logo search
Философский энциклопедический словарь

698 Турен

приверженцем реформизма. Он отрицает качеств. раз­личие между политич. институтами капитализма и ре­ального социализма, принижает значение организован­ного рабочего движения в совр. классовой борьбе. Противоречивость социально-политич. позиций Т. про­явилась в эклектичности его теоретич. построений.

• L'evolution du travail ouvrier aux usines Renault, P., 1955; Le mouvement de Mai ou le communisme utopique, P., 1968; La societe post-industrielle, P., 1969; Production de la societe, P., 1973; Pour la sociologie, P., 1974; La societe unvisible. Regards 1974—76, P., 1977; L'apres-socialisme, P., 1980.

• Социология и современность, т. 2, M., 1977, с. 138—45, 280—81; Фомина В. H., Социальный конфликт в концеп­ции постиндустриального общества Алена Т., в сб.: Критика совр. бурж. социологии, в. 1, М., 1976.

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) ШАРТРСКИЙ, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodericus Brito) (? — меж­ду 1149 и 1155, Шартр), ср.-век. философ, виднейший представитель шартрской школы. В онтологии (коммен­тарии к Боэцию), натурфилософии (трактат «О семи днях и шести различиях творения»), логике (он пер­вым включил в программы и истолковал отрывки ари­стотелевских «Первой аналитики», «Топики», «Софи-стич. опровержения») Т. Ш. строил синтез «физики и Писания», наук (тривия) и словесности (квадривия), Пифагора, Платона и Аристотеля. В «математич.» ме­тафизике Т. Ш. творение есть развёртывание чисел (со­ставных единств) из безусловной простоты первоедин-ства, к-рое придаёт цельность всякому числу, но само числом не исчисляется. Перед лицом первоединства сперва с необходимостью возникает материя как чистая зеркальная восприимчивость. Она проникается отра­жениями единого, и единство оказывается «формой бы­тия» вещей, поскольку каждая из них есть единство составляющих её единиц. Материя сперва расслаива­ется на 4 элемента (см. Элементы), к-рые дальше взаим­но определяют друг друга: так, воздух раздаётся вширь, образуя небесную «твердь», и вместе с тем «отверждает» землю своим сплошным давлением и т. д. Виртуозная числовая спекуляция Т. Ш. была полузабыта в ср.-век. схоластике, но возродилась в системе Николая Кузанского.

• The creation and creator of the world according to Thierry of Chartres and Clarenbaldus of Arras, ed. N. Haring, «Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age», 1956, annee 30, p. 184—200; Two commentaries on Boethius De Trinitate and De Hebdomadibus, ed. N. Haring, там же, 1961, annee 35, p. 80—134.

• Fredborg K. M., The commentary of Thierry of Char­tres on Cicero's De inventione, Cph., 1971; см. также лит. к ст. Шартрская школа.

ТЭН (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Ар­денны,—5.3.1893, Париж), франц. философ, историк, психолог, эстетик. Т. испытал влияние антич. филосо­фии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, франц. материализма 18 в., особенно Кондильяка, а также франц. и англ. позитивизма.

В теории познания в центре внимания Т. природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В соч. «Об уме и познании» (v. 1—2, 1870, рус. пер., т. 1—2, 1872) Т. вслед за Кондильяком развивает материалистич. т. зр. в противовес агности-цизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Т.,— «преодоление галлюцинаций и ил­люзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реаль­ным вещам, а потому «наши познания суть факты ...Наша задача — определить, как они рождаются, ка­ким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Т., критерий истин-но.сти — «взаимная согласованность представлений».

Т.— родоначальник культурно-историч. школы в ис­кусствоведении, развивавшей историко-генетич. ана­лиз иск-ва. Наибольшее влияние оказало его соч. «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в к-ром искусство рассматривалось как обществ. явление. Методологии Т. присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Т., иск-во обобщает и выражает

«господствующий тип», «типичный характер», вопло­щающий «наиболее существ. черты эпохи», «дух вре­мени». Т. призывал художников отражать субстанцио­нальные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетич. ценностей, предполагая её существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения иск-ва, по Т., — степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в иск-ве). Иск-во, по Т., не только средст­во познания истины, но и средство ощущения, чувст­вования мира, доля эмоционального момента в иск-ве велика. Иск-во «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Т.— пер­вая попытка изучения функционирования искусства в обществ. организме, хотя Т. не смог преодолеть идеа-листич. понимания истории. Основные факторы раз­вития иск-ва — раса, среда и историч. момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Т. в установлении при-чинно-следств. связи между обществ. строем, господ­ствующими вкусами, общественной психологией и ис­кусством.

В историч. взглядах Т. проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он счи­тал «дитём общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение совр. Франции» (v. 1—3, 1876— 1893, рус. пер., т. 1—5, 1907) Т. нарисовал непригляд­ный социальный портрет якобинца, пользуясь случай­но подобранными фактами; он не понимал историч. значения Парижской Коммуны. Критикуя позити­визм, он не выходил за рамки позитивистской методо­логии.

* Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.

• Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Пред­вечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; L а с о m Ь е P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА, 1) направление в нем. протестантской теологии, развивавшееся в ун-те г. Тю­бингена (отсюда назв.). Первый период в истории Т. ш. (1777—97) связан с деятельностью X. Г. Шторра и ха­рактеризуется сочетанием супранатурализма с просветит.

тенденциями; эти умонастроения были господ­ствующими в Тюбингенском теологич. ин-те, когда в нём учились Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин. В 1830 возникла т. н. новая Т. ш., основанная гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового завета диалектику противоборствую­щих тенденций, перешли к их критике, идущей «...на­столько далеко, насколько это возможно для теоло­гической школы» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 473). Именно в работах представителей Т. ш. выкристаллизовался ряд положе-

ний библейской критики, впоследствии воспринятых мифологяч. школой (регистрация противоречий меж­ду различными Евангелиями, гипотеза о Евангелии от Марка как самом раннем, предположение о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, интер­претация раннего христианства как синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т. п.). Особое значение имели работы Д. Ф. Штрауса и Б. Ба­уэра, оказавшие влияние на Э. Ренана, на либераль­ную нем. теологию кон. 19 — нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш. выступили теологи консервативного направления во главе с Генстенбергом. К 60-м гг. 19 в. Т. ш. распалась. 2) Направление в нем. католич. теологии 19 в., разви­вавшееся в ун-те г. Тюбингена (И. А. Мелер, И. Кун, К. И. Хефеле и др.); испытало влияние нем. идеализма и романтизма, характеризовалось известной оппози­ционностью офиц. схоластич. направлению, подгото­вило идеологию отколовшейся от Ватикана старока-толич. церкви.

• Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христи­анство, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19; Lе-ube M., Geschichte des Tübinger Stifts, Bd 1—3, Stuttg., 1921—36; Geiselmann J. B., Die katholische Tübinger Schule, Freiburg — Basel — W., 1964.

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,— 20.3.1781, там же), франц. гос. деятель, философ-про­светитель и экономист. Окончил теологич. ф-т Сорбон­ны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чинов­ник Парижского парламента, в 1761—74 интендант в Лиможе. На посту ген. контролёра финансов в 1774— 1776 провёл ряд антифеод. реформ, к-рые вызвали со­противление привилегиров. сословий и после отставки Т. были отменены. Филос. воззрения Т. формирова­лись под воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Материалистич. и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли бога-творца как первоисточ­ника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистич. теории обществ. прогресса, предвос­хитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религи­озной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт.

Осн. соч. Т.— «Размышления о создании и распре­делении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип сво­боды экономич. деятельности. Т. впервые подошёл к по­ниманию значения собственности на средства произ-ва в классовом делении общества, различая внутри «зем-ледельч. класса» и «класса ремесленников» предпри­нимателей и наёмных работников. Т., идеолог нарож­давшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших ста­рый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).

• Oeuvres, v. l—5, P., 1913—23; в рус. пер.— Избр. филос. произв., М., 1937; Избр. экономич. произв., М., 1961.

• Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э., Опала Т. 12 мая 1776, пер. с франц., М., 1979.

У

УАЙТ (White) Лесли Алвин (19.1.1900, Салида, шт. Колорадо,— 31.3.1975, Дет-Валли, шт. Кали­форния), амер. культурантрополог и культуролог.

Для эволюционистской концепции У. характерно стремление обосновать объективный характер куль­туры. Выступая против различных попыток предста-

вить понятие «культура» лишь как удобную методоло-гич. абстракцию, У. рассматривает его как объектив­ную категорию, выражающую специфич. «надсомати-

УАЙТ 699

ческую» систему действительности, к-рая имеет собств. закономерности функционирования и развития. Куль­тура подразделяется У. на три подсистемы: технологи­ческую, социальную и идеологическую. Первая вклю­чает орудия произ-ва, средства существования, мате­риалы для постройки жилищ, средства для нападе­ния и защиты и т. п.; вторая охватывает типы коллек­тивного и индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний.

Главной и определяющей является технологич. под­система, поскольку человеку в первую очередь необхо­димы пища, жильё, одежда, а также средства защиты от врагов. Социальная и идеологич. подсистемы явля­ются вторичными и производными. Т. о., систему взгля­дов У. можно расценить как концепцию технологич. детерминизма, ограниченность к-рой обусловлена преж­де всего тем, что выделяемые подсистемы культуры рассматриваются У. в отрыве от социально-практич. деятельности людей. Поэтому понятие «культура», а не «общество» выступает, по У., предельно широкой категорией, охватывающей предметы всех обществ. наук. Несостоятельна также и однозначная детерми­нация «социальной» и «идеологич.» подсистем культу­ры её «технологич.» подсистемой.

Вместе с тем нек-рые частные положения концепции У. заслуживают внимания (напр., для экологии — по­пытка рассмотрения культуры в качестве специфиче­ского «термодинамического» механизма аккумуляции, хранения, передачи и преобразования энергии обще­ства) .

• The science of culture, N. Υ., 1949; The evolution of cul­ture, N. Y., 1959; The concept of culture, Minneapolis, 1973 (совм. с В. Dillingham); The concept of cultural systems: a key to under­standing tribes and nations, N. Y., 1975.

• Маркарян Э. С.,0 генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973; Аверкиева Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979.

УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (15.2.1861, Рамс­гит, Кент,—30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), англ. логик, философ и математик. Совместно с Расселом У.— основатель логицистич. школы в философии математи­ки (см. Логицизм), соавтор «Principle Mathematica» (ν. 1—3, 1910—13) — книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической ло­гики.

Филос. эволюция У. происходила в рамках неореализ­ма. В филос. воззрениях У. выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19—20 вв. В первый период своего творче­ства (до сер. 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления т. н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство «событий» — «элементарных факторов чувственного опыта» и «объектов» — «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как «процесс» и совме­стить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологич. принципа: всё существующее должно являться частью опыта — индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как «опыт бога», в к-ром осуществляется переход «вечных объектов» из идеаль­ного мира в физический, обеспечивающий качеств. оп­ределённость «действит. событий» (к-рые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука... становится изу­чением организмов». Для социологич. взглядов У. ха­рактерно признание идей движущими силами об-