logo search
Философский энциклопедический словарь

40 Астика

единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. В антич. время рождаются различные концепции про­исхождения религии: Демокрит выдвигает идею о воз­никновении веры в богов из страха перед грозными си­лами природы; афинскому тирану Критию приписыва­ется взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый А. очень редок (ле­генда о «трёх обманщиках»), но зато можно просле­дить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда, Оккама и др.

Становление капиталистич. способа произ-ва требо­вало развития науки, что привело к столкновению с цер­ковью и религ. догматикой. «...Паука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла уча­стие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдаю­щихся учёных, обосновывавших гелиоцентрич. карти­ну мира, сыграли огромную роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Бруно, Л. Ванини, Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Гоббс, Нью­тон), скептич. рационализму в вопросах религии (Мон-тень, П. Бейль, Вольтер).

Представителями последовательного А., «бойкой, жи­вой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 45, с. 26), выступили франц. мате­риалисты 18 в. Видя в религии преим. продукт обмана и невежества, франц. материалисты боролись за осво­бождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Недостаточность их А. связана с неисторич. подходом к религии и обществ, развитию. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Фейербах, к-рый с позиций антропологич. мате­риализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии Фейербах видел в «самоотчуж­дении» человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ — богов. Ограничен­ность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой «религией человеколюбия».

А. в 19 в. связан в значит. степени с достижениями естеетвеннонауч. мысли. Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. «монизма» и организовал «Союз мо­нистов» для борьбы с религ. мировоззрением. Атеистич. направленность имел вульгарный материализм Бюхне-ра, Фохта, Молешотта.

С позиций иррационалистич. философии жизни под­верг критике христианство и религию Ницше. В 20 в. иррационалистич. линия критики религии получила развитие в т. н. атеистич. экзистенциализме (Хайдег-гер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоана­лиза с отрицанием религии выступил Фрейд.

В России развитие свободомыслия и А. связано с пе­редовой рус. мыслью 18—19 вв. У истоков его стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение к-рых склады­валось в русле деизма. Рус. революц. демократы Бе­линский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писа­рев непосредственно связывали А. с задачами антикре-постнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Се­ченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И. Мен­делеева.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материа-листич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление, возник­новению науч. А. Маркс и Энгельс показали недостаточ­ность сведения религии к ложным взглядам и заблужде­ниям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастич. отраже­ние действительности и иллюзорное избавление от гнё­та этой действительности. По словам Маркса, «р е л и-г и о з н о е убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и про­тест против этого действительного убожества. Ре­лигия — это вздох угнетённой твари, сердце бессер­дечного мира, подобно тому как она — дух бездуш­ных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с осуществлением глубо­чайших преобразований реальных человеч. отношений и становится возможным тогда, когда «...отношения практической повседневной жизни людей будут выра­жаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех обществ.-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенден­ций и механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроиз-во религ. предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономич., историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...м а-териалистически объяснить источник веры и религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отно­шение коммунистов к религии, Ленин писал: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражда­нами в их правах в зависимости от религиозных веро­ваний совершенно не допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии науч. А. сыграли Г. В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Диц-ген и др. марксисты.

После победы Οκτ. революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массо­вого А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от ре-лиг. предрассудков является одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью комму-нистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства. Если в сер. 30-х гг. в городах 1/3 взрослого населения, а в деревне — 2/з были верующими, то в кон. 70-х гг., по данным со-циологич. исследований, активные верующие состав­ляют 8—10% взрослого населения. В совр. условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистич. ра­бота, охватывающая теперь все слои, группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль А. в по­строении в СССР общества, где господствует научно-материалистич. мировоззрение.

• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Об А., религии и церкви, Сб., Μ., 197Γ, Ленин В. И., Об А., религии н церкви, Сб., М., 1969; Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Л е н и н В. И., О ре­лигии, Сб., М,, 1975; О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. гос-ва, Μ., 19812; Материалы XXVI сьезда КПСС, М., 1981; М а у т н е ρ Φ., А. в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Ворони ц ин И. П., История А., Рязань, 19303; История свободомыслия и А. в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный А., Избр. тр., М., 1972; История и теория А., М., 1974; Научный А., М., 1978; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd l—4, Stuttg.—-B., 1920—23; Borne E., Atheism, N. Υ., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklärung und des Atheismus, Bd 1—2, B., 1966—67; Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971. Ю. Б. Пищик.

АТМАН (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. уче­ниях — всепроникающее субъективное духовное нача­ло, «Я», душа. Противопоставляется брахману как выс­шей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в упанишадах.

Учение об А. восходит к «Рпгведе», где А. обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания; в этом отношении А. может отождествляться и с пуру- -шей. В ранних упанишадах А. понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях: когда А. отождест­вляется с телом человека, брахман воплощается как космос; когда А. отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой; когда А. отождествляется с носи­телем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара; нако­нец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъ­ект и объект слиты воедино, А. становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).

Учение об А. получило развитие во всех ортодоксаль­ных школах индуизма. Осн. его принципы: от устой­чивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые те­лом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» — это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чисто­го бытия), не ограниченное конкретными объектами; А. скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в бо­ге, брахмане; открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания — самопознание, к-рое одновременно есть и познание бога и связано с дости­жением высшего блаженства. Помимо веданты теория А. активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих моди­фикаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконеч­ной субстанции, обладающей сознанием).

Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании А. как целостной субстанции: есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллю­зии постоянной души. В махаяне была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.

• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ρ и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; W a U е s e r M., Das Problem des Ich, Hdlb., 1903; Stcherbatsky T h., The soul theory of the Buddhists, «Изв. Росс. АН», 1919, т. 13, с. 823—54, 937—58; Narahari H.G., Atman in pre-Upani-sadic Vedic literature, Madras, 1944; Günther H., Das Seelen­problem im älteren Buddhismus, Konstanz, 1949; Troy Wil­son Organ, The self in Indian philosophy, The Hague, 1964; Damodaran Edavana, Critique of Self, [Bombay], 1966; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975.

ATOM (от греч. άτομος — неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из к-рых состоят все вещи (лат. пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, А. не обладают к.-л. качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находят­ся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демо­критом движению пылинок в воздухе).

Понятие А. было заимствовано у Демокрита Эпику­ром и его школой, а позднее вошло в арсенал науки нового времени. См. Атомистика.

АТОМИСТИКА, атомизм, учение о дискретном -(прерывистом) строении материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, про­цесса, свойства (социальный атомизм, логич. атомизм и др.). А. возникла в антич. философии; одним из её основоположников был Демокрит, согласно к-рому материя состоит из мельчайших частиц — атомов. Ато­марную природу, по Демокриту, имеет также и прост-