200 Идеология
радикальная, интернационалистская пли националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И., к-рый связывает познание социальной действительности с интересами того или иного класса. При этом класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр., буржуазия в период её восходящего развития). Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями обществ. развития, что и выражается в совпадении партийного, классового и науч.-объективного подхода к действительности в рамках марксизма -ленинизма.
Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами, к-рые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ. психология данного класса, создающая определ. почву для выработки, распространения и усвоения его И. Анализируя механизм формирования и распространения науч. И., Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной обществ. мысли. Носителем науч. И. является передовой и сознат. авангард революц. рабочего класса — его политич. партия. Она вносит науч. И. в массы, в рабочее движение.
И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и филос. взглядов. В ес-теств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренч. выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ. наук сами выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.
Сама теория И. является ареной острой идейной борьбы. Утверждения об иррациональности, мифоло-гич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности науч. И. широко используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция «деидеологизации» (Д. Белл и др.), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технич. решений», а не И., и потому влияние И. якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергла эту концепцию. Она потерпела крах, что толкнуло бурж. теоретиков в др. крайность — возникла и стала распространяться тенденция к «реидеологизации», отвечавшей стремлениям империалистич. буржуазии усилить идейную борьбу против мира социализма. Характерным как для консервативной, так и для либеральной бурж. И. является антикоммунизм — главное идейно-политич. оружие империализма. Разнообразные анти-империалистич., нац.-освободит. движения сопровождаются сложными идеологич. процессами, в к-рых отражается их направленность и социальная природа.
Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу. Мирного сосуществования с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм несовместим также с любыми попытками ревизии науч. И. как справа, так и «слева». Борьба с бурж. И. и ревизионизмом в органич. сочетании с творч. подходом к марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма как науч. И., связанной с решением кардинальных проблем совр. обществ. развития. Марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунист!«, движения, как могучее идейное средство революц. преобразования мира.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. И., Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунстич. партии, там же, т. 4; M a p к с К., К критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868, там же, т. 32; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893, там же, т. 39; Лен и н В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Осн. вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ке лле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ. сознания, М., 1959; Гак Г. М., Учение об обществ. сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., II. как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Уледов А., Структура обществ. сознания, М., 1968; Социология и И., М., 1969, разд. 1; Т у г а-р и н о в В. П., Философия сознания, М., 1971; Борьба идей в совр. мире, т. 1—3, М., 1975—78; Иванов В., И.: характер и закономерности развития, [пер. с болг.], М., 1977; Филос. проблемы совр. идеологич. борьбы, М., 1978; Б и к к е-н и н Н. Б., Социалистич. И., М., 1978; Яковлев М. В., И. Противоположность марксистско-ленинской и бурж. концепций, М., 1979. В. Ж. Келле.
ИДЕЯ (греч. ιδέα), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. Для Платона И.— это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божеств. духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познават. аспект И. — разрабатывается учение об И. как способе человеч. познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич. идеализме: Кант называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И.- это имманентные цели, согласно к-рым «Я» творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.
В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистич. тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретич. освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: «Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея — единство Begriff а с реальностью» (ПСС, т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, к-рое готово для своего практич. воплощения. Отражение объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находящиеся в органич. единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеч. сознания. Т. о., И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практич. деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.
В зависимости от своего содержания И., отражающие обществ. бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действительность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ. прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых обществ. классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного. Примером передовых И. являются идеи марксизма-ленинизма.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М.. 1970, его же, Энциклопедия филос. наук, т. 1, М., 1974; К о π н и н П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973, гл. 6.
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ίδιος - особенный, своеобразный и γράφω — пишу), гл. обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность к-рого состоит в описании индивидуальных особенностей историч. фактов, формируемых наукой на основе «отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности «существенных». Представления о «ценности» помогают отличать культурные феномены от природных. Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом. Если естествознание устанавливает законы и обобщает, то история — индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исто-рич. индивидуум». Тем самым историч. процесс превращается в совокупность отд. уникальных событий, теряя связность и закономерность. Основанное на метафизическом противопоставлении индивидуального и общего, учение об И. м. в конечном счёте сводит исторический процесс к взаимодействию отд. личностей.
И. м. был попыткой филос. обоснования практики бурж. историографии, особенно школы Л. Ранке. В свою очередь, в соединении с теорией идеальных типов М. Вебера, И. м. вошёл в методологию совр. бурж. философии истории и социологии.
• см. к статьям Номотетическии метод, Винделъбанд, Рик;-керт.
ИЕРАРХИЯ (греч. ιεραρχία, от ιερός — священный и ΐρχή — власть), принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинённый по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на выполнении определ. круга функций, причём на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции согласования, интеграции. Необходимость иерархич. построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отд. стороны функционирования системы; на более высокие уровни поступает обобщённая информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом. В реальных системах иерархич. структура никогда не бывает абсолютно жёсткой — И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней но отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации. Понятие И. широко применяется в различных областях
ИЕРАРХИЯ 201
совр. науки в связи с распространением идеи и методов кибернетики и системного подхода.
Термин «И.» был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христ. церкви. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и характеристики структуры власти, в особенности бюрократии. В совр. бурж. социологии многочисл. исследования посвящаются И. престижа, богатства, власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, обществ. неравенства.
«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ», термин, использованный В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологич. концепции, к-рая утверждает, что ощущения являются условными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами. «И. т.» была разработана нем. физиологом Г. Гельм-гольцем на основе т.н. закона специфич. энергии органов чувств. сформулированного нем. физиологом И. Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным устройством органов чувств. каждый из к-рых представляет собой замкнутую систему). Критика «И. т.» была дана Лениным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство между образом и отображением. При этом диалектич. материализм отвергает метафизич. толкование ощущений как тождественных реальным вещам.
ИЗМЕРЕНИЕ, познават. процесс, определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную (к единице И.). Полученное в результате И. число (выражающее такое отношение) наз. численным значением измеряемой величины. По характеру выполняемых в процессе И. операций различают прямые и косвенные И.; в последнем случае измеряется не непосредственно измеряемая величина, а нек-рая другая, связанная с ней заранее известным соотношением. И. органически связано с наблюдением и экспериментом, образуя вместе с ними эмпирич. основу науч. познания. Отвергая концепции И., характерные для позитивизма (толкующего И. как источник физич. законов и физич. величин) и операцио-нализма (сводящего содержание физич. понятий к отд. операциям И.), диалектич. материализм рассматривает И. как важнейший момент в отражении объективно существующих соотношений между материальными объектами.
* Бриджмен П. В., Анализ размерностей, пер. е англ., .—М., 1934; Лебег А., Об И. величин, пер. с франц., М., I9602; Мельников О. А., О роли И. в процессе познания, Новосиб., 1968.
ИЗМЕРЕНИЕ в социальном исследовании, способ упорядочения социальной информации, при к-ром системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду измеряемых социальных фактов. Различные меры повторяемости, воспроизводимости социальных фактов и являются социальными измерениями, или шкалами. С развитием общества получают распространение простые шкалы — ден. оценка труда, разряды квалификации, оценка успехов в обучении (система баллов), спорте и др. И. в обществ. науках отличается от таких «естественных» шкал точным определением измеряемых признаков и правил построения шкалы.
В социальных исследованиях И. впервые вошли в употребление в 1920—30-х гг., когда исследователи
- Энциклопедический словарь
- Философский
- Москва «советская энциклопедия»
- 6 Абсолютное
- 8 Абстракция
- Австромарксизм 9
- 10 Автогенез
- 14 Адлер
- 16 Аккультурация
- 18 Алан
- 20 Аллегория
- 22 Анаксагор
- 24 Аналитические
- 26 Ансельм
- 28 Антиномия
- 30 Антиципация
- 32 Апостериори
- 34 Аристотелизм
- 36 Аристотель
- 38 Аркесилай
- 40 Астика
- Атомистика 41
- 42 Атрибут
- 44 Бадараяна
- 46 Баумгартен
- 48 Белл
- 50 Бердяев
- 52 Берталанфи
- 54 Биологическое
- 56 Боас
- 58 Богословско
- 62 Брйджмен
- 64 Буддхи
- 66 Буржуазная
- 68 Буриданов
- Бытие 69
- 70 Быховский
- 72 Бюхнер
- 76 Веблен
- 78 Верификация
- 80 «Вехи»
- 84 Винцент
- 86 Влечение
- 88 Война
- 90 Вольф
- 92 Вопросы
- 94 Время
- 96 Вульгарный
- 98 Выготский
- 100 Гальтон
- 102 Гартли
- 104 Гегельянство
- 106 Гейлинкс
- 108 Географическая
- 110 Гербарт
- 112 Герметизм
- 116 Гипотетико
- 118 Глубинная
- 120 Гобино
- 122 Государственный
- 124 Государство
- 126 Готама
- 128 Грех
- 130 Гудмен
- 132 Гуны
- 134 Дамаский
- 136 Дарвинизм
- 138 Движение
- 140 Деидеологизация
- 142 Декадентство
- 144 Деметрий
- 146 Демократия
- 148 Демонстрация
- 150 Дешан
- 152 Джаймини
- 154 Дзэн
- 156 Диалектика
- 158 Диалектика
- 160 Диалектический
- 162 Диалектический
- 164 Дизъюнкция
- 166 Диктатура
- 168 Диоген
- 170 Дифференциальная
- 172 Добролюбов
- 174 Доказательство
- 176 Достаточного
- 178 Дуализм
- 180 Дхарма
- 182 Дюэм
- 184 Ересь
- 186 Жизнь
- 188 Заблуждение
- 190 Защитные
- 192 Знанецкий
- 194 Ибн сина
- 196 Идеализация
- 198 Идеи
- 200 Идеология
- 202 Иероглифов
- 204 Императив
- 206 Индивид
- 208 Индустриальное
- 210 Интеграция
- 212 Интеллигибельный
- 214 Интериоризация
- 216 Интроспективная
- 220 Иовчук
- 222 Исключённого
- 224 Ислам
- 226 Исследование
- 228 Исторический
- 230 Исторический
- 232 История
- 234 Исчисление
- 236 Йогачара
- 238 Кабанис
- 240 Казуистика
- 244 Кан ювэй
- 246 Капитализм
- 248 Каппадокийский
- 250 Касб
- 252 «Катедер-социализм»
- 254 Кедворт
- 256 Киреевский
- 258 Классовая
- 260 Классы
- 262 Клаус
- 264 Коллектив
- 266 Коммунизм
- 268 Коммунизм
- 270 Коммунистическое
- 272 Кондильяк
- 274 Конструктивная
- 276 Конформизм
- 278 Конфуций
- 280 Корнфорт
- 282 Котарбиньский
- 284 Крижанич
- 286 Критика
- 288 Критика
- 290 Кроссер
- 292 Куайн
- 294 Культура
- 298 Лавров
- 300 Ламенне
- 302 Лебон
- 304 Легизм
- 306 Ленин
- 308 Ленин
- 310 Лесевич
- 312 Либкнехт
- 314 Ликей
- 316 Логика
- 318 Логика
- 320 Логика
- 322 Логические
- 324 Локаята
- 326 Лосский
- 328 Лу цзююань
- 330 Людвиг
- 332 Мабли
- 334 Макиавелли
- 336 Малиновский
- 338 Манифест
- 340 Манхейм
- 342 Маркович
- 344 Марксизм-ленинизм
- 346 Марксизм-ленинизм
- 348 Массовая
- 350 Материализм
- 352 Материализм
- 354 Материя
- 356 Махизм
- 358 Мелисс
- 360 Меньшевиствующий
- 362 Метафизика
- 364 Метаязык
- 366 Методология
- 368 Метриопатия
- 370 Микросоциология
- 372 Мимесис
- 374 Мирное
- 376 Мистика
- 378 Мифы
- 380 Михельс
- 382 Модель
- 384 Мокша
- 386 Монизм
- 388 Морган
- 392 Мэйо
- 394 Навья-ньяя
- 396 Народная
- 398 Народность
- 400 Народонаселение
- 402 Настика
- 404 Наука
- 406 Наука
- 408 Научно-техническая
- 410 Научно-технический
- 412 Научный
- 414 Национализм
- 416 Национальный
- 418 Начала
- 420 Недонсель
- 422 Необходимость
- 424 Неодаосизм
- 426 «Неомарксизм»
- 428 Неопозитивизм
- 430 Неосхоластика
- 432 Неоэволюционизм
- 434 Непротиворечивость
- 438 Нищета
- 440 Новый
- 442 Ноумен
- 444 «О душе»
- 448 Общественное
- 450 Общественные
- 452 Община
- 454 Объективный
- 456 Оккамизм
- 458 Онтология
- 460 Определение
- 462 Оптимизм
- 464 Организмические
- 466 Ортега-и-гасет
- 468 Основной
- 470 Отношение
- 472 Отчуждение
- 474 Павлов
- 476 Панентеизм
- 478 Парацельс
- 480 Парсонс
- 482 Партия
- 484 Патриотизм
- 486 Первобытнообщинная
- 488 Переход
- 490 Перцепция
- 492 Пиаже
- 494 Пифагор
- 496 Платон
- 498 Платонизм
- 500 Плеханов
- 502 Плутарх
- 504 Поведение
- 506 Познай
- 508 «Политика»
- 510 Политическая
- 512 Политцер
- 514 Поппер
- 516 Порецкий
- 518 Потребности
- 520 Правило
- 522 Прагматика
- 524 Пратитьясамутпада
- 526 Предметность
- 528 Престиж
- 530 Природа
- 532 Причинность
- 534 Прогресс
- 536 Производительные
- 538 Происхождение
- 540 Пропедевтика
- 542 Протагор
- 544 Противоположность
- 546 Противоречия
- 548 Психоанализ
- 550 Психология
- 552 Птолемей
- 554 Рабовладельческая
- 556 Рабочий
- 558 Равенство
- 560 Радищев
- 562 Разделение
- 564 Различие
- 566 Расово-
- 568 Расы
- 570 Реализм
- 572 Реальность
- 574 Революция
- 576 Рейхенбах
- 578 Релятивизм
- 580 Реформа
- 582 Речь
- 584 Риккерт
- 586 Робине
- 588 Ростоу
- 590 Самадхи
- 592 Санкции
- 594 Сатья
- 596 Свобода
- 598 Свободомыслие
- 600 Селлерс
- 602 Семь
- 604 Сенека
- 606 Сигер
- 608 Симметрия
- 610 Сирацкий
- 612 Система
- 614 Скандха
- 616 Служащие
- 618 Смирнов
- 620 Совесть
- 622 Созерцание
- 624 Сознательность
- 626 Соловьёв
- 628 Софизм
- 630 Социализм
- 632 Социалистическая
- Социалистический 633
- 634 Социалистическое
- 636 Социальная
- 638 Социальный
- 640 Социологические
- 642 Социология
- 644 Социометрия
- 646 Спенсер
- 648 Спиритуализм
- 650 Справедливость
- 652 Средний
- 654 Стереотип
- 656 Страта
- 658 Структурно
- 660 Сублимация
- 662 Субъективный
- 664 Сумма
- 666 Сущность
- 670 Тарский
- 672 Теизм
- 674 Темперамент
- 676 Теология
- 678 Теория
- 680 Теософия
- 682 Тест
- 684 Тимашев
- 686 Титченер
- 688 Тойнби
- 690 Торо
- 692 Традиция
- 694 Трансцендентальный
- 696 Труд
- 698 Турен
- 700 Уайтхед
- 702 Универсалии
- 704 Уотсон
- 706 Урбанизация
- 708 Установка
- 710 Утопия
- 712 Файхингер
- 714 Фашизм
- 716 Фейерабенд
- 718 Феноменологическая
- 720 Феодализм
- 722 Феодальный
- 724 Физикализм
- 726 Филон
- 728 Философия
- 730 Философия
- 732 Философия
- 734 Философия
- 736 Философские
- 738 Философские
- 740 Философский
- 742 Фишер
- 744 Формализм
- 746 Формация
- 748 Франкфуртская
- 750 Фрустрация
- 752 Футурология
- 756 Холизм
- 758 Христианство
- 760 Художественный
- 762 Целесообразность
- 764 Ценностные
- 766 Цинизм
- 770 Человек
- 772 Чернышевский
- 774 Чикагская
- 776 Чувства
- 778 Шартрская
- 780 Шеллингианство
- 782 Шинкарук
- 784 Шпенглер
- 786 Щепаньский
- 788 Эйхгорн
- 790 Экология
- 792 Эксперимент
- 794 Элиты
- 796 Эмпедокл
- 798 Энгельс
- 800 Энергия
- 802 Эпигенез
- 804 Эразм
- 806 Эстетика
- 808 Эсхатология
- 810 Этика
- 812 Этнометодология
- 814 Юмор
- 816 Язык
- Основные сокращения
- Именной указатель
- А в т ор ы словаря*