logo search
Философский энциклопедический словарь

480 Парсонс

society, N. Υ.—L., 1967; Some problems of general theory in sociology, в кн.: Theoretical sociology, ed. by Б. J. Tiryakian, N. Y., 1970; The evolution of societies, Englewood Cliffs (Ν. Α.), 1977; Social system and the evolution oi action theory, N. Y.— L., 1977; в рус. пер,—Общетеоретич. пробле­мы социологии, в кн.: Социология сегодня, М., 1965; Информац. бюллетень Науч. совета по проблемам конкретных социаль­ных исследований АН СССР, № 6, в. 1—2, М., 1968; № 38, М., 1969; «Введение» и «Заключение» («Общий обзор»), в кн.: Амер. социология, пер. с англ., М., 1972.

• Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социоло-гич. теории, Л., 1964; Критика совр. бурж. теоретич. социоло­гии, М., 1977; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979, гл. 1, 4; The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961; Gouldner A. W., The coming crisis of western sociology, N. Y.—L., 1970.

ПАРТИЙНОСТЬ, 1) принадлежность человека к поли­тич. партии. 2) Идейная направленность мировоззре­ния, философии, обществ. наук, лит-ры и иск-ва, вы­ражающая интересы определ. классов, социальных групп и проявляющаяся как в социальных тенденциях науч. и художеств. творчества, так и в личных пози­циях учёного, философа, писателя, художника. В ши­роком смысле П.— принцип поведения людей, дея­тельности орг-ций и учреждений, орудие политич. и идеологич. борьбы.

Всякий обществ. класс, всякая значит. социальная группа имеют свои особые экономич. и политич. инте­ресы, свои духовные ценности — моральные нормы и принципы, традиции и обычаи, цели и идеалы, к-рые так или иначе защищают, обосновывают и развивают идеологи, учёные, деятели культуры. «...Ни один живой человек не может не ста­новиться на сторону того или другого клас­са (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огор­читься его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 547—48). П. есть высшее выражение классового характера обществ. науки, фи­лософии, лит-ры, иск-ва. Не всякий учёный и ху­дожник отчётливо сознаёт классовый характер науч. и художеств. творчества, в т. ч. и своих произведений, взглядов. Классовое содержание произведения может проявляться и в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности духовным цен­ностям, к-рые так или иначе связаны с классовыми устремлениями. Лишь П. представляет собой результат и политич. выражение развитых классовых противо­положностей (см. там же, т. 13, с. 274). Само понятие «П.» неразрывно связано с деятельностью политич. партии, отчётливо выражающей интересы класса или социальной группы и берущей на себя задачу руководст­ва их политич. борьбой. Поэтому П. характеризуется высокой степенью осознанности классовых интересов и приверженностью политич. линии партии. «Чем более политически развиты, просвещены, сознательны дан­ное население или данный класс, тем выше, по общему правилу, его партийность» (там же, т. 32, с. 190).

П. свойственна обществ. мысли на протяжении всей истории антагонистич. обществ. В зависимости от того, интересы какого класса — прогрессивного или реак­ционного — выражала определ. политич. группиров­ка, П. этой группы играла либо реакционную, либо прогрессивную роль в развитии общества. С возникно­вением буржуазии и пролетариата П. приобретает ка­чественно иные характеристики, начинает играть более значит. роль в борьбе классов, в идейно-политич. жизни общества. Выступление пролетариата как революц. си­лы, формирование марксизма-ленинизма — науч. идео­логии пролетариата, последовательно выражающей его интересы, организация политич. партии рабочего класса позволили всесторонне противопоставить интересы ра­бочего класса и всех трудящихся интересам капитали­стов, др. эксплуататорских классов не только в сфере политики, но и в сфере философии, социологии, науч. и художеств. творчества. Принцип П. становится всеобщим принципом анализа и оценки социальных

явлений, научных концепций, политических программ и лозунгов.

В марксистско-ленинском учении принцип коммуни-стич. П. органически соединяет в себе подлинно науч. анализ действительности с последоват. защитой инте­ресов пролетариата. Пролетариат нуждается в науч., объективном раскрытии картины мира, законов, путей движения общества от капитализма к коммунизму. Го­воря иначе, объективный ход мировой истории и классо­вый интерес пролетариата совпадают, теория же марксизма-ленинизма, дающая науч. картину пере­хода к коммунизму, выступает как идеология, выража­ющая интересы пролетариата и всех трудящихся. Вот почему спекуляции врагов социализма, пытающихся противопоставить научность и пролет. партийность марксистско-ленинской теории, не имеют под собой никаких реальных оснований.

Пролетариат как восходящий класс истории, инте­ресы к-рого совпадают с интересами всех трудящихся, открыто провозглашает свои цели — победу комму­низма, а коммунистич. партия последовательно от­стаивает принцип П. Защищая и обосновывая цели и задачи рабочего класса, политики коммунистич. партии, марксистско-ленинская теория беспощадно критикует эксплуататорский строй, его политику и идеологию. Естественно, что такая теория не может не признавать П. всякой политики и идеологии. В про­тивоположность этому буржуазия, интересы к-рой противоречат интересам большинства населения, вы­нуждена скрывать свои корыстные устремления, вы­давать свои экономич. и политич. цели за цели всего общества, прикрываться тогой беспартийности. По­этому П. выступает как идея пролетарская, а беспар­тийность — как идея буржуазная.

Пытаясь всеми средствами скомпрометировать социа-листич. образ жизни, прибегая к клевете и дезинформа­ции, подрывной деятельности, империалистич. пропаган­да широко распространяет взгляды, согласно к-рым в век науч.-технич. революции происходит сближение форм обществ. жизни при социализме и капитализме, а идейные принципы, идеологич. различия будто бы утрачивают своё былое значение. Происходит якобы деидеологизация обществ. жизни, в к-рой принципы П. лишь навязываются извне. Однако практика показывает, что до тех пор, пока в мире сохраняются антагонистич. классы, эксплуатация человека человеком, пока сущест­вует противоположность интересов монополистич. ка­питала и рабочего класса, всех трудящихся, неизбеж­но будет продолжаться классовая борьба трудящихся за своё социальное освобождение.

В принципе с т. зр. объективных последствий не имеет существ. значения, культивируется ли идея беспартийности сознательно, как лицемерное прикры­тие корыстных интересов буржуазии, или это следствие заблуждения, или, наконец, результат трусливого же­лания избежать сложностей действительности, укло­ниться от выбора определ. политич. решения. В усло­виях острой борьбы между силами социализма и капи­тализма необходимость классового, парт. подхода к анализу и оценке социальных явлений на мировой арене и внутри стран сохраняет всю свою актуаль­ность.

П. обществ. наук определяется тем обстоятельством, что предметом их исследований выступают социальные явления, к-рые невозможно объяснить, не прибегая к характеристике интересов классов, социальных групп. Трактовка же этих интересов, а следовательно, раскры­тие сущности обществ. явлений зависит от социальной ориентации учёного, сформировавшейся под воздейст­вием той обществ. группы, к к-рой он принадлежит или на к-рую он ориентируется. В. И. Ленин показал, что «... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать

беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не сле- дует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала» (ПСС, т. 23, с. 40). В противовес этой чёткой марксистской позиции мн. бурж. учёные культивируют идею объективизма в науке, отождествляя при этом объективизм с научностью. Показывая несостоятель­ность такой позиции, В. И. Ленин писал: «Объекти­вист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью дан­ную общественно-экономическую формацию и порож­даемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения... Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объек­тивиста и глубже, полнее проводит свой объективизм... С другой стороны, материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 418-19).

П. в философии и в обществ. науках связана с позна­нием истинной картины мира, с развитием прогрессив­ных идей, носителями к-рых были, как правило, пред­ставители восходящих классов. В философии движе­ние человеч. познания к науч. картине мира вырази­лось в развитии материалистич. миропонимания, в ста­новлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества. П. филос. взглядов состоит в различном под­ходе к целостному объяснению мира (соотношение мате­рии и духа, бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич. ценностям и др. Фи­лософия марксизма — диалектич. и историч. материа­лизм — возникла как теоретич. система, выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц. преобразоват. деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц. философии современности марксистско-ленинская тео­рия находится на вооружении Коммунистич. партии и противостоит различным школам и течениям идеализ­ма — объективного и субъективного. Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата, как непременный элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две ты­сячи лет назад» (там же, т. 18, с. 380).

П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направ­ленности творчества писателя, художника, артиста, музыканта. Художник не может уйти от определ. трак­товки социальных позиций и устремлений изображае­мых героев, как и от собственных симпатий и антипа­тий, поскольку каждый человек бесчисленными нитя­ми связан с интересами и духовными ценностями оп-редел. классов, социальных групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин показал лицемерие рассуж­дений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскиро­ванная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры об абс. свободе — лишь мас­кировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связан­ной с буржуазией лит-ре противопоставить действи­тельно свободную, открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художеств. творчество требует обеспече­ния «... большого простора личной инициативе, инди­видуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же, с. 101). Коммунистич.

ПАРТИЙНОСТЬ 481

партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает необходимость развития прин­ципа П., видит в нём условие глубокого проникнове­ния в сущность социальных процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построе­ния коммунистич. общества. Г. Л. Смирнов.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, политич. организация, выражающая интересы обществ. класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой органи­зации.

Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей классовой борьбы, осо­бенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 12, с. 137).

В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их выражения в форме определ. концепции и политич. программы. П. п. про­свещает и организует класс или социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправ­ленный характер. П. п. является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей руково­дящие принципы политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно конкрети­зируются в программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы разобраться в пар­тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий, изучать не столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают при решении разных политических вопросов, как они ведут себя в делах, затраги­вающих жизненные интересы разных классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там же, т. 21, с. 276). Разграничение П. п., соот­ветствующее расстановке осн. классовых сил общества, достигается лить в условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали сослов­ные политич. группировки, выражавшие интересы раз­личных прослоек господств. классов. Трудящиеся классы в этот историч. период в силу экономич. разоб­щённости и духовной придавленности, не могли создать самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выра­жали прогрессивные политич. группировки имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил (напр.. якобинцы во Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство пролетариат и буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих господство буржуазии, становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей партийной системы зависит в конечном счёте от соотно­шения классовых сил, предопределяющего формы it методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.

Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов. И. п. являются выра­зителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом. Многопартийность рассматрива­ется ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя». Фактич. господство партий монопо­листич. верхушки общества наряду с тенденциями от­странения от участия в политич. жизни массовых по­литич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся, опровергают эту бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-рых де­мократич. форм. В условиях бурж. общества, разде­лённого на антагонистич. классы, при сохранении эле-