logo search
Философский энциклопедический словарь

522 Прагматика

ПРАГМАТИКА (от греч. πράγμα, род. падеж τφύγπατος - дело, действие), раздел семиотики, пос­вящённый изучению отношения интерпретатора-поль­зователя к.-л. знаковой системы (т. е. субъектов, воспри­нимающих и использующих её) к самой знаковой сис­теме. Осн. идеи П. восходят к Ч. Пирсу и Ч. Моррису (к-рый ввёл самый термин «II.»). Прагматич. свойства и отношения (напр., стилистич. характеристики языка, оптимальное строение и степень допустимого сжатия сообщений), существенные для адекватного восприятия и понимания текстов, как правило, не выразимы сред­ствами рассматриваемой знаковой системы, и их изуче­ние, помимо чисто лингвистич. и логич. методов, требу­ет привлечения понятийного и методологич. аппарата таких наук, как психология (в частности, инженерная психология), социальная психология, этология (нау­ка о поведении животных); в свою очередь, данные П. представляются перспективными для использования в «обслуживающих» её науках. П. предполагает всесто­ронний учёт свойств и возможностей человеч. интеллек­та и претендует на выявление условий и возможностей моделирования этих свойств в рамках широкой межди­сциплинарной программы т. н. искусств. интеллекта (разработки всевозможных «роботов»). Примерами такого рода задач прикладной П. могут служить проблемы ма­шинного перевода и реферирования, построения ин-формац.-поисковых систем, создания специализиров. искусств. языков для нужд автоматич. программиро­вания на ЭВМ и осуществления к.-л. спец. коммуника­тивных функций (наиболее ранний и известный при­мер — т. н. Lincos — lingua cosmica голл. математика X. Фройдеиталя, предназначенный для потенциально возможных космич. коммуникаций). Идеи и представ­ления П. используются в разработке теоретич. проблем математич. логики и оснований математики. • см. к ст. Семиотика.

ПРАКРИТИ (санскр.), в др.-инд. мысли — пер-вонач. субстанция, природные условия чего-либо, ма­териальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима к к.-л. конкретным эле­ментам (напр., к атомам земли, воды и т. п.), к-рые возникают из неё, равно как и тонкие элементы (ум или чувства). В ряде филос. направлений П. противо­поставляется пуруше (сознанию, «Я»); оба эти начала, рассматриваемые в санкхье как самостоят. реальности, соединяются друг с другом, открывая начало эволю­ции. Существование П. в санкхье обосновывается ря­дом аргументов: ограниченность и взаимозависимость •всех объектов мира предполагает неограниченную и независимую причину их бытия; общие свойства разных объектов, вызывающие сходные ощущения, должны иметь общую причину и т. п. В ряде школ инд. мысли П. выступает как источник заблуждения: низшая ре­альность П. скрывает высшую реальность абсолюта. Согласно Раманудже, П., время (кала) и чистая мате­рия (шуддхататтва) — три субстанции, лишённые сознания; П. недоступна восприятию или умозаклю­чению, существование её доказывается лишь отсылкой к свидетельству Священного писания. В мифологии П. воплощает высшую волю творца и идентифицируется с майей (иллюзией) и с божественной жен. энергией — шакти.

ПРАКТИКА (греч. πρακτική, от πρακτικός — дея­тельный, активный), материальная, чувственно-пред­метная, целелолагающая деятельность человека, име­ющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая все­общую основу, движущую силу развзития человеч. об­щества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производственную, так и др. виды деятельности — напр. педагогич., художеств., административную и т. д.). Осн. формы практич. деятельности людей — про-из-во материальных благ (труд), а также социально-пре-

образующая, революц. деятельность масс, направлен­ная на изменение социальных отношений.

Под П. прежде всего разумеется совокупная деятель­ность человечества, опыт всего человечества в его ис-торич. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного произ-ва. Будучи осн. способом обществ. бытия человека, формой его са­моутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец, результат деятель­ности.

Обществ. П. находится в единстве с познават. дея­тельностью человека, с теорией. Она является источни­ком науч. познания, его движущей силой, даёт позна­нию необходимый фактич. материал, подлежащий обобщению и теоретич. обработке. П. формирует само­го субъекта познават. деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности ре­зультатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, к-рые прошли проверку прак­тикой, могут претендовать на объективное значение. П. является критерием истины потому, что она — как материальная деятельность людей — имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и соот­носит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем, хотя успешность че-ловеч. П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неоп­ределенен", чтобы не позволять знаниям человека прев­ратиться в "абсолют", и в то же время настолько опре­деленен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин В. И., там же, с. 145—46).

Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для удов­летворения материальных и духовных потребностей об­щества и человека. Практич. воплощение идей, превра­щение их в предметный мир представляет собой онред-мечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные по­нятия в законченную объективность» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 177).

Практич. деятельность людей и её отношение к по­знанию рассматривались в истории философии. В до­марксистской философии, когда материализму был свойствен созерцат. подход к миру, деятельное начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но пос­ледний ограничивал деятельность, творч. активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Согласно Гегелю, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознат. началом. Так, прагматист Джемс относил к П. «религ. опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые представители ревизионизма

вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творч. самосознающей деятельности, трактуемой как единств. форма реальности.

Правые ревизионисты односторонне трактуют отно­шение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечест­ва, что приводит к субъективистскому пониманию П. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу об­ществ. П., утилитарно понимают её как лишь непо­средств. физич. участие индивида в производств. или политич. деятельности.

Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации идеального, духовного мо­мента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в те­орию познания. Поскольку практич. деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда концепция, обособляющая материальную, прак­тич. и духовную, теоретич. деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое един­ство. Но зто совсем не означает, что духовная деятель­ность есть форма П. Марксизму также чужда концеп­ция «... мистического тождества практики и т е-о p и и» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материаль­ных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит решающая роль. Диалек­тич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства соци­ализма и коммунизма.

• П. и познание, М., 1973; Основы марксистско-ленинской фи­лософии, М., 1980s; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 7; см. также лит. к ст. Теория позна­ния. Л. Г. Спиркин.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие нем. классич. философии, означающее способность человека к свобод­ному действию на основе высших безусловных принци­пов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практич. функциях (т. е. как П. р.), даёт человеку «законы сво­боды», т. е. моральные принципы, возвышающие че­ловека над миром природы. Благодаря П. р. человек выступает как свободное существо, независимое в сво­ём поведении от «механизма» природы и конечных ус­ловий эмпирич. существования. Если интерес теорети­ческого разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен де­лать?». В конечном счёте, по Канту, высший долг че­ловека — относиться к любому человеку (и человече­ству в его лице) как к цели и никогда — только как к средству (см. Категорический императив).

Учение о П. р. получило развитие в идеалистич. филос. системах Фихте и Шеллинга. В филос. системе Гегеля П. р. («практич. дух») выступает как форма предметно-практич. отношения человека к миру.

• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 340—695; его же, Критика П. р., там же, т. 4 (ч. 1), М., 1965, с. 311—501; Гегель Г., Философия духа, Соч., т. 3, М., 1956, с. 228—39, 280—91; О в с я н н и к о в Μ. Φ., Филосо­фия Гегеля, М., 1959, с. 61—70, 177—80; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, с. 61—73, 318—80.

ПРАНА (санскр., букв.— дыхание), в др.-инд. филосо­фии дыхание как жизненный принцип, жизнь как оду­шевляющее начало и общемировой процесс. Нередко П. (во множеств. числе) обозначает органы чувств. жизненные силы и т. п. [в частности, к П.относят речь, обоняние, глаз, ухо, манас, познание (виджняна), ко­жу, семя и т. п.]. Понятие П. известно уже в «Ригведе», но подробную разработку оно получает в упанишадах, где оформилась классификация типов дыхания и была

ПРАНА 523

сформулирована теория о превосходстве жизненного дыхания П. над др. органами жизнедеятельности. По­давляющее большинство школ др.-инд. философии, признавая, что материя составляет, важную характери­стику феноменального мира, считало её недостаточной для объяснения явления жизни, причиной к-рой объ­являлась П. П.— это не только психофизиология, по­нятие, связанное с жизнью, с человеком, но и некий космич. принцип, объединяющий микрокосмос и макро­космос (учение о П. имеет многочисл. аналогии с кон­цепциями мировой души, жизненного духа). Соединяясь с манасом, П. образует жизненное «Я» человека, с к-рым может отождествляться атман-субъект. В йоге среди восьми средств очищения и просветления ума-читты — пранаяма (букв.—удерживание П.), ре­гулирование дыхания, приводящее к сосредоточению ума; при задержке дыхания ум достигает состояния абс. сосредоточенности.

• E W i n g A. H., The Hindu conception of the functions of breath, «Journal of American Oriental Society», 1901, v. 22, p. 249—308.

ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА [санскр.— координация (эле­ментов- дхарм)], закон деятельности дхарм в буд­дизме, иногда называемый законом причинности, но по существу закон совместно-зависимого происхожде­ния элементов (один элемент всегда после другого и пе­ред другим без существенного при этом влияния друг на друга). П. представляет собой сочетание 12 звеньев, или нидан (отсюда др. назв.— «12-членная формула» или «12-членная цепь»): авидъя (невежество), санкхара (склонности, волевые импульсы), виджняна (сознание-разум), нама-рупа (психич. и чувств. элементы), шадая-тана (органы чувств), спарша (соприкосновение), ведана (ощущения-эмоции), танха (желание), упадана (схваты­вание), бхава (становление), джати (рождение), джара-маран (старость-смерть) — порядок последопательнос-ти может быть иной. Буддийское предание помещает формулирование П. непосредственно после изложения четырёх благородных истин. Существует две интерпре­тации П.: 1) психологическая — объяснение проис­хождения индивидуальной жизни, связанного с ней страдания (свойственная раннему буддизму): с какого бы члена ни начался процесс происхождения бытия (и страдания), несомненно, согласно П., причина его не в мире, а в определ. отношении человеч. «Я» к миру — желании; 2) космич. толкование (исходящее из общебуд­дийской идеи неразрывности индивидуального и косми­ческого, психологического и онтологического), пред­ставляя каждое звено цепи как определ. совокупность дхарм, считает, что П. объясняет становление всего вообще.

• см. к ст. Буддизм.

ПРЕВРАЩЕНИЕ, непосредственное умозаключение в рамках формализма традиц. логики; применяется обычно совместно с обращением суждений. П. состоит в изменении качества посылки и одновременном заме­щении термина предиката на термин ему противопо­ложный. Пример: «Книга новая, следовательно, она не старая». Семантич. основой П. служит дихотомиче­ское деление признаков, а логич. основой — исключён­ного третьего принцип и законы двойного отрицания. Как и др. виды непосредств. умозаключений, П. пользовалось особым вниманием ср.-век. философов, занимавшихся логико-грамматич. анализом места от­рицания в предложении в связи с вопросом о равносиль­ности высказываний. В формализме математич. логики П. самостоят. значения не имеет. Это, однако, не ума­ляет его полезности для практики содержат. мышления. В частности, П. используется (обычно неявно) в «языке исследователя» при переводе традиц. символизма ка-тегорич. суждений на символич. язык совр. логики предикатов.

• Логика, М., 1956, с. 130—31.