logo search
Философский энциклопедический словарь

590 Самадхи

батывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к. «примитивным» об­ществам и начальным этапам человеч. истории. Отно­шения в «мы — группе» он характеризует как сплочён­ность, отношения между «мы — группой» и «они — группой» — как враждебность. Последняя, по С., свя­зана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культур­ных представлений своей социальной (этнич.) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-дарвинистскими прин­ципами её автора, но анализом нормативных аспектов со­циальной жизни, отд. черт обычая и нек-рых др. явле­ний.

• Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society, v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с A. G. Keller).

• Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 —нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; М с С 1 о-skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865—1910. A study of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Car­negie, N. Y., 1964.

САМОДВИЖЕНИЕ, филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроиз­вольное изменение С. рассматривается в относит. про­тивопоставлении движению, происходящему под влия­нием лишь внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую роль.

В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии (Гераклит, Аристо­тель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрыв­ший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Голь­бах, Дидро, Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали вывод о на­личии у всякого движения внеш. источника (абс. пер­воначала, бога). Развёрнутую концепцию С. и его мо­дусов разработал Гегель, однако последние в его иде-алистич. системе толкуются как формы самовыражения абс. идеи.

Диалектико-материалистич. учение о С. как фунда­ментальном свойстве материи выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич., квантово-физич. (изменения в субатом­ных, атомных и молекулярных системах в результате неустойчивости их структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и социального уровней. На химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение преим. в от­крытых и целостных системах (организм, общество, био­сфера), в к-рых осуществляется не просто С., а само­развитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие свойствен­но как материальному миру в целом, так и отд. его ре­гионам (биологич. системы; эволюция галактик и про­исхождение солнечной системы; в экономич. сфере — развитие денег из движения товара, раскрытое Марк­сом в «Капитале»). Саморазвитие и С.— неотъемлемые моменты диалектико-материалистич. концепции разви­тия, к-рая (в противоположность метафизич. концеп­циям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению" всего сущего...» и является «условием познания всех процессов мира в их „с а м о-д в и ж е н и и", в их спонтанейном развитии, в их жи­вой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). См. также Движение, Развитие, Материя.

• Морозов В. Д., Проблема развития в философии и ес­тествознании, Минск, 1969; Солопов Ε. Φ., Движение и развитие, Л., 1974.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и действия самого же наб­людающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогич­ный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятель-

ности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собств. поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая воз­никает в психологии в связи с С., состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в пра­ктике психологич. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см. Интроспективная психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследова­телю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда спец. истолкования.

• К p а в к о в С. В., С., М., 1922; Коффка К., С. и метод психологии, в сб.: Проблемы совр. психологии, т. 2, Л., 1926; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психоло­гии, М., 1959, с. 164—84.

САМООРГАНИЗАЦИЯ, процесс, в ходе к-рого созда­ётся, воспроизводится или совершенствуется организа­ция сложной динамич. системы. Процессы С. могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между к-рыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства С. обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биоло-гич. популяция, биогеоценоз, человеч. коллектив и т. д. Процессы С. происходят за счёт перестройки существую­щих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов С.— их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

Различают 3 типа процессов С. Первый — это само­зарождение организации, т. е. возникновение из нек-рой совокупности целостных объектов определ. уровня но­вой целостной системы со своими специфич. закономер­ностями (напр., генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип — процессы, благода­ря к-рым система поддерживает определ. уровень орга­низации при изменении внеш. и внутр. условий её функ­ционирования (здесь исследуются гл. обр. гомеостатич. механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицат. обратной связи). Третий тип про­цессов С. связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, к-рые способны накапливать и использо­вать прошлый опыт.

Спец. исследование проблем С. впервые было начато в кибернетике. Термин «самоорганизующаяся систе­ма» ввёл англ. кибернетик У. Р. Эшби (1947). Широкое изучение С. началось в кон. 50-х гг. в целях отыска­ния новых принципов построения технич. устройств, обладающих высокой надёжностью, и создания вычислит.

машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. С 70-х гг. к изучению С. широко привлекается аппарат термодинамики открытых систем. Поведение таких сис­тем, описываемое с помощью экстремальных принци­пов, представляет собой необратимый процесс — пос-ледоват. переход от одного неравновесного стационар­ного состояния к другому, происходящий с понижени­ем энтропии, т. е. с повышением организованности сис­темы.

• Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Прин­ципы С., пер. с англ., М., 1966; Эйген М.,С. материи и эволюция биологич. макромолекул, пер. с англ., М., 1973; Пригожий А. И., Социологич. аспекты управления, Μ., 1974; Self-organizing systems, Wash., 1962.

САМОРАЗВИТИЕ, см. в ст. Самодвижение. САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком сво­его знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мо­тивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, клас­су, социальной группе, когда они поднимаются до по­нимания своего положения в системе производст. от­ношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек

выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и обществ. собы­тий. С. тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до урвня теоретич. мышления. С. формируется на оп­редел. ступенй развития личности под влиянием образа жизни, к-рьй требует от человека самоконтроля собств.. поступков и действий, принятия полной ответственно­сти за них.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения че­ловека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит глубоко обществ. характер. См. ст. Сознание и лит. к ней.

САНКХЬЯ (санскр., букв.— число, перечисление, рас­чёт), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахман­ских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вмес­те с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смыс­ле С. объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и про­тивостоит веданте и мимансе. Название С. («число») объясняется, видимо, тем, что С. строится как анали-тич. перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции считается Ка­пила (7 в. до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панча-шикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников С.— «С.-карика» Иш-варакришны. Из др. текстов наиболее авторитетны «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Ва-часпати и «С.-сара» Виджнянабхикшу.

Исходный пункт метафизики С.— учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) од­ной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (де­миургом), и к теории эволюции — инволюции в объяс­нении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-веданти, считающей переход причины в следствие лишь видимо-стью, последователи С. говорят о реальном превра­щении причины в следствие. С. исходит из признания двух исходных реальностей — пракрита (материаль­ная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна, но лишена сознания; она — единство противоположностей, основа и перво­причина существования любых объектов. Пракрити состоит из трёх гун (субстанций-сил, а не атрибутов или качеств. как в нек-рых др. системах), находящихся в равновесии. Пуруша («Я») пассивен, но обладает созна­нием, составляющим его сущность. При соприкоснове­нии пуруши с пракрити исконное равновесие гун нару­шается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объ­ектов.

Первый продукт развития — махат, «великое» (един­ство), основа всего материального, он же — буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект; сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара (мое, «Я»), принцип индивидуальности, самосознания. В за­висимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия; как сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чув­ствами, он преобразует неопредел. чувств. восприятия, полученные от органов чувств. в определ. восприятия с конкретной — положит. или отрицат.— оценкой вос­принятых объектов), 5 тонких элементов (танматры, т. е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха); из к-рых в свою очередь возникают 5 материальных эле­ментов — акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в к-рой пракри­ти — причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и

САНКХЬЯ 591

танматры — следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы — только следствия.

Особое место в процессе эволюции занимает джива— «Я», предполагающее связь чувств с определ. телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,, разъединение пуру-ши (познающего) и пракрити (познаваемого), приво­дящее к прекращению эволюц. игры, к выходу из кру­говорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по отношению к внеш. миру и, следова­тельно, свободным. Теория познания С. признаёт три независимых источника достоверного познания — вос­приятие с помощью чувств. логич. умозаключение и свидетельства авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как пер­вопричина и первотворец только дублировал бы пра-крити (хотя существуют и теистич. интерпретации С., при к-рых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий материю тво­рить).

С. оказала значит. влияние на др. филос. системы. Так, йога заимствовала из С. метафизику и теорию познания. Много общего с С. у буддизма: учение о стра­дании и освобождении, цепи причин и следствий, отри­цание крайнего аскетизма и др. Особое значение С. в истории инд. мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимо­действия двух естсств. начал, учением о наличии след­ствия в причине и тенденцией к плюрализму.

* T е к с т ы: Särhkhya-pravacana-bhäsya, ed. by R. Garbo, unb., 1943; в рус. пер.— Лунный свет С.-истины, пер. с санскр. Н. И. Герасимова, М., 1900.

* Ч а т т е р д ж и С., Д а т т а Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнаи С.., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R. v., Die Sämkhya-Philosophie, Lpz., 19172; M a j u m d a r A. K., The Sänkbya conception of personality, [Calc.], 1930; J o h n s t o n E. II., Ear­ly Samkhya, L., 1937; Keith A.B., The Sämkhya system, Calc., 19492; С h a k r а т a r t i P., Origin and development of the Samkhya system of thought, Calc., 1952; F r a u w a 1-1 ner E., Zur Erkenntnisletire de« klassischen Samkhya-Systems, «Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens», 1058, Bd 2, S. 84—129; H а с k с r P., The Sankhyization of the emanation doctrine shown in a critical analysis of texts, там же, 1961, Bd 5, S. 75—112; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975. B. H. Топоров.

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ, реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, обществен­ной организации, дружеской компании и т. и.) на пове­дение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей. С. с. являются одним из механизмов со­циализации, поскольку, создавая у индивида перспек­тиву вознаграждения за одни действия и наказания за другие, влияют на формирование его личности. Как средство социального контроля, С. с. побуждают инди­вида участвовать в определ. системе совместной дея­тельности, обеспечивают непрерывность этой деятель­ности и сплочённость группы.

В римском нраве термин «санкция» означал наказа­ние, налагаемое на человека, к-рый нарушил юридич. нормы. До 19 в. С. с. исследовались гл. обр. с т. зр, гос. поддержания социального порядка. Однако этногра­фич. изучение сообществ. контролирующих поведение своих членов без помощи гос-ва и права, а также ис­следование групп, лишённых возможности апеллиро­вать к закону и полиции, привели к пониманию того, что С. с. могут опираться также на обычаи, нравы, мораль, религию.

По способу воздействия на индивида различаются физич. С. с. (избиение, лишение свободы, смертная казнь), экономические (времии, штрафы, лишение иму­щества) и символические (знаки любви, уважения, приз-