logo search
Философский энциклопедический словарь

702 Универсалии

ления общего при взаимодействии его с небытием. Аристотель подчёркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в первичных сущ­ностях, т. е. в единичных объектах, данных в чувств. опыте.

В сжатом виде проблема У. выражена Порфирием во «"Введении" к аристотелевским "Категориям"»: сущест­вуют ли роды (γένη) и виды (είδη) самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены они или находятся в чувств. явлениях. Формулировка Порфирия и её передача Боэцием по­служила основой ср.-век. спора об У., ставшего важ­ной темой схоластич. философствования. В самом начале (кон. 11 — нач. 12 вв.) выделились осн. типы его решения: крайний номинализм, крайний реализм и концептуализм. Борьба этих трёх направлений (и мно-гочисл. промежуточных вариантов) прошла через всё средневековье, стимулируя развитие логики и онто­логии, а также систематизацию теологии.

Доминирующая тема философии нового времени — основания достоверного познания — также требовала решения проблемы У. Своих сторонников в философии 17—18 вв. нашли все осн. точки зрения в ср.-век. спо­ре: реализм (Мальбранш), номинализм (Гоббс, Беркли, Юм, Кондильяк) и концептуализм (Локк). Мыслители нового времени пытались преодолеть антиномии схолас­тич. метода путём выяснения генезиса абстракций (Локк), выдвижения идеи репрезентативной абстрак­ции, выполняющей функции общего в познании (Гоббс, Беркли), различения правильно и неправильно образо­ванных абстракций (Спиноза). Основу принципиально новой концепции У. выдвинула нем. классич. филосо­фия. Открытие Кантом активности познающего субъек­та и, в частности, трансцендентальное толкование объек­тивности позволили понять У. как элемент синтеза, со­здающего предмет познания, а не как самостоят. сущ­ности. Предпринятый Кантом пересмотр природы У. завершился в учении Гегеля о восхождении от абстракт­ного к конкретному.

Сохраняя связи с традиц. зап.-европ. теорией по­знания (напр., неопозитивизм с номинализмом; фено­менология с картезианством и кантианством; неореа­лизм, особенно в лице позднего Уайтхеда, с платониз­мом), совр. бурж. философия переносит акцент в иссле­довании проблемы У. с эпистемологии на анализ языка науки и в конечном счёте обыденного языка или вы­двигает на первый план социальный аспект У. (как согласованных науч. текстов). Наиболее известные в новейшей зап. философии концепции У. принадлежат Куайну и Витгенштейну. Куайн рассматривает У. как речевые штампы, к-рые не имеют самостоят. смысла, приобретая относит. смысл лишь при интерпретации од­ной теории объектов посредством другой. Витген­штейн выдвинул теорию «семейных сходств», согласно к-рой группа объектов, объединяемых У., не имеет обязат. общего признака, хотя связана реальной систе­мой сходств; прокладывание при помощи У. границ и раз­личений является в основе своей языковой игрой. Обеим этим концепциям присущи релятивизм и конвенциона­лизм, ориентация на языковое поведение как послед­нюю смысловую реальность, а также парадоксальное сближение идей номинализма и реализма.

Основой диалектико-материалистич. понимания про­блемы У. является диалектика единичного, особенного и всеобщего.

• Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев По­сад, 1915; Котарбиньский Т., Спор об У. в ср. ве­ка, Избр. произв., М., 1963; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в сб.: Проблема знака и значения, М., 1969; По­пов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич. идей от античности до эпохи Возрождения, М., 1974; H a р­с к и й И. С., Проблема У. и дискуссия на XVI Всемирном филос. конгрессе, в кн.: Философия и мировоззренч. проблемы совр. науки, М., 1981, с. 269—98; В о с h е n s k i I. M. J., The problem of Universals. Notre Dame, 1956; Aaron R. J.,

The theory of universale, Oxf., 19672; Universals and particulars Heading in ontology, ed. by M. J. Loux, N. Y., 1970.

А. Л. Доброхотов.

УНИВЕРСУМ (лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что подразумевается под «всей реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты го­ворили об У. как множестве пребывающих и разрушаю­щихся миров, возникающих из движения материи, полагая это множество миров неисчислимым; Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров (см. Соч., т. 3, ч. 1, М., 1971, с. 497—98). В новое время, начиная с Лейбница, утвердился взгляд на У. как на «множество всех возможных миров», из к-рых только один — наш мир — реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т. е. непротиворечивым образом представ­ляющие возможные факты или связи вещей. Именно с этим толкованием У. связано понятие об «описаниях состояния» (как возможных мирах) в логич. семантике и модальной логике. Мысль об У. как связном «единст­ве многого» порождала многочисл. филос. попытки сис­тематики У.— исчерпывающего мысленного отображе­ния этого единства в форме того или иного учения о мире как целом, построенного на основе общей системы принципов. Однако такая задача остаётся «...на все времена делом невозможным» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 36) не только в си­лу бесконечности У. и соответственно неисчерпаемос­ти познания, но и в силу неоднородности У.— его со-ставленности из миров с разными законами и разной качеств. природы (будь то мир звёздного неба, мир обществ.

отношений или мир элементарных частиц). В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приоб­ретает смысл фиксированной системы (или систем) объектов, к к-рым относятся утверждения (высказы­вания) к.-л. теории. Именно поэтому говорят об уни­версуме рассуждения — логич. абстрак­ции, выражающей мир мыслимых объектов, единство многого, поскольку типы изучаемых в к.-л. теории объектов могут быть различны в зависимости от допус­каемых средств и задач исследования. Эта логич. абстракция только отчасти обобщает филос. идею У. К элементам У. рассуждения прежде всего относят индивиды, т. е. элементарные объекты изучаемой об­ласти, а, кроме того, если требуется, все их виды и роды (множества индивидов). Напр., натуральные числа, их отношения и числовые функции (абстракции разных порядков) могут составлять единый У. рассуждения. Такое широкое понимание У. вместе с утверждением, что всякое множество является элементом нек-рого У., приводит к утверждению о бесконечности множеств объ­ектов. Др. аспект анализа идей, связанных с У., — раз­личение стандартного и нестандартного, конструк­тивного и неконструктивного У., а также онтологич. и гносеологич. У. рассуждения (отнесение последнего непосредственно к теории, а первого — к возможным моделям этой теории).

• Бирюков Б. В., Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике, М., 1963; Кон П., Универс. алгебра, пер. с англ., М., 1968; Ново­сёлов M. M., Категория тождества и ее модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.

УОРД (Ward) Джеймс (27.1.1843, Халл, графство Йоркшир, — 4.3.1925, Кембридж), англ. психолог и философ-идеалист. Выступив с резкой критикой ма­териализма, натурализма и атомизма как механистич. учений о мире, У. противопоставил этому теизм, «спи-ритуалистич. монизм». Реальный мир, по У.,—совокуп­ность взаимодействующих «духов», монад. По характе­ристике В. И. Ленина, У. «...ловит слабые места "сти­хийного" естественноисторичеекого материализма...» (ПСС, т. 18, с. 297), пытаясь использовать это для до­казательства филос. несостоятельности материализма вообще. В психологии У. выступил против эволюцио­низма, психофизич. параллелизма и ассоцианизма.

Вслед за Джемсом он ввёл представление об активном, избирательно воспринимающем психологич. субъек­те, подчёркивая значение воли и внимания как гл. ви­дов психич. деятельности.

• Naturalism and agnosticism, v. 1—2, L., 1899- The realm of ends or Pluralism and theism, N. Y.— Camb 1911; Psycholo­gical principles, Camb., 1918.

• богомолов а.С., Идея развития в бурж. филосо­фии 19 и 20 вв., [M.], 1962, гл. 3, § 2; Ярошевский М Г История психологии, М., 19762; Murray A. H., The philo­sophy of J. Ward, Camb., 1937.

УОРД (Ward) Лестер Франк (18.6.1841, Джолиет, шт. Иллинойс, — 18.4.1913, Вашингтон), амер. социолог, один из основоположников психологизма в социологии; геолог, палеонтолог, один из основателей палеобота­ники. Первый президент Амер. социологич. ассоциа­ции (1906-08).

Социологич. концепция У. сложилась под влиянием Конта и Спенсера. Но в противоположность биологизму Спенсера У. считал, что социальная эволюция имеет активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Первонач. социальной силой являет­ся желание, выражающее природные импульсы. Осн. желаний два — удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Они определяют поведение челове­ка, толкают его к переделке естеств. окружения. Гл. движущей силой историч. развития У. считал интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и че-ловеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в животном мире, осознанным, «теллическим» прогрессом. Классы, гос-во и системы права возникают, по У., из борьбы рас. Расы-победи­тели и расы-побеждённые не могут ассимилироваться благодаря вражде, ненависти и презрению, что при­водит к кастовому строю. В образовании и развитии каст — причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами.

Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С од­ной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она всего лишь проявление «группового чувства сохране­ния перед новым и своеобразным» и её функции сводят­ся к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, У. враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии — «науч. контроля социальных сил по­средством коллективного разума общества», представ­ляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с по­мощью всеобщего и обязат. образования.

• Glimpses of the cosmos, v. l—6, Ν. Υ., 1913—18; Textbook of sociology, N. Y., 1920 (совм. с J. Q. Dealey); The Ward-Hoss correspondence, [s. 1.1, 1946; L. F. Ward. Selections from his work, N. Υ., 1963; Dynamic sociology, ν. 1—2, Ν. Υ., 1968; Pure sociology, Ν. Υ., 1970!; Applied sociology, Ν. Υ., 1974; в рус. пер.— Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.

• Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961 (см. указатель); К о н И. С., Позити­визм в социологии, М.., 1964.

УОРНЕР (Worner) Уильям Ллойд (26.10.1898, Ред-лендс, шт. Калифорния,— 23.5.1970, Ист-Лансинг, шт. Мичиган), амер. антрополог и социолог. Социоло­гич. концепция У. сложилась под влиянием Малинов­ского, Радклифф-Брауна и Дюркгейма. Работы У. по изучению классовой структуры США основаны на опи­сании и анализе субъективных мнений и убеждений опрашиваемых лиц относительно своего классового положения. Согласно У., под классом подразумевают­ся два или более слоя людей, к-рые считаются зани­мающими социально высшую и социально низшую по­зицию. В качестве определяющих критериев классовой позиции (статуса) У. выдвигал набор признаков, не выделяя среди них главных, хотя экономич. факторам он отдавал предпочтение перед другими. У. считал, что если известны образование человека, занятие, состоя-

УОРНЕР 703

ние, доход, семья, друзья, клубы и общества, а также его привычки, речь и вообще поведение, то нетрудно дать достаточно точную оценку его статуса. У. и его сотрудники разработали эмпирич. методики и приёмы оценки социального статуса (индексы) и распределе­ния населения по этим статусам. На основе эмпирич. исследований классовой структуры небольших амер. городов У. утверждал, что в США существуют шесть классов — высший-высший (1,44%), низший-высший (1,56%), высший-средний (10,22%), низший-средний (28,12%), высший-низший (32,6%) и низший-низший (25,22%). Существование различных классов, по У., определяется необходимостью нек-рой упорядочен­ности во взаимодействии отд. лиц и групп. С ростом разделения труда, по У., возрастает социальная диффе­ренциация. Социальное неравенство истолковывает­ся как функционально необходимое для сохранения общества, части к-рого У. рассматривает как объеди­нённые и взаимозависимые в системе, находящейся в равновесии. Общая теоретич. схема учения У. о классах несостоятельна, многие его идеи вызвали резкую критику со стороны немарксистских социоло­гов, напр. Р. Миллса и др. Вместе с тем ряд его идей и методов способствовали росту змпирич. исследований классовой структуры.

У. изучал также проблемы взаимоотношений между различными этнич. группами, особенно в Австралии и США, социальную структуру пром. предприятий США, роль и влияние средств массовой коммуникации, фак­торы воспитания и образования, механизмы формиро­вания религ. убеждений и верований.

• Jankee city series, v. 1—5, New Haven — L., 1941—59 (со­автор); Social class in America, N. Y., 1960 (соавтор); The cor­poration in the emergent American society, N. Υ., 1962; Ame­rican life: dream and reality, Chi.— L., 19653.

• Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961.

УОТСОН (Watson) Джон Бродес (9.1. 1878, Гринвилл, шт. Юж. Каролина,— 25.9.1958, Нью-Йорк), амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция У., созданная на основе исследований животных, яви­лась реакцией на методы интроспективной психологии (см. Самонаблюдение). У. попытался построить психо­логию как одну из естеств. наук, пользующихся объек­тивными экспериментальными методами. Всю психич. деятельность У. трактовал как поведение, понимаемое в виде совокупности связей «стимул — реакция»; орга­низм, по У.,— «самоорганизующаяся машина», осн. задача психологии — изучение процессов научения. Даже мышление У. стремился представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Идеи и методы У. оказали большое влияние на развитие психологии, прежде всего в США. Меха-нистич. ограниченность концепции У. была подвергну­та критике в процессе дальнейшего развития психоло­гии.

• Behavior: an introduction to comparative psychology, Ν. Υ., 1914; в рус. пер.— Психология как наука о поведении, М.— Л., 1926.

• Экспериментальная психологич. ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пи­аже, пер. с французского, в. 1—2, М., 1966; Ярощевский М. Г., История психологии, Μ., 19762.

УПАНИШАДЫ (санскр. упанишад, букв. — сидение около, т. е. вокруг учителя с целью познания исти­ны, отсюда позже — сокровенное знание, тайное уче­ние), др.-инд. произведения религ.-филос. характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутр. смысла; гл. источник религ.-филос. системы веданты. Корпус У. составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к 6—3 вв. до н. э., а позднейшие к 14—15 вв. н. э. Наиболее ранний слой У. образуют «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Таиттирия», «Айта-рея», «Каушитаки» и «Кена». Неск. позже были состав­лены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», к-рым придана метрич. форма. След.