logo search
Философский энциклопедический словарь

574 Революция

заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Р. никогда не является плодом заговора одино­чек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в ре­зультате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуа­цию. Первым актом социальной Р. является Р. поли­тическая, т. е. завоевание гос. власти революц. классом. Вопрос о власти — главный вопрос всякой Р. «Пере­ход государственной власти из рук одного в руки друго­го класса,— отмечал В. И. Ленин, — есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом зна­чении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133).

Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы. Она развивается в противоборстве с контррево­люцией. Объективные потребности обществ. прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не од­нозначен и зависит от реального соотношения классо­вых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от спо­собности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих перед ними задач.

В тех случаях, когда массовые революц. силы недо­статочно организованы и не готовы к решению объектив­но назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер [напр., турецкая (1908) и пор­тугальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не по­следовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.

Основоположники марксизма-ленинизма решитель­но выступали против доктринёрских представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста производит. сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопро­центный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и самоотвер­женная деятельность массовых сил Р. — решающий фактор её успешного развития и победы.

Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является пред­метом острой идеологич. борьбы. Представители бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплод­на, связана с колоссальными «издержками», во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч. процессе отрицают или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объек­тивные закономерности революц. процесса и считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в лю­бых условиях может осуществить Р.

Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская тео­рия доказывает, что Р. являются могучим двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами истории» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути обществ. про­гресса. Р. означает гигантский скачок в обществ. раз­витии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни.

Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало к-рой положила Великая Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества от капитализма к социализму. Ю. Л. Красин.

РЕГРЕСС (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для к-рого характерен переход от высше­го к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых

функций; Р. включает также моменты застоя, возвра­та к изжившим себя формам и структурам. По своей направленности Р. противоположен прогрессу. Между ними существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отд. регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой — при нарастании регрессивных изменений системы в целом отд. её составляющие могут сохранять прогрессивное направление развития.

В обществ. развитии возможность Р. заложена в са­мой противоречивой сущности историч. процесса. В. И. Ленин подчёркивал, что «история идет зигзагами и кружными путями» (ПСС, т. 36, с. 82). Реакц. классы и силы могут на какое-то время возобладать над прог­рессивными силами (периоды реакции, рост фашизма). Однако эти регрессивные явления не прерывают про­цесса развития в рамках более общей системы.

• см. к ст. Прогресс.

РЕГУЛЯТИВНЫЙ, см. в ст. Конститутивный и ре­гулятивный.

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методоло-гич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономер­ностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологич. явления — с помо­щью физич. и химич. законов; социологические — с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории психологии (бихе­виоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул — реакция»), лингвистики, биологии, физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода ряд биологич. закономерностей был све­дён к более простым правилам кодирования и законам химич. взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич. свойств элемен­тов из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов по орбитам. Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий специфику уровней (т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации), неприемлем в качестве компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с частью, системы — по сравнению с её элементами, возникнове­ние качественно новых черт в ходе прогресса природы и общества, реальное усложнение материи в ходе её исто­рии, — всё это получает объяснение в диалектич. кон­цепции развития.

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), термин, обознача­ющий действия или процессы, к-рые приводят к упроще­нию структуры к.-л. объекта; методологич. приём све­дения к.-л. данных к более простым, исходным нача­лам. Термин «Р.» приобрёл особое значение в идеали-стич. феноменологии Гуссерля. Смысл феноменологич. Р. состоит в исключении из сферы предметного рассмот­рения всего эмпирического, внешнего по отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич. при­менения путём дальнейших феноменологич. Р. распро­страняется на всевозможные объекты, изучаемые раз­личными науками. В результате завершения феномено­логич. Р. остаются лишь имманентные акты самого «чистого сознания», к-рое и выступает предметом фено­менологии. При этом в сферу исследования возвраща­ется всё то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой сущности».

В логике термин «Р.» относят к методам доказатель­ства: напр., reductio ad absurdum (приведение, сведе­ние к нелепости) представляет собой тип доказательст­ва к.-л. положения на основе сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противореча-

щего выдвинутому положению; ложность этого выво­да при правильной логич. связи в умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса.

• III п е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, гл. 3; Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 236 — 38.

РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ, бурж. социологич. концеп­ция, сменившая в 70-х гг. 20 в. скомпрометировавшую себя концепцию деидеологизации, одновременно как её отрицание и своеобразное продолжение. Сохранив осн. тезис последней — противопоставление науки и идеоло­гии,— сторонники Р. вместе с тем исходят из того, что обществ. науки, в частности социология, не способны выполнять функции идеологии в обществе, ибо не дают ответа на вопросы о смысле человеч. жизни, о социаль­ных и моральных ценностях цивилизации и т. п., к-рые якобы вообще не могут быть обоснованы рационально. Пренебрежение к этим вопросам, согласно концепции Р., создаёт в обществе «идеологич. вакуум», к-рый заполняется враждебной существующему строю идео­логией. Призывая к «идеологич. обновлению» капи­тализма, к «идейной мобилизации» Запада в борьбе про­тив марксизма, реального социализма и междунар. ком-мунистич. движения, поборники этой концепции (Дж. Кэбот-Лодж младший, Э. Винер, Л. Фойер в США, О. Лемберг, К. Менерт в ФРГ и др.) пытаются разрабо­тать привлекательную для широких масс «новую идео­логию», к-рая могла бы морально возродить «зап. ци­вилизацию» путём сочетания традиц. либерализма с радикальной фразеологией, а также вызвала бы идей­ный раскол в социалистич. странах и освободит. дви­жении. Сторонники Р., как правило, отрицают приме­нимость критерия истинности к идеологии и оценива­ют её лишь с т. зр. эффективности провозглашённых лозунгов; они уделяют осн. внимание не столько идей­ному содержанию, сколько технике манипулирования сознанием и поведением людей с помощью средств мас­совой информации и социальной психологии. Нек-рые из них под «идеологич. обновлением» откровенно под­разумевают возрождение религиозности, насаждение социальной мифологии, намеренный утопизм и т. п., также обосновывается и оправдывается вырождение идеологич. борьбы на междунар. арене в «психологич. войну».

При всей формальной антиномичности концепций деидеологизации и Р. они непосредственно направлены против марксизма-ленинизма: если первая стремилась обелить бурж. идеологию, приписывая ей мнимую бес­пристрастность и научность, то вторая также стремится к реабилитации не всякой, а именно бурж. идеологии, причём обе пытаются дискредитировать социалистич. идеологию. Определ. дань концепции Р. отдают также мн. мелкобурж. радикалы, настаивающие на иррацио­нальности всякой идеологии (Т. Роззак) или отождест­вляющие идеологию с технологией вообще и с «интел­лектуальной технологией» в частности (Хабермас).

Показывая принципиальную неправомерность аль­тернативы «либо наука, либо идеология», социологи-марксисты выявляют теоретич. несостоятельность и реакц. социальное назначение концепции Р.

• Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеоло­гии, в кн.: Социальные исследования духовной жизни сов. об­щества, М., 1977; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978, гл. 13; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979; H a h е г-m a s J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J., The prospect for mankind and a year 2000 ideo­logy, [N. Y.l, 1972; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742; Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf., 1975; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.

РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3. 1796, Париж), франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Полу­чил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в

РЕЙНАЛЬ 575

«Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. — «Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европей­цев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую критику феод.-абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781 осуж­дена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объез­дил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал опыт бурж. революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой франц. революции занимал неустой­чивую позицию, выступал то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против углубления революц. борьбы.

Как философ Р. стоял на позициях метафизич. мате­риализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает посте­пенные количеств. изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сто­ронником сенсуализма. Социологич. концепция Р. — своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, к-рые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Прео­долев социальный атомизм («робинзонаду»), Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не ин­дивида. Считая обществ. состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию зем­леделия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.

Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации, Радищева.

• Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.

• Зельманова Г. Л., Р.— как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere Α., Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P., 1922; W о 1 p e H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes» et ses perfectionnements, P., 1957.

РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26. 9. 1891, Гам­бург,— 9. 4. 1953, Лос-Анджелес), нем. философ и ло­гик. После установления фаш. режима в Германии эмиг­рировал сначала в Турцию, затем в США.

Р.— представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и познаются с помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям. Осн. доводом в пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных закономерностей, познание которых является целью науки.

Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных связей являются ядром филос. и логич. исследований Р., посвящённых отноше­нию между причинностью и вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что причинность является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал онтоло­гич. природу причинности с её субъективными отобра­жениями в мышлении.

В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что обоснование любого зна­ния лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв статистич. (частотную) интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории познания. Свой вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р. использовал для интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.