logo search
Философский энциклопедический словарь

66 Буржуазная

свою долю прибавочной стоимости в виде крупных жа­лований, дохода от акций, различных промий и льгот и выполняют все реальные функции капиталиста-пред­принимателя. Их положение зависит от иерархич. по­зиций в системе корпоративной власти, от их способ­ности осуществлять управление «чужим» капиталом.

В последние десятилетия в связи с расширением сфе­ры деятельности междунар. компаний возникает «меж-нац. прослойка» Б. Интернационализация произ-ва и капитала, деятельность транснац. компаний, широкое распространение методов «науч. менеджмента» способ­ствуют унификации сознания совр. Б., стиранию её нац. различий. Все эти изменения в наибольшей степени за­тронули крупную и монополистич. Б. Большинство средних капиталистов по-прежнему совмещает владение капиталом своей фирмы и выполнение предприниматель­ских функций.

По мере усложнения состава Б. усиливаются проти­воречия в её среде: между монополистич. верхушкой и рядовыми капиталистами, между менеджерами и пред­принимателями-собственниками, между «рантьерской» Б. и «функционирующими» капиталистами. Однако все слои и фракции Б. объединяет участие в эксплуатации трудящихся. Все они проявляют солидарность в борь­бе с рабочим классом, особенно когда речь идёт о судь­бах капитализма.

В развивающихся странах колониальная эксплуата­ция обусловила неразвитость осн. классов. За исклю­чением Индии, нек-рых районов Юго-Вост. азии, ряда стран Лат. Америки, пром. Б. не определяет лицо ка-питалистич. класса освободившихся стран — гл. роль в них играют представители торг. Б., спекулянты, под­рядчики-строители, маклеры, совр. компрадоры, ли­ца, вкладывающие капиталы в непроизводит. сферу. В странах «развивающегося мира» слабость пром. Б., незавершённость процесса классовой дифференциации, многоукладный характер общества создают все пред­посылки для того, чтобы движущей силой капиталистич. развития становилась «гос. Б.» или иностр. напитал.

Социалистич. революция означает уничтожение Б. как класса. Впервые в истории в ходе Οкт. революции 1917 крупная Б. была лишена политич. власти, а затем экономически ликвидирована. Класс Б. был уничтожен и в др. социалистич. странах, где утвердилась власть рабочего класса. Однако пролетариат применяет на-силие против Б. только в ответ на сопротивление и на насилие самой Б. При проявлении лояльности со сто­роны Б. или отд. её групп пролетариат может идти по пути постепенного преобразования капиталистич. пред­приятий в социалистические, по пути перевоспитания представителей Б. и последующего привлечения их к социалистич. строительству.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; е ]' о ж е, Б. и контрреволюция, там же, т. 6; е г о же, Классовая борьба во Франции с І848 по 1850 г., там же, т. 7; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам Конференции коммунистич. и ра­бочих партий Европы, М., 1976; Федоров Р. П., Аноним­ная власть, М., 1970; Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы, М., 1974; Политич. экономия совр. мо­нополистич. капитализма,т. 2, Μ., 19752; К и с о в с к а я II. К., Гос. предпринимательство и политич. борьба в Италии (I960— 1975 гг.), М.. 1977; Бунин И. М., Б. в совр. франц. об­ществе, М., 1978; Господствующие классы Лат. Америки, М., 1978; Зап. Европа в совр. мире, т. 1, М., 1979, гл. X.

И. Μ. Бунин.

БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, социальная револю­ция, осн. задачей к-рой является уничтожение феод. строя или его остатков, расчистка путей для развития бурж. гос-ва; в зависимых и колон. странах Б. р. на­правлена также на завоевание нац. независимости. Б. р. является на определ. этапе исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития обще­ства.

Значит. разнообразие участвующих в Б. р. классовых сил, решаемых задач, методов борьбы обусловлено как специфич. обстановкой в отд. странах, так и прежде всего теми изменениями, к-рые совершались в обществе на протяжении столетий. В эпоху восходящего капита­лизма Б. р. (напр., английская 17 в., французская и американская 18 в.), разрывая путы феод. строя, рас­чищали почву для капиталистич. строя. Б. р. этой эпо­хи вели к утверждению экономии, и политич. господст­ва буржуазии. Б. р. в период общего кризиса капита­лизма не только расчищают почву для капитализма, ни и объективно расшатывают мировую систему империа­лизма.

Наиболее общей причиной Б. р. является конфликт между базисом и надстройкой, новыми производит. си­лами, развивающимися в недрах феод. строя, и феод. производств, отношениями (или их остатками, пережит­ками), а также феод. учреждениями. Конфликт этот нередко заслоняется политич. и идеологич. противоре­чиями. Но и в тех случаях, когда непосредств. причи­ной Б.р. является иноземное угнетение или стремление объединить страну, решающую роль играет назревшая потребность устранить феод. строй или его остатки. По мере развития капитализма заостряется конфликт меж­ду интересами самостоят. развития нац. экономики и господством иноземного капитала. Он порождает анти-империалистич. борьбу, к-рая переплетается с анти­феодальной.

В одних Б. р. (таких большинство) гл. задачей явля­ется решение игр. вопроса (напр., Великая франц. ре­волюция, Революция 1905—07 в России), в других — на первый план выдвигаются задачи завоевания нац. независимости (напр., нидерландская 16 в., американ­ская 18 в.), нац. объединения страны (в Германии и в Италии в сер. 19 в.), нац. освобождения от империалис-тич. гнёта (в странах Азии, Африки, Лат. Америки в 20 в.). Важное место всегда занимают и политич. зада­чи — уничтожение феод. монархии, установление бурж. республики, демократизация обществ. строя. Б.р.— не единовременный акт. Большинство революций продол­жалось месяцы, а то и годы, проходя ряд этапов, свя­занных с изменениями в соотношении, расстановке классовых сил, участвующих в ней.

В ранних Б. р. и нек-рых революциях 19 в. движущи­ми силами были буржуазия и крестьяне, ремесленники, складывавшийся рабочий класс. Руководителем, геге­моном нар. масс была буржуазия, игравшая тогда ре-волюц. роль. Борясь против феод. собственности, она, будучи сама собственником, нигде но осмелилась отме­нить частную собственность на землю (хотя эта мера от­вечала требованиям бурж. прогресса). Самой революц. силой в ранних Б. р. были трудящиеся «низы» деревни и города. Когда они захватывали в свои руки инициати­ву. Б. р. добивалась наиболее значит. успехов.

С развитием капитализма, формированием пролета­риата как класса буржуазия всё более утрачивает свою революционность. Первое самостоят. выступление про­летариата Франции в июне 1848 толкнуло буржуазию Франции, Германии и др. стран на предательство дела революции. В. И. Ленин отмечал ставшее характер­ным «... стремление буржуазии закончить буржуазную революцию на полпути, на полусвободе, на сделке со старой властью и с помещиками. Это стремление коре­нится в классовых интересах буржуазии» (ПСС, т. 15, с. 206).

В эпоху империализма в б. или м. развитых капита-листич. странах буржуазия из страха перед пролетари­атом, угрожающим её господству, становится контрре­волюционной. Но она по-прежнему борется за гегемо­нию, стремясь свернуть революцию на путь реформ. Теперь пролетариат, выросший численно и идейно, ор­ганизованный в самостоят. политич. партию, имеет возможность стать руководителем, гегемоном револю­ции.

В колониальных в зависимых странах нац. буржуа­зия ещё в состоянии играть прогрессивную и даже ре­волюц. роль, особенно в борьбе против иностр. импери-

алистов. Но наиболее революционной силой являют­ся трудящиеся: более или менее многочисл. проле­тариат, крестьянство, составляющее основную массу населения.

Размах, а также тип Б. р. зависит прежде всего от степени участия в ней нар. масс. В тех случаях, когда буржуазии удаётся не допустить развёртывания борь­бы трудящихся за свои собств. экономич. и политич. требования, отстранить их от участия в решении по­литич. вопросов, Б. р. протекает как б. или м.«вер-хушечная», а гл. задачи осуществляются неполно, по-ловинчато, компромиссно. Такими были революции 1908 в Турции, 1910 в Португалии и нек-рые др.

Народными буржуазно-демократическими Маркс, Энгельс и Ленин называют те Б. р., в к-рых «... масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, подни­мались самостоятельно, наложили на весь ход рево­люции отпечаток своих требований, своих попы­ток по-своему построить новое общество на место раз­рушаемого старого» (Л е н и н В. И., там же, т. 33, с. 39). К таким революциям, в ходе к-рых происходило размежевание классовых сил, относятся Великая франц. революция, Революция 1905—07 в России, Февр. бурж.-демократич. революция 1917.

Методы и формы борьбы, применяемые в Б. р. разны­ми классами и группами, разнообразны. Так, либераль­ная буржуазия обращается чаще всего к методам иде­ологич. и парламентской борьбы, офицерство — к воен. заговорам, крестьянство поднимает антифеод. восста­ния с захватами дворянских имений, разделом земель и т. д. Для борьбы пролетариата характерны стачки, демонстрации, баррикадные бои, вооруж. восстание. Ленин поэтому называл Революцию 1905—07 в россии пролетарской по средствам борьбы. Формы и методы борьбы зависят не только от революц. сил, но определя­ются и действиями правящих классов, к-рые обычно первыми применяют насилие, развязывают граждан­скую войну.

Б. р. заканчивается обычно переходом власти из рук дворянства в руки буржуазии. Но бурж.-демокра­тич. революция, осуществляемая при гегемонии проле­тариата, может привести к установлению революц.-де-мократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. Оценивая результаты и историч. значение той или иной Б. р., нужно учитывать не только прямые, но и кос­венные её итоги. Нередко за Б. р. (напр., английской 17 в., французской кон. 18 в.) следовала полоса реак­ции (термидор), реставрация свергнутых династий, од­нако капиталистич. строй, утвердившийся в ходе ре­волюций, торжествовал. Это свидетельствует, что не столько политич., сколько социально-экономич. завое­вания Б. р. имеют устойчивый характер.

Бывает, что для решения историч. задач революц. сил оказывается недостаточно (напр., в 1848·—49 в Герма­нии, в 1905—07 в России) и Б. р. терпит полное или частичное поражение. В таких случаях объективно назревшие задачи решаются медленно, мучительно, с сохранением остатков средневековья, придающих ка­питалистич. строю особенно реакц. черты. В широком смысле слова «завершением» Б. р. Ленин называл за­вершение всего цикла бурж. революций (см. там же, т. 19, с. 247), т. е. вполне определившееся капиталистич. ' развитие страны.

Маркс и Энгельс на опыте революций 1848—49 в Европе высказали мысль о непрерывной (перманент­ной) революции, переходящей последовательно от ре­шения бурж.-демократич. задач к решению задач со­циалистических. Развив эти идеи, Ленин создал тео­рию перерастания бурж.-демократич. революции в со­циалистическую. Предпосылкой такого перерастания является гегемония пролетариата, в бурж.-демократич.

БУРЖУАЗНАЯ 67

революции. Правильность этого вывода подтверждена перерастанием Февр. бурж.-демократич. революции 1917 в России, а также антифаш., антиимпериалистич., демократич. революций после 2-й мировой войиы в ре­волюции социалистические.

В совр. эпоху сохранение в ряде стран феод. пере­житков, особенно же усиление реакц. антидемократич. тенденций, создаёт почву для новых общедемократич. движений ц революций, направленных прежде всего против гнёта капиталистич. монополий. Общедемокра­тич. задачи могут решаться также в ходе подготовки и совершения социалистической революции.

• Маркс К., Классовая борьба но Франции с 1848 по 1850 г., M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7; е г о ж е, Восемнад­цатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Э н г е л ь с Ф., Ре­волюция и контрреволюция в Германии, там же; Л е н и н В. И., Две тактики социал-демократии в демократич. революции, ПСС, т. 11; его же, Доклад об Объединит. съезде РСДРП, там же, т. 13; его ж е, Доклад о революции 1905 года, там же, т. 30; е г о ж е, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6—8 марта 1918 г., там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37. Я. С. Драбкин, Б. Ф. Поршнев.

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,

см. в ст. Буржуазная революция.

БУРИДАНОВ ОСЁЛ, парадокс абс. детерминизма в учении о воле: осёл, помещенный на равном расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен умереть от голода, ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку. Приписывался франц. философу 14 в. Ж. Буридану (J.Buridan), однако в его соч. этот образ не встречается.

БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж), франц. философ-иде­алист. В центре внимания Б.— проблемы детерминиз­ма и свободы, творчества и необходимости. Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объ­яснении явлений жизни и психики, утверждая ради­кальный разрыв уровней бытия — материального, инстинктивного и мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах меха-нистич. законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч. акт, постоянно производя­щий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. за­конами, к-рые фиксируют постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестни­цу: от неодушевлённой материи до духовного совер­шенства бога. Бог в наибольшей степени способен к творчеству и свободе; наделён этой способностью и че­ловек, хотя он может и утратить её из-за привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены духовного начала — у них есть тен­денция к высшему. Необходимость и причинность в природе Б. подменял идеалистич. телеологией. Уче­ником Б. был Бергсон.

• De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine, P., 1895; Science et religion dans la philosophic contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900; Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.

БХАВА (санскр.— бытие, существование, от бху — быть), в др.-инд. философии категория бытия, станов­ления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». В буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к су­ществованию; объясняется как элемент, проистекаю­щий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы «закона взаимозависимого возникновения» — см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители (напр., Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекаю­щую в круг рождений и смертей (см. Сансара). При та-