logo search
Философский энциклопедический словарь

626 Соловьёв

филос. конструкций в сторону христианской эсха­тологии.

Космич. тема решалась у С. нетрадиционно для христианства — на почве платоновского мифа об эро-тич. восхождении; в трактате «Смысл любви» (1892—94) С. развивает мысль о том, что совершенная половая лю­бовь способна восстановить целостность человека и ми­ра и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволю­ционистски окрашенной космологии С. созвучны косми-чески-преобразоват. идеи Η. Φ. Фёдорова и К. Э. Циол­ковского.

Некоей гармонизации этих двух исходных тем — кос­мической и социальной — призвана служить метафизи­ка С.: собственно филос. доктрина «всеединства» и ре-лиг.-поэтич. учение о Софии. Предприняв вслед за ран­ними славянофилами пересмотр «зап. философии» как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно-символич. постижение мира, осн. на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии — «положит. всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элемен­тов бытия как божеств. первообраз и искомое состояние мира. Это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Со­фии — «вечной женственности»; стихи «софийного цикла», а также эстетич. концепция С. оказали влияние на поэзию и теорию рус. символизма, мн. представители к-рого видели в С. олицетворение переломной эпохи (см. А. А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир Соловьев и наши дни», Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446—54 и т. 6, 1962, с. 154—59; А. Белый, «Арабески», М., 1911, с. 387—94).

С. стоит у истоков «нового религиозного сознания» нач. 20 в.: богоискательства и религ. философии Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и E. H. Тру­бецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и др.

• Собр. соч., т. 1 — 10, СПБ, 1911 —142; Письма, т. 1—4, СПБ, 1908—23; Стихотворения и шуточные пьесы, вступ. ст., сост. и примеч. З. Г. Минц, Л., 1974.

• О Владимире С., Сб. 1, М., 1911; Трубецкой Е., Ми­росозерцание Вл. С. С., т. 1 — 2, М., 1913; М о ч у л ь-ский К. В., В. С. С., Париж, 1936; История философии в СССР, т, 3, М., 1968, гл. X; С п и p о в В. В., Философия исто­рии Вл. С. в ее развитии и преемственности, в сб.: Из истории рус. философии 19 — нач. 20 века, М., 1969; Madeу J., W. S. Solowjew und seine Lehre von der Weltseele, Düsseldorf, 1961; G l e i x n e r H., V. Solov'evs Konzeption vom Verhältnis zwischen Politik und Sittlichkeit..., Fr./M., 1978.

P. А. Галъцева, И. Б. Роднянская.

СОМЕРВИЛЛ (Somerville) Джон (р. 13.3.1905), амер. философ, социолог и обществ. деятель. Первоначально сторонник прагматизма, С. после 2-й мировой войны примкнул к филое. натурализму, а впоследствии в решении ряда вопросов перешёл на позиции диалек-тич. и историч. материализма. С.— президент и один из создателей в США «Об-ва по изучению диалектич. материализма». Редактор журн. «Soviet studies in phi­losophy» (с 1962). В результате двухлетнего пребывания в СССР (1935—37) С. написал первую амер. книгу о сов. филос. науке («Soviet philosophy», 1946). Разраба­тывает проблемы гуманизма, свободы и демократии. Осн. внимание уделяет вопросам войны и мира, поли­тике мирного сосуществования. В кн. «Философия мира» («The philosophy of peace», 1949) выступил против империалистич. политики «холодной войны» и гонки вооружений, а также с разоблачением фаш. идео­логии. Нек-рые работы С. посвящены вопросам истории, методологии и логики науки. С. активно участвует в междунар. филос. и социологич. конгрессах.

• Methodology in social science, N. Υ., [1938]; The way of science, its growth and method, N. Y., [1953]; The communist trials and the American tradition, N. Y., [1956]; The philosophy of marxism: an exposition, N. Y., 1967; в рус. пер.— Избранное, Μ., 1960; Марксизм, мир и научно-технич. революция, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М., 1977.

• Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977; Кувакин В. А., Марксистская филос. мысль в США, (70 гг. XX в.) М., 1980 (библ.).

СОРИТ (греч. σωρείτης, σωρίτης, от σωρός — куча), вид сложносокращённого силлогизма, представляющий собой цепь силлогизмов, в к-рой опущены определён­ные посылки. Существуют два вида С.: (1) когда опус­каются меньшие посылки силлогизмов и умозаключение идёт от подчиненного понятия к подчиняющему (аристоте­левский С.); (2) когда опускаются большие посылки и умозаключение идёт от подчиняющего понятия к подчинённому (гоклениевский С.). Пример формы С. вида (1): «Всякое S есть А, всякое А есть В, всякое В есть Р, следовательно, всякое S есть Р»; С. вида (2): «Всякое А есть Р, всякое В есть А, всякое S есть В, следовательно, всякое S есть Р». В С. каждый термин (кроме субъекта и предиката заключения) входит в по­сылки дважды: сначала — как предикат, а в след. по­сылке — как субъект; либо сначала — как субъект, а в след. посылке — как предикат. См. также Силлогис­тика.

СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович (21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР,—10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской ре­волюции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа» (1917). С 1920 проф. Петроградского ун-та. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США. С. рассмат­ривал историч. действительность как иерархию в раз­ной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистич. концепции С.— идея о приоритете сверхорганич. системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями к-рых являют­ся индивиды и институты. Историч. процесс, по С., есть циклич. флуктуация типов культур, каждый из к-рых — специфич. целостность и имеет в основе неск. главных филос. посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три осн. типа культуры: чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредств. чувственное восприятие дей­ствительности; идеациональный (ideational), в к-ром преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный вид позна­ния. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обществ. отношений, радикальное преобразование и смена к-рых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис совр. «чувственной» культуры С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религ. «идеалистич.» культуры. С,— один из родоначальников бурж, теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

* Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1—2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil,—L., 1925; Social mobility, N. Y.— L., 1927, новое изд.— Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Society, culture and personality, N. Y.— L., [1947]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Social and cultural dynamics, v. l—4, N. Y., 1962; Sociological theories of today, N. Y.—L., 1966. • Ленин В. И., Ценные признания Питирима С., ПСС, т. 37; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. С., «Новая и новейшая история», 1966, N« 4; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. социологии первой половины 20 в., М., 1979; Allen P. J. (ed.), P. A. Sorokin in review, Durham, 1963; С о w e l l F. R., Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin in sociology, Boston, 1970.

• Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная прог­рамма русской социал-демократии, ПСС, т. 6; е г о ж е, О госу­дарстве, там же, т. 39; Ключевский В. О., История сосло­вий в России, Соч., т. 6, М., 1959; Г у p е в и ч А. Я., Катего­рии средневековой культуры, [М., 1972].

СОСТОЯНИЕ, категория науч. познания, характери­зующая способность движущейся материи к прояв­лению в различных формах с присущими им существ.

СОСТОЯНИЕ 627

свойствами и отношениями. «...Всё и вся бывает как "в себе", так и "для других" в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 97). С помощью категории С. выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, к-рый в конечном итоге сводится к изме­нению их свойств и отношений. Совокупность таких свойств и отношений определяет С. вещи или явле­ния. Поэтому характеристика С. вещей и их систем имеет важнейшее значение для раскрытия их сущ­ности.

Категория С. сложилась в антич. философии. У Арис­тотеля она выступает в качестве одной из важнейших категорий, тесно связанной с сущностью н отношением. В новое время в ньютоновской механике С. рассмат­ривалось как экстенсивная (количеств.) характерис­тика движения.

В совр. науке С. служит интегральной характеристи­кой различных систем. Через понятие С. определяются исходные принципы и понятия теории информации и кибернетики. Напр., информация связана с устране­нием неопределённости в С. системы и определяется раз­нообразием её возможных С.

• Свечников Г. А., Причинность и связь С. в физике, М., 1971.

СОФИЗМ (от греч. σόφισμα — хитрая уловка, измыш­ление), логически неправильное (мнимое) рассужде­ние (вывод, доказательство), выдаваемое за правиль­ное. Отсюда «софист» в одиозном значении — лицо, к-рое строит ложные умозаключения и ищет корысти от такой мнимой аргументации. Разнообразные приме­ры С. приводит в своих диалогах Платон («Евтидем» и др.). Логич. анализ С. и их классификацию дал Арис­тотель в соч. «О софистич. опровержениях» (см. Соч., т. 2, М., 1978). Примером древнего С. является С. «Рога­тый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». Ошибка здесь со­стоит в неправомерном заключении от общего правила к частному случаю, к-рый это правило по существу не предусматривает. Распространёнными С. являются, напр., рассуждения, построенные на произвольно выб­ранных, выгодных для софиста альтернативах, с по­мощью к-рых, вообще говоря, можно доказывать что угодно. С. иногда называют рассуждения, к-рые по существу являются парадоксами (напр., «Лжец», «Ку­ча»). Однако эти понятия следует различать: в отличие от парадоксов в С. не проявляются действительные ло­гич. трудности. С. возникают в результате заведомо некорректного применения логич. и семантич. правил и операций.

* Д ж е в он с В. С., Элементарный учебник логики дедук­тивной и индуктивной, пер. с англ., СПБ, 1881; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., М., 18983.

СОФИСТИКА (от греч. σοφιστική — умение хитроумно вести прения), 1) филос. течение в Др. Греции, создан­ное софистами. 2) Рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении лож­ных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные (см. Софизм). Будучи разновидностью метафизич. мыш­ления, С. коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на фактах изменчивости, проти­воречивости и сложности объектов познания, С. отри­цает абс. моменты в процессе постижения истины: «Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). В своих построениях С. использует различные логич. ошибки, подмену понятий, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов. Нарушая требова­ния формальной логики, С. ведёт к утрате мышлением конкретности и определённости и к субъективистскому применению «гибкости понятий»: «эта гибкость, приме-