logo search
Философский энциклопедический словарь

706 Урбанизация

динамика городского населения мира в 1800 — 1978

1800 1850 1900 1950 1970 1978

Всё население мира, млн. чел.

Городское насе­ление, млн. чел.

Доля во всём населении мира, %

906 1171 1608 2400 3628 4260

29,3 80,3

224,4 706,4 1399,0 1652,0

3,0 6,4 13,6 28,2 38,6 39,0

особенно плодотворно взаимодействие социально-поли-тич., экономич. и науч.-технич. факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т. д. Именно в крупнейших гор. центрах возникли и концентриро­вались передовые социальные идеи и движения. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали роль городов в развитии рабочего движения (см. там же, т. 2, с. 354 и т. 23, с. 514). «Столицы или вообще крупнейшие тор­гово-промышленные центры,— писал В. И. Ленин,— в значительной степени решают политическую судьбу народа...» (ПСС, т. 40, с. 6—7).

На совр. этапе У. наблюдается тенденция к возраста­нию концентрации населения в больших городах (100 тыс. чел. и более). Особое место в этом процессе занимает рост городов-«миллионеров», число к-рых в мире составляет ок. 170, в т. ч. в СССР — 20 (1981).

Процесс У. имеет две стороны, или фазы. В первой фазе происходит концентрация и накопление экономич. и культурного потенциала общества в крупных гор. центрах, что создаёт условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной дея­тельности. Во второй фазе эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сел. поселе­ниями, что в свою очередь даёт новый импульс для наращивания потенциала гл. центров.

Эффективность функционирования этого двуединого механизма зависит от социально-экономич. природы общества. При капитализме взаимодействие двух сто­рон У. оказывается нарушенным; социальная разоб­щённость противостоит интегративной природе У., столкновение антагонистич. интересов классов и со­циальных групп, частная собственность на землю, про­тивоположность центров и периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер. В боль­ших городах капиталистич. стран становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, склады­ваются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т. д. В связи с этим в бурж. обществе усили­ваются антигор. настроения (напр., «антиурбанизм» в США).

Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (бы­страя концентрация в городах неподготовленного к гор. труду сел. населения, ограниченность материальных ресурсов и т. д.) он способствует становлению совр. экономики, преодолению отсталости и многоукладнос-ти, нац. консолидации, развитию социально-политич. структуры общества.

При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного взаимодействия обеих её сторон. Позитивные закономерности гор. процессов, интегративные тенденции У. находят благоприятную основу в системе обществ. отношений социалистич. общества. У., большие города играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистич. об­щества, распространении передовой морали, преодоле­нии патриархальных пережитков и т. д. Возникающие в силу объективной неравномерности гор. процессов различия в концентрации населения, распределении по­тенциала отд. городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также др. внутр. противоречия и сложности У. (проб­лемы транспорта, шума, уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью нар.-хоз. и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений. Расши­ряется процесс освоения всеми членами общества, все­ми районами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономич. и культурных центрах. Т. о., становится возможным ис­пользовать преимущества У. с одновременной нейтра­лизацией её негативных последствий.

На совр. этапе У. меняется характер концентрации населения, её точечная форма уступает место агломе­рациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы поселений, вовлекая всё новые районы в орбиту непосредств. влияния гл. центров экономики и культуры страны.

У., «гор. отношения» стимулируют культурные про­цессы, играют важную роль в формировании личности в развитом социалистич. обществе. На совр. этапе, в эпоху науч.-технич. революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью гор. культуры становится гор. образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов об­щения в насыщенной гор. среде способствуют со­циально-культурному сближению различных социаль­ных слоев и групп социалистич. общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т. д. Гор. культура становится базой преодоления существ. различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков гор. образа жизни является стремление человека к постоянному обновле­нию информации и контактов в сферах проф. деятель­ности, культуры, личностного общения и т. д. Разви­тие и специализация социальных потребностей, прост­ранственная подвижность населения усиливают трансло­кальные тенденции гор. культуры. Снижается значе­ние местной деятельности в городе, соседских кон­тактов. Повышается роль центров крупнейших городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становят­ся одним из осн. факторов интеграции социально-пространств. организма города. В условиях социалис­тич. общества реализуется возможность наиболее пол­ного включения человека (наряду с семейными, производств.

и др. группами и коллективами) в единое гор. сообщество.

Особую роль в расширении сферы действия У., гор. культуры играют средства транспорта, связи и массо­вой коммуникации (печать, радио, телевидение), к-рые приобщают жителей периферийных районов, малых гор. и сел. поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают раз­личного рода миграции в районы крупных гор. центров, усиливается процесс концентрации населения в агло­мерациях. При социализме в районах крупнейших го­родов и агломераций создаются предпосылки для преодоления ограниченно-потребительского отношения к природной среде. Природа становится частью гор. культуры, У. гармонизирует взаимодействие со­циальных и собственно природных процессов.

Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологич., социально-культурных, градостроит. и дру­гих проблем требует постоянного совершенствования управления этим процессом. См. также Экология соци­альная.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Маркс К., Экономические рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Экономические рукописи 1861—1863 гг., там же, т. 47; Эн­гельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Агр. вопрос и «критики Маркса», ПСС, т. 5; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Выборы в Учредит. собрание и диктатура пролета­риата, там же, т. 40; Боже-Гарнье Ж., III а б о Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц., М., 1967; Науч. прогнозы развития и формирования сов. городов на базе со­циального и научно-технич. прогресса, я. 1—3, М., 1968—69; Проблемы У. в СССР. Сб. ст., М., 1971; У., научно-технич.

революция и рабочий класс, М., 1972; У. мира, М., 1974; X о-р е в Б. С., Проблемы городов, M., 19752; Яницкий О. Н., У. и социальные противоречия капитализма, М., 1975; Ста­роверов В. И., Социально-демографич. проблемы деревни, М., 1975; Покшишевский В. В., Население и геогра­фия, М., 1978; Озерова Г. Н., Покшишев­ский В. В., География мирового процесса У., М., 1981; Cities and society, Glencoe, 1957"; The study of urbanization, ed. P. H. Hauserand L. F. Schnore, N. Υ., 1965; Windel­band U., Typologisierung städtischer Siedlungen, Gotha — Lpz., 1973. Л. Б. Коган, В. В. Покшишевский.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, жизненный уровень, жизненный стандарт, экономич. категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, обеспеченности потребительскими благами, к-рые характеризуются преим. количеств. показателями (размер оплаты труда, реальный доход, объём потребляемых благ и услуг, уро­вень потребления прод. и непрод. товаров, продолжи­тельность рабочего и свободного времени, жил. усло­вия, уровень образования, здравоохранения, куль­туры и т. д.). У. ж., наряду с укладом и качеством жизни, определяет условия образа жизни людей.

У-СИН (кит.— пять первоэлементов, или пять стихий, правильнее — пять движущих начал), одно из осн. по­нятий др.-кит. философии. Сложилось и получило рас­пространение в период Чуньцю — Чжаньго [8— 3 вв. до н. э.; по мнению нек-рых исследователей (Ян Юн-го) — в период Инь, 14—11 вв. до н. э.]. У-с.— это вода, огонь, дерево, металл и земля; первоначально они, видимо, объединялись понятием у-цай (пять исходных материалов, пять видов сырья), к-рое воспринималось как обозначение конкретных вещей. Затем появилось филос. осмысление их как сил и элементов, участвую­щих в образовании материального мира и являющихся его основой. У-с. характеризует сложная диалектич. связь «жизни — смерти»; дерево рождает огонь, огонь рождает землю (пепел), земля рождает металл, ме­талл рождает воду (на металлич. предметах скаплива­ется роса), вода рождает дерево, замыкая круг жизни; в свою очередь, в круге «смерти — уничтожения» дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево. Учение об У-с. играло важную роль в философии школы иньянцзя и в неоконфуцианстве (Чжоу Дунъи).

УСЛОВИЕ, то, от чего зависит нечто другое (обуслов­ливаемое); существенный компонент комплекса объек­тов (вещей, их состояний, взаимодействий), из нали­чия к-рого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными У. явления. Если из всех возможных наборов достаточных У. отобрать общие, получим не­обходимые У., т. е. У., к-рые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление. Пол­ный набор необходимых условий, из к-рого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обуслов­ленности, и к к-рому нельзя добавить ничего, что не бы­ло бы излишним с т. зр. обусловливания данного явле­ния, называют необходимыми и достаточными У. Чаще всего У. рассматриваются как нечто внешнее для явле­ния, в отличие от более широкого понятия причины, включающего как внеш., так и внутр. факторы. Так, для прорастания семени вода, тепло и кислород состав­ляют набор необходимых и достаточных условий; при­бавив к этому набору свет и гравитацию, получим также достаточный, но уже не необходимый набор У. Совокуп­ность конкретных У. данного явления образует среду его протекания, от к-рой зависит действие законов при­роды и общества. У. как одна из категорий детерминиз­ма образует, т. о., момент всеобщей диалектич. взаи­мосвязи. В логике объективное отношение между У. и обусловливаемым отражено в форме отношения меж­ду У. и следствием в условных суждениях, в к-рых,

УСЛОВИЕ 707

однако, У. (логическое) может представлять собой У. не только существования, но и познания: напр., «если на всхожие семена действуют вода, тепло и кислород (У. существования), то эти семена прорастают», или: «если семена проросли (У. познания), то значит. на них действовали вода, тепло и кислород». φ см. к статьям Причинность, Причина и следствие. УСТАНОВКА, состояние готовности, предрасположен­ности субъекта к определ. активности в определ. ситуа­ции. Явление У. было открыто нем. психологом Л. Лан-ге (1888) при изучении ошибок восприятия. Общепси-хологич. теория У. разработана сов. психологом Д. Н. Узнадзе, к-рый экспериментально доказал на­личие общепсихологич. готовности индивида к реали­зации активированной потребности в данной ситуации (актуальная У.) и установил закономерности закреп­ления такой готовности при неоднократном повторе­нии ситуаций, позволяющих удовлетворить данную потребность (фиксированная У.). По Узнадзе, У., ак­кумулируя прошлый опыт, опосредует стимулирующее воздействие внеш. условий и уравновешивает отноше­ния субъекта со средой. Исследования в сов. психологии социальной У. (Ш. Надирашвили, И. Гомелаури) и в зарубежной психологии — «аттитюда», т. е. субъек­тивных отношений личности к условиям деятельности (Ф. Хайдер, С. Аш, М. Розенберг, Л. Фестингер в США и др.), выявили сложную структуру У., содер­жащих эмоциональные, смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты пред­расположенности к восприятию и поведению в отно­шении социальных объектов и ситуаций. Предпола­гается, что в психич. структуре готовности к действию можно выделить иерархич. систему предрасположеннос-тей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведе­ния в виде: неосознаваемых простейших У. относитель­но простейших ситуаций и объектов; более сложных социальных У., регулирующих социальные поступки; ценностных ориентации личности, являющихся продук­том взаимодействия высших социальных потребностей и условий и опосредующих целостные программы со­циального поведения личности в различных сферах деятельности.

• Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психо­логии У., Тб., 1961; его же, Психологии, исследования, М., 1966; Прангишвили А. С., Исследования по психоло­гии У., Тб., 1967; Надирашвили Ш. А., Понятие У. в общей и социальной психологии, Тб., 1974; Ядов В. А., О диспозиционной регуляции социального поведения личности, в сб.: Методологии, проблемы социальной психологии, М., 1975; Ш и х и ρ е в П. Н., Социальная У. как предмет социально-психологич. исследования, в кн.: Психологии, проблемы со­циальной регуляции поведения, М., 1976; Асмолов А. Г., Деятельность и У., М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, Л., 1979; Андрее­ва Г. М., Социальная психологич. М., 1980, гл. 16; В о-keach M., The nature of attitudes, в кн.: The international encyclopedia of the social sciences, v. 1, N. Y., 1968; М с G u i-r e W. J., The nature of attitudes and attitude change, в кн.: The Handbook of social psychology, v. 3, Reading, 1968; A j-zen I., Fishbein M., Attitude-behavior relations: a theo­retical analysis and review of empirical research, «Psychological Bulletin», 1977, V. 84, N 5, p. 888—918.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений ст. зр. их полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели. 2) Направление в этике, считающее пользу осно­вой нравственности и критерием человеч. поступков. Получило широкое распространение в Великобрита­нии в 19 в., отразив умонастроения нек-рых слоев англ. либеральной буржуазии. Бентам, основополож­ник У., считал основой морали полезность, к-рую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натура-листич. и внеисторич. понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естеств. стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии