logo search
Философский энциклопедический словарь

588 Ростоу

ков, используется как «противовес» марксистской концепции историч. процесса и последоват. смены об­ществ.-экономич. формаций и служит идеологич. ору­жием антикоммунизма.

• The process of economic growth, Oxf., 19622; The economics of take-off into sustained growth, ed. W. W. Rostow, Ν. Υ., 1963; The dynamics of Soviet society, N. Y., 1967; The United States in the world arena. An essay in recent history, N. Y., 1969; Politics and the stages of growth, Camb., 1971.

• Семёнов В. С., Марксистская и бурж. социология о пу­тях совр. обществ. развития, в кн.: Марксистская и бурж. социо­логия сегодня, М., 1964; Капырин В. С., Процесс обществ. развития и «теория стадий» Уолта Р., М., 1967; А л ь т е ρ Л. Б., Избр. произведения. Бурж. политич. экономия США, М., 1971; Ж и ρ и ц и и й А., «Политология» по У.Р., «Мир. экономика и междунар. отношения», 1972, № 5.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], сов. психолог, чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942—45), зам. директора Ин-та философии АН СССР (1945—48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР (1945—49, 1956—60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич. анализом гл. направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Раз­рабатывал проблему детерминизма в психологии, про­блему человека в плане онтологии, гносеологии и эти­ки. Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей пси­хологии» (1940).

• Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его иссле­дования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,— 23.6.1941, Львов), польск. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р. посвящены франц. материализму 18 в., нек-рым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли, развитию философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материа-листич. философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина «Материализм и эм­пириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич. материализма — кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).

* Z dziejow filozofii, Warsz., 1959. К л е в ч е н я А. С., Стефан Р. (Из истории марксистско-ленинской мысли в Польше), Минск, 1968.

РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева,-2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. мысли­тель и писатель, один из представителей франц. Просве­щения 18 в., идеолог дореволюц. мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его еди­номышленниками, принимал участие в создании Эн­циклопедии. В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства: «Способствовало ли воз­рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольно­думство была приговорена к сожжению. Р. был вынуж­ден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во Францию.

С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.

мировоззрение, но не поднялся до мате­риализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порождённым богом. Не отрицая объективное сущест­вование материи вне и независимо от человеч. сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсо­лютизируя роль чувств. познания, он принижал теоре-тич. мышление, его роль в установлении истины.

В социальной области Р. исследовал причины возник­новения имуществ. и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причи­ну перехода от равенства, к-рое он считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфе­ре, в возникновении частной собственности. Р. остал­ся на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех

людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.

Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о неправомерности вла­сти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р. уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых клас­сов.

Эти и сходные идеи широко использовались Робеспье­ром и его единомышленниками, к-рые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суве­ренитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органич. слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в услови­ях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.

В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего вре­мени направление сентиментализма, описывая труд про­стых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.

Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети сво­бодны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, пора­бощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых. Эти констатации сопровождались у Р. утопич. рекоменда­циями: если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соот­ветственно естеств. требованиям. Р. отмечал, что вос­питатель должен возможно полно учитывать способ­ности, наклонности и интересы воспитанника, с ува­жением относиться к личности подростка, находить диф-

ференциров. подход к ученикам, научить их самостоя­тельно мыслить и т. п.

К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.

• Oeuvres completes, t. 1—13, P., 1885—1905; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—3, М., 1961.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 3, 4, 12, 15, 16, 19, 20, 21 (см. по именному указат.); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Р. и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. 18, М.—Л., 1928; Верцман И. Е., Ж. Ж. Р., M., 19762; М а н ф ρ е д А. 3., Три портрета эпохи Великой франц. революции, М., 1978; Дворцов А. Т., Ж. Ж. Р., М., 1980; Char vet J., The social problem in the philosophy of Rousseau, L., 1974; Bensoussan D., L'unite chez Jean-Jacques Rousseau, P., 1977; A h r-beck R., Jean-Jacques Rousseau, Lpz., 1978; Namer G., Rousseau sociologue de la ctmnaissance, P., 1978; G o l d s c h-midt G. Α., Jean-Jacques Rousseau on l'Esprit de solitude, P., 1978; Fetscher I., Rousseaus politische Philosophie, Pr./M., 1980. X. H. Момджян.

РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Ки­ев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Пре­подавал философию с 1947, в 1966—72 декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск). В 1972—76 дирек­тор Ин-та социологич. исследований АН СССР, в 1976— 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с 1978 зав. кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР. Основные ра­боты в области диалектического материализма, исто­рического материализма, социологических исследо­ваний.

• Практика—основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о естествознании и его роли в жизни общест­ва, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общест­ва, Свердловск, 1954; Движение и развитие в природе и общест­ве, М., 1954; Век науки и иск-ва, [М., 1965] (совм. с А. Ф. Еремеевым); Актуальные проблемы ленинской теории отра­жения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970 (совм. с Ф. Р. Филипповым); Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов. общества, М., 1975; Социалистич. образ жизни и его раз­витие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социа-листич. обществе, М., 1977; Диалектика и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.

С

САЙМОН (Simon) Герберт Александр (р. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин), амер. социолог и экономист. Работы С. посвящены использованию количеств. мето­дов в социологии и экономике, науч. управлению и пла­нированию деятельности корпораций и учреждений. Согласно С., математика — универсальный язык совр. науки и не существует принципиальных ограничений для формализации и математизации любых науч. проблем. С.— один из основателей социального моделирования и применения кибернетики для анализа поведения лю­дей и обществ. систем с помощью компьютеров. С. ис­следовал процесс принятия рациональных экономич. ре­шений, разрабатывал программы для обоснования стра­тегии и поисков решения общих проблем с помощью компьютеров, имитирующих мыслительные (логич.) процессы. Свои взгляды С. характеризует как сочета­ние «технологич. радикализма» и «экономич. консерва­тизма», полагая, что не существует пределов для науч-но-технич. прогресса в рамках гос.-монополистич. ка­питализма. Оказал значит. влияние на развитие в США науки об управлении. Нобелевская пр. по эко­номике (1978),

• Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-

mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial, Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970 (совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell); Administra­tive behavior, N. Υ., 19763; The new science of management decision, rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.

• Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), на­деление предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и обществ. институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений религ. влиянию. В основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного светскому, мир­скому. С. в теологии означает подчинение богу. Симво­лом этого выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура при­обретает трансцендентный, божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как производного от бога существуют и расширитель­ные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-гейму, идея священного выражает естественно-природ-

САКРАЛИЗАЦИЯ 589

ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (кол­лективистскую) сущность, к-рая противостоит свет­скому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог Р. Отто определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного и усмат­ривает в нём определяющую черту религии, её подлин­ный корень.

На различных историч. этапах степень распростра­нения и характер С. неодинаковы. С. свойственна пер­вобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма начинается, а при ка­питализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации (секуляризации) различных сторон че­ловеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии религ. организации и теологи, с одной сто­роны, пытаются «священное», «святое» максимально от­делить, противопоставить земному, а с другой — стре­мятся расширить своё влияние за счёт включения в сфе­ру сакрального явлений и представлений, характер­ных для совр. социальной действительности. При социализме секуляризация и становление общества мас­сового атеизма ведёт к постепенному вытеснению влия­ния религии из обществ. и личной жизни человека.

• см. к ст. Религия.

САМАДХИ (санскр., букв.— сложение вместе, соеди­нение), понятие инд. философии, означающее состоя­ние высшей собранности и гармонии, специфич. сосре­доточение (фиксацию) мысли на к.-л. объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги — последнее и высшее из восьми средств для очи­щения и просветления ума (читты), когда ум так глу­боко поглощён объектом созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. С.-сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью — достижением двух последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание объекта мысли, когда читта очи­щается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя отрицат. эмоций, и выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит. эмоций] и асампраджнята-С. (полное прекращение вся­кой умств. деятельности и возвращение в состояние по­коя).

В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырёх стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сос­редоточенность приводит к освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышле­нием; 2) устранение сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозму­тимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и осво­бождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости — нирване.

• см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.

CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патер­сон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторон­ником стихийности в социальном развитии и противни­ком гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выра­жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В ра­боте «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-