logo search
Философский энциклопедический словарь

472 Отчуждение

цепции личности и общества. От анализа О. в сфере духовной жизни К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в экономич. и политич. жизни. В эко-номич. работах Маркса 1850—60-х гг. в качестве источ­ников О. выступают глубокие социально-экономич. из­менения — капиталистич. разделение труда, стихий­ный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистич. формаций, господство част­ной собственности и товарно-ден. отношений, превра­щение труда в средство существования. Под анализ О. был подведён науч. фундамент — экономич. теория марксизма, учение о товарном фетишизме.

В работах Маркса и Энгельса раскрыты "след. осн. моменты О. в капиталистич. обществе. 1) О. самой деятельности человека, к-рый выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым. 2) О. условий тру­да от самого труда. Рабочему противостоят в отчуж­дённой форме в качестве капитала не только матери­альные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления произ-вом и в О. науки от рабочего. 3) О. результатов труда от наёмного рабочего. 4) Отчуждённость социальных ин­ститутов и норм, предписываемых ими, от трудящих­ся. Социальные институты превращаются в бюрокра-тич. системы, построенные по иерархическому прин­ципу. 5) О. идеологии от жизни, приводящее к фор­мированию у членов общества такого уровня притя­заний и ожиданий, к-рый не соответствует действит. возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения.

О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массо­вой культурой» и культурой элиты.

Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологич. борьба. Предпринимались попытки противопоставить молодого, «гуманистич.» Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистич., сциентистские (см. Сциентизм) позиции; истолковать марксизм как разновидность иррационалистической антропологии и сблизить его с экзистенциализмом; дать теологиче­скую интерпретацию О., отождествляющую О. с грехо­падением.

Общими особенностями понимания О. в совр. бурж. философии и социологии являются антиисторизм, пси­хологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеч. бытия. Рас­сматривая многие феномены О. с позиций О. как не­устранимые моменты социальной жизни вообще, бурж. философы неизбежно приходят к трагич. восприятию историии общества и культуры. Уже Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творч. процессом и объективированными формами культуры. В трагич. тона окрашено описание О. в философии и художеств. лит-ре экзистенциализма. В бурж. со­циологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов О. (иногда без употребления термина «О.») — бюрократия (Манхейм, М. Вебер), социальная аномия (Дюркгейм, Мертон). В 1960-х гг. в связи с усилением романтич. критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа бурж. общества. Это нашло своё выражение как в идеологии «новых левых» (Маркузе и др.), так и в социологич. и социально-психологич. анализе различных процессов О.

Действительные пути преодоления О. выявлены в теории науч. коммунизма. Они заключаются в унич­тожении эксплуатации, всемерном развитии обществ. отношений, в преодолении противоположности меж­ду умств. и физич. трудом, городом и деревней, в раз­витии коммунистич. сознания, демократизации управ­ления и всей обществ. жизни. Социализм уничтожает коренные источники О., а его полное и окончат. прео­доление осуществляется с построением коммунизма.

• Маркс К. и Энгельс Φ., Из ранних произведений. Соч., т. 42; Маркс К., Капитал, там же, т. 23—25; Л е-н и н В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; Давы­дов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Ойзерман Т. И., Проблема О. и бурж. легенда о марксизме, М., 1965; О г у р-ц о'в А. П., О. и человек. Историко-филос. очерк, в сб.: Чело­век, творчество, наука, М., 1967; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Ковалев С. М., О человеке, его порабощении и освобождении, М., 1970; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, v. 1—2, N. Y., 1964; Aliena­tion: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; Geyer R. F., Bibliography alienation, Amst., 19722; его ж e, Alienation theories, Oxf., 1980. А. П. Огурцов.

ОУЭН (Owen) Роберт (14.5.1771, Ньютаун, Уэльс,—17.11.1858, там же), англ. утопич. социалист. На взгляды О. оказали влияние экономисты А. Смит, Д. Рикардо, франц. просветители Руссо, Гельвеций, а также Локк.

Свою социально-утопич. систему О. стремился обо­сновать с помощью материалистич. философии 17— 18 вв. Вслед за франц. материалистами О. считал, что человек есть продукт обстоятельств, «...зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» (Избр. соч., т. 1, М., 1950, с. 87). Чтобы изменить ха­рактер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от франц. просветителей, О. подвергал кри­тике уже не феод. порядки, а бурж. строй и бурж. произ-во. Эта критика была обусловлена наблюдением обществ. противоречий и бедствий трудящихся, по­рождённых пром. переворотом, господством частной собственности, капиталистич. разделением труда, к-рые привели к поляризации социальных слоев, чрезмер­ному обогащению единиц и нищете масс. Машинное произ-во в условиях капиталистич. общества, но О., также оказывается «величайшим проклятием» (см. там же, с. 161). На фабрике в Ныо-Ленарке, к-рой О. уп­равлял в течение 30 лет, он добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоце­нивал этих достижений и полагал, что рабочие всё же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производств.

и обществ. условий. О. разделял убеждения англ. политич. экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им са­мим. Существующий обществ. строй должен быть за­менён более справедливым обществ. порядком, путь к к-рому лежит через обобществление средств произ-ва, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. О. основал ряд коммунистич. колоний в США и Великобритании. Он осозна­вал позитивную роль пром. революции, машинного произ-ва и использования науч. достижений для ново­го общества, в к-ром технич. прогресс обеспечит изоби­лие благ и сделает бессмысленными накопление, экс­плуатацию и пр.

В целом проект преобразования общества с помо­щью трудовых колоний и их федерации был утопиче­ским, а взгляды О. на общество и историю не выхо­дили за рамки идеализма. Новое общество представля­лось реализацией идей справедливости, к-рые у О. выступают двигателем прогресса. О. не понимал под­линной роли рабочего класса, считал классовую борь­бу бедствием, порождённым несправедливым обществ. устройством и тормозящим развитие общества. Всю прошлую историю он оценивал как неразумный пе­риод человеч. существования, обусловленный невеже­ством людей; подчёркивал доминирующую роль вос­питания и просвещения в решении социальных проб­лем. О. обращался с призывом к бурж. гос-ву, к отд. представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Основоположники марк­сизма высоко оценивали теоретич. идеи и практич. деятельность О., считали его «родоначальником анг­лийского социализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. π Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 459), отмечали, что О. связывал свой проект преобразования общества с ра-

бочим движением. Утопич. социализм О. оказал влия­ние на последующее развитие социалистич. идей в Ве­ликобритании и др. странах, просветит. и организац. деятельность О. стимулировала развитие проф. и кооп. движения в Великобритании. В России влияние О. испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. ре-волюц. демократы.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, 3, 4, 18, 19, 23, 24 (см. именной указатель); Ленин В. И., ПСС, т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. именной указатель); Плеханов Г. В., Утопич' социализм 19 в., в кн.: Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Тумим-Альмединген H.A., Педагогич. опыты и взгляды Р. О., М., 1960; Саркисян С. А., Великий социа­лист-утопист Роберт О., Ер., 1974; M o r t o n A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; H a r r i s o n J. F. С., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969.

ОЩУЩЕНИЕ, отражение свойств предметов объек­тивного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.— исходный пункт позна­ния, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным явля­ется ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о...» (ПСС, т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрацион­ные, температурные, обонятельные, вкусовые, боле­вые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модально­стью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.

В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной систе­мы. При этом лишь для небольшого числа видов энер­гии выработались специфич. органы чувств. О. мно­гих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодейст­вия различных органов чувств.

У человека ведущую роль в чувств. познании дей­ствительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., к-рые расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слух представ­ляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играют хеморецеп-торы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.— пространств. локализация объекта О.

В отличие от О. животных, О. человека опосредова­ны его предметно-практич. деятельностью, всем про­цессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «...человеческий глаз воспри­нимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловече­ский глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.

Многообразие О. отображает качеств. многообра­зие мира. Ленинская теория отражения рассматри­вает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. суть условные зна­ки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разгра­ничению первичных и вторичных качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

ОЩУЩЕНИЕ 473

Будучи источником знаний человека об окружаю­щем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия.

• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т, 18; А н а н ь е в Б. Г., Теория ощущений, Л., 1961; Чувств. познание, М., 1905; Михайлова Н. Б., Чувств. отраже­ние в coup. науч. познании, М., 1972; ш. также лит. к ст. Отражение.

Π

ПАВЛОВ Иван Петрович [14(26).9. 1849, Рязань,— 27.2.1936, Ленинград], рус. физиолог, акад. АН СССР (1907). Нобелевская пр. (1904).

Учение П. о высшей нервной деятельности сложи­лось под влиянием материалистич. традиций рус. фи­лософии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководя­щим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюц.-биологич. (адаптивный) смысл. Центр, роль в саморе­гуляции выполняет нервная система (принцип нер­визма). Начав с изучения кровообращения и пище­варения, П. перешёл к исследованию поведения це­лостного организма в единстве внеш. и внутр. прояв­лений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — выс­шего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуа­лизм духовного и телесного. В качестве осн. акта по­ведения выступил условный рефлекс (термин введён П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирождённых безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения ус-ловных рефлексов (процессы возбуждения, торможе-ния, иррадиации и др.), открыв детерминанты мн. нервно-психич. проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и тормо­жения). Наряду с условными рефлексами на раз­дражители, подкрепляемые безусловными, П. выде­лил др. категории рефлексов (ориентировочный, реф­лекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологич. своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал тра-диц. учение об органах чувств в учение об анализато­рах как целостных «приборах», производящих выс­ший анализ и синтез раздражителей внеш. и внутр. среды. Принципиально новым в трактовке этих раздра­жителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих со­бытий и поведение организуется соответственно воз­можным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной моди­фикации поведения стали одним из истоков кибер­нетики. Определяя качеств. различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. вы­двинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вслед­ствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамич. стереотипе» как, устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине н психо-