logo search
Философский энциклопедический словарь

Атомистика 41

ранство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.

Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с по­явлением химии и физики она стала естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточне­ние её осн. понятий: атом стал рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося но­сителем его химич. свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от атома, молекула представляет собой наименьшее коли­чество вещества, вступающее в химич. реакцию, и со­стоит из атомных ядер и электронной оболочки, обра­зованной внеш. валентными электронами атомов. При­менение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих наук — объяснить ме­ханизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов (молекулярно-кинетич. теория теплоты), вы­явить статистич. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии).

Своё дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что процессы излучения и погло­щения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физич. поле имеет дискретную природу.

А., неразрывно связанная с философией, подверга­лась критике с идеалистич. позиций. Напр., следуя субъективно-идеалистич. критерию существования («су­ществовать — значит быть воспринятым»), Э. Мах от­верг идею реальности атомов, объявив их умозрит. конструкциями, подлежащими исключению из физики. С др. стороны, метафизич. реализм 18—19 вв., призна­вая реальность атомов, рассматривал их как абсолютно неделимые объекты. Подобное понимание атомов яви­лось одной из причин методологич. кризиса физики на рубеже 19—20 вв.

Адекватное филос. понимание А. развивает диалек-тич. материализм, согласно к-рому А. не сводится к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только элемент дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие меж­ду дискретностью и непрерывностью оказывается отно­сительным. А. может быть правильно понята только в свете учения о неисчерпаемости материального мира, к-рое отрицает существование абсолютно простых ато­мов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные части различных ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качествен­ные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с. 608—09).

• Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1964; Панченко А. И., Континуум и физика, М., 1975; Г е р-штейн С. С., Лагунов А. А., Единство различных сил природы и строение элементарных частиц, в сб.: Ленинское философское наследие и современная физика, М., 1981, с. 458—501.

АТРИБУТ, аттрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи — движение. Тер­мин «А.» встречается уже у Аристотеля, отличавшего по­стоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций.

АФАНАСЬЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.11.1922, с. Актаныш Актанышского р-на Тат. АССР), сов. фи­лософ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1981, чл.-корр., 1972). Чл. КПСС с 1943. В 1940—53 в Сов. Ар­мии. Окончил заочно Читинский педагогич. ин-т (1950). С 1953 преподавал философию и науч. коммунизм в Че­лябинском педагогич. ин-те, в Академии обществ. наук