражд. войны в США 1861—65 полковник армии севе­рян. В письмах Маркса и Энгельса В. содержится ряд важных положений марксизма.

• Маркс К., Предисловие ко второму изданию «Восем­надцатое брюмера Луи Бонапарта», Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 16, 27—34 (см. Указатель имен); Поспе­лова В., И. В., в сб.: Маркс и Энгельс и первые пролет, ре­волюционеры, [М., 1961]; Obermann К., Joseph Weyde­meyer. Ein Lebensbild, В., 1968 (лит.).

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ, см. Шови­низм.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК, группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения логического позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. В. к. объединял ряд молодых учё­ных, скептически относившихся к возможностям тра-диц. философии. Выдвигавшаяся ими программа раз­вития «науч. философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап, Ф. Вайс-ман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауф­ман, К. Гёдель и др. С В. к. сотрудничали: группа X. Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Вламберг, Э. Нагель (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок В. к. значит. воздействие оказал махизм, для к-рого были характер­ны негативное отношение к традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см. Сциентизм) трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также субъективно-идеалп-стич. установки логического анализа философии (в част­ности, Л. Витгенштейна) — концепцию сведения фило­софии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере логики и математики. Синтез позитивизма махистского толка с установками филосо­фии логич. анализа привёл к формированию в В. к. исходных положений логич. позитивизма.

В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали мани-фест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время завершается организац. оформление В. к. Начиная с 1930-х гг. в ряде стран были организо­ваны междунар. конгрессы представителей этого тече­ния. В 1930—39 В. к. издавал совместно с группой Рей­хенбаха журн. «Erkenntnis», пропагандировавший идеи логич. позитивизма. К кон. 30-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей В. к. из Вены и захва­том Австрии нацистской Германией кружок прекратил существование. Непосредств. преемником В. к. стало течение логического эмпиризма в США. См. также Аналитическая философия.

• Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., I960; Швырев В.С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обосно­вания науки, М., 1966, гл. 2; Совр. бурж. философия, М., 1978., гл. 2; Neurat h р., Le doveloppement du Cercte de Vienne et l'avenir de rempirisme logique, P., 1935; K r a 11 V., Der Wiener Kreis, W., 1950; J0rgensenJ., The development of logical empiricism, Chi., 1951.

ВЕРА, в нек-рых религ. системах центр. мировоззренч. позиция и одновременно психологич. установка, вклю­чающая, во-первых, принятие определ. утверждений (догматов), напр. о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека и т. п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомне­ниям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к богу как устроителю жизни верую-

ВЕРА 77

щего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага са­мого верующего; в-третьих, личную верность богу, на «служение» к-рому верующий отдаёт себя (во всех языках, с к-рыми изначально связано становление те-истич. религий, «В.» и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же сло­вом). Столкновение В. с рационалистич. критикой при­водит к одной из трёх позиций, выявляющихся в раз­личных направлениях теологии: либо догматы В. пред­лагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логич. умозаключений (максима Авгу­стина и Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозри­тельно обосновать их, переводя на язык филос. конст­рукций и нередко рационалистически переосмысляя (максима Абеляра «понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная несовмести­мость В. с «немощным» человеч. разумом (максима «ве­рую, ибо нелепо», ложно приписываемая Тсртуллиану, но находящая известные соответствия и у него, и у Пет­ра Дамиани, и отчасти у Кьеркегора). 2-я позиция при­водит к поглощению теологии идеалистич. философией, 3-я — к разрыву между теологией и философией, поэто­му ортодоксальная теиетич. теология обычно исходила из 1-й позиции.

Проблематика В. распространена в тех же границах, что и явление теологии: религии типа греко-римского или синтоистского язычества не знают понятия В. как внутр. состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиц.-моральных предписаний и за­претов; в иудаизме, христианстве и исламе понятие В. почти совпадает с понятием религии (выражение «христ. В.» и «христ. религия» употребляются как си­нонимы).

В философии Канта В., оторванная от религиозно-конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования мо­рального императива (см. Категорический импера­тив).

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatio — доказатель­ство, подтверждение, от лат. verus — истинный и fa­cio — делаю), понятие, употребляемое в логике и ме­тодологии науки для обозначения процесса установле­ния истинности науч. утверждений в результате их эмпирич. проверки. Различают непосредств. В.— как прямую проверку утверждений, формулирующих дан­ные наблюдения и эксперимента (или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными), и косвенную В.— как установление логич. отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифици­руемыми утверждениями. Науч. положения, содержа­щие развитые теоретпч. понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям (см. Эмпирическое и теоретическое). Следует различать также В. как акту­альный процесс проверки реальных утверждений и ве-рифицируемость, т. е, возможность В., ее условия. Именно анализ условий и схем верифицируемости вы­ступает в качестве предмета логико-методологич. - ис­следования.

Термин «В.» получил широкое распространение в свя­зи с концепцией анализа языка науки в логическом по­зитивизме, к-рый сформулировал т. и. принцип В., или верифицируемости. Согласно этому принципу, всякое научно осмысленное утверждение о мире долж­но быть сводимо к совокупности т. н. протокольных предположений, фиксирующих данные «чистого опы­та». Т. о., гносеологич. основанием принципа В. яви­лась феноменалистская, узкоэмпирич. доктрина, со-