logo search
Философский энциклопедический словарь

504 Поведение

дающей способностью к свободному выбору и само­стоятельному принятию решений личностью. Фундамен­тальное значение при этом имеет мировоззрение, от характера к-рого зависят направленность и социаль­ная ценность П.

П. человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в процессе общения π создаю­щей предпосылки для интериоризации внеш. двигат. компонентов П. Благодаря этому формируется способ­ность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль.

В условиях коллективной жизни П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, кол­лективами, членом к-рых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта П., имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом П. наблю­даются такие своеобразные феномены, как подража­ние, эмоциональное «заражение», сопереживание, под­чинение индивидуального П. групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.

Ценностные, аксиологич. аспекты П. выступают наиболее отчётливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм. В реальном П. осознаваемые и неосознаваемые, ра­циональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психич. факторов наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях П.

Наиболее существ. признаком патологии II. являет­ся его неадекватность объективным требованиям си­туации и установкам личности. Наблюдается рассогла­сование между объективным раздражителем и поведенч. актом, между мотивом и поступком. Целостность П. нарушается ввиду расщепления его вербального и реального планов, начатое действие не завершается со­ответственно имевшемуся намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации программы П., совершаются навязчивые действия и т. п.

• Сеченов И. М., Избр. филос. и психология, произв., [М.1, 1947; Павлов И. П., ПСС, т. 3, кн. 1, М.— Л., 19512; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психоло­гии, М., 1959; Watson J. В., Behaviorism, Chi., 1930.

А. И. Липкипа, А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.

«ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА», ежемес. филос. и обществ.-экономич. журнал. Выходил в 1922—44. Программа работы журнала была определена В. И. Ле­ниным в ст. «О значении воинствующего материализма», написанной в марте 1922 после выхода 1—2-го номеров журнала. Журнал имел отделы: Ленин и ленинизм (с 1924), актуальные проблемы философии диалектич. материализма, историч. материализм, история мате­риализма, новое в естествознании, история социа­лизма, критика и библиография. В «П. з. м.» публикова­лись материалы из архива К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи по вопросам иск-ва, лит-ры, таинств. экономии, переводы работ выдающихся материалистов прошлого, популярные статьи, консультации и др. В журнале разрабатывались осн. вопросы теории марксизма-ленинизма, диалектико-материалистич. метода, исто­рич. материализма, вопросы истории философии, ис­тории и теории естествознания, теории лит-ры и иск-ва, теории и истории атеизма, велась борьба с реакц. бурж. идеологией, ревизионизмом, вульгаризаторством и упрощенчеством марксистской теории.

• История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 77—78, 142—45, 159 — 61.

ПОДОБИЕ, 1) в обычном словоупотреблении — то же, что сходство, аналогия, родственность и т. п.; 2) в науке — понятие, характеризующее одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в раз­ных увеличениях. Отношение П. рефлексивно, симмет­рично и транзитивно, т. е. является отношением типа

равенства. Частным случаем П. объектов является их полное совпадение — тождество. Преобразование к.-л. объекта в объект, ему подобный, наз. преобразовани­ем П. Напр., построение модели воображаемого (про­ектируемого) объекта и переход от этой модели к пром. реализации замысла (к реальному объекту) является серией преобразований П. Обобщение элементарных представлений о П. даёт теория П. — учение об усло­виях П. (явлений) и о методах их математич. описания. В этой теории понятие П. обобщается и на объекты без жёсткой формы (напр., жидкости и газы) и связы­вается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений переходных масштабов, отражающих существен­ные для данной абстракции П. параметры сравнивае­мых явлений, и условий обоснованного перехода от мо­дели к реальности и наоборот. Т. о., идея П. лежит в основе моделирования. М. М. Новосёлов. 3) Термин платонически ориентированной философии и теологии (греч. όμοίωσις), означающий сообразность низшего высшему, причастность форме высшего. В этой системе понятий П. соотносится с единым, а «неподобное» — с иным; П. — это принятие своего места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а «неподобное» — узурпация чужого места, выпадение из гармонии. П. отождествля­ется для вещи с благом, отсутствие П. — со злом, не­совершенством. На этом фоне рассматривался и биб­лейский текст, согласно к-рому бог сотворил человека по своему образу и П. (Быт. 1, 2 в). Христианская теологич. начиная с Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое до­стояние, и П. божие, к-рое утрачено человеком в со­стоянии греха и поставлено перед ним как идеал и цель его усилий: низшая природа человека должна до кон­ца принять форму, налагаемую на неё «умом» человека (см. Нус), а «ум» — форму, налагаемую богом.

С. С. Аверинцев.

ПОДРАЖАНИЕ в психологии, воспроизведе­ние индивидами и социальными группами воспринима­емого ими поведения других индивидов и групп.

Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П. видел основу раз­вития общества. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях (Мак-Дугалл и др.) подчёркивается врож­дённый характер П. В рамках ассоцианизма П. рас­сматривается как особый вид воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для собств. реакции субъекта П. на стимул. В бихевио­ризме П. объясняется с позиций теории научения и рас­сматривается как результат подкрепления соответ­ствующего поведения посредством прямых и косвенных видов поощрения и наказания. Сочетание ассоцианист-ских и бихевиористских влияний содержится в иссле­дованиях П., основанных на концепции «замещающего научения» (А. Бандура и др.). Нек-рые психологи отри­цают существование единого механизма П., разделяя его на ряд самостоят. видов.

Фундаментальную основу изучения П. составило ис­следование И. П. Павловым условных и безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В рабо­тах Л. С. Выготского П. рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведе­ния человека, подчёркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им ситуации, подвергаются критике механистич. и интеллектуалист-ские интерпретации П. Различные аспекты П. в сов. науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н. П. Ладыгина-Котс), педагоги­ческой (В. А. Просецкий и др.), возрастной психоло­гии, а также палеопсихологии (Б. Ф. Поршнев).

При социально-психологич. изучении П. исследуется гл. обр. взаимодействие социально-типич. субъектов и объектов П. П. изучается, с одной стороны, как результат социального воздействия (напр., влияние ре­ферентных групп, конформизм), с другой — как раз-

новидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения индивида к социальному и культурному опыту.

• Т а р д Г., Законы П., пер. с франц., СПБ, 1892; Выгот­ский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Парыгин Б.Д., Основы содиальяо-психологич. теории М., 1971; M i l l е r N., D o l l a r d J., Social learning and imitation, New Haven — L., 1962; Social facilitation and imita­tive behavior, Boston, 1968.

ПОДРАЖАНИЕ в эстетике, один из осн. прин­ципов антич. эстетики, а также классицистич. эстетики 16—18 вв.

Взгляд на иск-во как П. (мимесис) высказывался в пифагореизме (музыка как П. небесной гармонии и т. п.), был развит Платоном и Аристотелем. Пос­кольку, согласно Платону, видимый мир есть П. выс­шему миру идей, иск-во, подражающее реальности, представляет собой лишь П. подражанию. Аристотель считал, что стремление к П. свойственно живым су­ществам вообще, а людям в особенности (Поэтика 1448 b 5); П. составляет сущность иск-ва, оно доставля­ет удовольствие даже тогда, когда изображается отвра­тительное; способ и объект П. являются конституирую­щими признаками лит. жанров. Если Платон осуждал изображение уродливого, нравственно предосудитель­ного в иск-ве, то Аристотель допускал его, хотя и ставил комедию ниже эпоса и трагедии, поскольку в ней подражают «худшим людям» (Поэтика 1449 а 32 слл.).

В новое время идея П. получила широкое распрост­ранение в эстетике классицизма. III. Батте, напр., в работе «Изящные иск-ва, сведённые к единому прин­ципу» («Les beaux arts reduits ä un meme principe», 1746) считал таким единым для всех иск-в принципом П. При этом для классицистов достойна П. только «прекрасная природа», т. е. то в природе, что соответ­ствует эстетич. канону, идее прекрасного; лучшим способом приблизиться к ней признавалось П. идеаль­ным образцам антич. иск-ва.

Понятие «П. природе» было подвергнуто критике нем. классич. идеализмом (Кант, Шеллинг, Гегель), а также романтич. эстетикой, выдвинувшей на первый план роль фантазии, воображения, субъективного на­чала, личности самого творца. В реалистич. эстетике сер. 19 в. термин «П. природе» заменяется понятием правдивого воспроизведения действительности и в даль­нейшем в эстетич. концепциях 19—20 вв. не употреб­ляется.

• Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. ка­тегорий, М., 1965, с. 204—36; V с г d е η i u s W. J., Mimesis. Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Lei­den, 1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike: Nachahmung. Darstellung. Ausdruck, Bern, 1954; S ö r b o m G., Mimesis and art. Studies in the origin and early development of an aesthetic vocabulary, Stockh., 1966.

ПОДСОЗНАТЕЛbНОЕ, см. Бессознательное. ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positi-vus — положительный), филос. направление, осно­ванное на принципе, что всё подлинное, «положит.» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объе­динения и что философия как особая наука, претендую­щая на самостоят. исследование реальности, не имеет права на существование.

П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеа­лизму.

Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель Конт провозгласил решит. разрыв с филос. («метафизич.») традицией, считая, что наука не нужда­ется в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза науч. знания, за к-рым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к

ПОЗИТИВИЗМ 505

общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку П. не имеет дела с «метафизич.» проблемами, он отвер­гает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к к-рым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму. Однако наряду с субъек­тивно-идеалистической тенденцией контовский П. со­храняет некоторые элементы естественнонаучного ма­териализма, идущего от традиций французского Про­свещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказы­вает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.

Представителями первой, «классич.», формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаф-фит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистич., субъективно-идеалистич. тенденций (Дж. С. Милль, Спенсер, в России — В. В. Лесевич, M. M. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, II. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих «синтетич.» обобщениях открытия естествознания 2-й пол. 19 в., развивает агно-стич. учение о непознаваемости объективной реально­сти, в сущность к-рой можно проникнуть лишь посред­ством религии, а не с помощью науки. II. оказал значит. влияние на методологию естеств. и обществ. наук (осо­бенно 2-й пол. 19 в.). В кон. 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естеств.-науч. знания (обесценив­шим многие из тех «синтетич.» обобщений, к-рые рас­сматривались самим П. как вечное и неоспоримое при­обретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19—20 вв. Кризису первой фазы П. способ­ствовали интенсивное развитие психологич. исследова­ний, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» филос. вопросов знания, к-рых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им сис­темы ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу науч. исследования, вывести «долж­ное» из «сущего»). Это заставило вновь поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции — махизм (эмпириокритицизм), к-рый носит явно выра­женный субъективно-идеалистич. характер. Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопо­зитивизме, появление к-рого относится к 20-м гг. 20 в. и к-рый является современным, третьим этапом эволю­ции П. (см. также Венский кружок, Логический позити­визм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных филос. проблем, сосредоточива­ется на частных логико-методологич. исследованиях, на анализе языка науки.

• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Нареки и И. С., Очерки по истории П., М., 1960; Кон И. С., П. в социологии, Л., 1964; Бурж. философия ка­нуна и начала империализма, М., 1977; Ш к у p и н о в П. С., П. в России 20 в., М., 1980; F o u i l l ё е A., Le mouvement positiviste et la conception sociologique du monde, P., 1896; Simon W. M., European positivism in the nineteenth centu­ry, Ithaca (N. Y.), 1963.

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. γνώ ι σαυτόν, лат. nosce te ipsum), изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона— Протагор 343 а 8—bЗ), было принесено в дар Аполлону «семью мудрецами» (ав­тором его в антич. источниках чаще всего называется Хилон из Лакедемона, реже — Фалес или др. «мудре­цы»). Другое предание приписывало его мифич. жрице-